Словесность 


Текущая рецензия

О колонке
Обсуждение
Все рецензии


Вся ответственность за прочитанное лежит на самих Читателях!


Наша кнопка:
Колонка Читателя
HTML-код


   
Новые публикации
"Сетевой Словесности":
   
Андрей Баранов. Изгнание из Рая. Стихи
Иван Клочков. Стихотворения.
Александр Корамыслов. Поэт и финифть.
Александр Щедринский. Молчания ночного антитеза. Стихи
Денис Гербер. Будитлянин, или Приснившаяся змея. Рассказ
Ростислав Клубков. Разговоры птиц. Рассказ
Ирина Кадочникова. "Слово, ставшее событьем". Рецензия
Литературные хроники: Поэт перед взглядом тьмы: о стихах Юлии Матониной.


ПРОЕКТЫ
"Сетевой Словесности"

Книжная полка

[01 июля]  
Пантерина Трамич. Главный переход - "Ridero", 2021.
Книга создавалась в течение двенадцати лет, хотя идея возникла ещё в 2001 году. У многих персонажей нет прототипов, они порождены чувством любви автора к многоликости и нарядности бытия. Желание транслировать ощущения от родного города периода детства тоже сыграло видную роль. Не обошлось, мягко скажем, без так называемого магического реализма. Но книга не детская. Будучи выходцем из конструктивистского дома, историком архитектуры, автор особенно гордится конструкцией романа. И юмором впотьмах.






КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
ЧИТАЕМ:  Алексей Смирнов. Собака Раппопорта



Анна Яковлева

Собака Раппопорта



Роман Алексея Смирнова "Собака Раппопорта", изданный в Selfиздат издательства Триумф, - отличное острое блюдо: тут и триллер, и иронический детектив с захватывающей интригой, и интеллектуальное хулиганство. Ибо явственные интонации М.Булгакова здесь полируются приёмами современной постмодернистской пародии: действующие лица - русские транскрипции Шерлока Холмса, доктора Ватсона, Мориарти, превращенного в доктора (дело врачей?). Часть первая чрезвычайно прозрачно названа "Последнее дело Хомского", часть вторая - "Собака Раппопорта", а в последних строчках появляются и пляшущие человечки... Алексея Смирнова вообще отличает жанровая наглость. Сам он не любит никаких "измов", но склонен называть себя мистическим реалистом - реалистом до атомов, до пустоты меж ними, как говорит он сам. И это правда, но не вся.

Кристальным своим слогом автор, прекрасный рассказчик, шаманит, ёрничает и парадоксальным образом завораживает читателя, преображая реальность, которая становится зыбкой и таинственной, чудесным образом приобретая от этого глубину и ясность. Там герои с онемевшими чувствами ведут свою жизнь опущенных идиотов, и мчится повседневность куда-то в весёлом абсурдном круговращеньи, и мы узнаём себя в персонажах, и смеёмся над собою, и ирония становится медиатором жизни и смерти, и осознание нелепости бега в мешках возрождает - как это странно! - давно утраченное желание жить. Я бы выписывала больничный роман Алексея Смирнова по рецепту как мощное средство от расшатанных нервов и депрессии. У нас ведь заведено как? У нас чем ближе литература к жизни, тем она невероятнее, потому что нет ничего такого, чего в России не могло бы быть, и нет слов, как это печально. И истончается пробел между реальностью и вымыслом. И очень русское непереносимое чувство, что под ногами топь и хлябь и мы вечно существуем "по-над пропастью, по самому по краю", вдруг уходит куда-то, потому что - всё возможно, оказывается, не только во сне, но и наяву, и нет тут тоски, и чувствуешь совершенно реальное мистическое основание всех вещей на свете.

Тут случаются трупы - а как же без них в детективе? Но тут нет смакования жестокости. Это триллер, жанр, нагляднее всего повествующий о мистическом, страшной тайне, неизвестном. Но, сложенное в сюжет и переплетённые страницы, страшное перестаёт быть ужасным и становится ручным.

В романе несколько этажей смыслов. Одни читатели снимут только лишь пенки, и они удивительно вкусны. Другие будут долго наслаждаться фантасмагорическим варевом. Но в книгу влюбляются и те, кто ищет легкого чтения, и избалованные эстеты, это точно выстроено, тонко прописано, грустно и очень смешно.



"Собака Раппопорта" - настоящая русская неоклассика, недаром именно так - NEO КЛАССИКА - и названа серия издательства, в которой вышел этот замечательный небольшой шедевр большого писателя.



Обсуждение