Словесность 
// -->

Текущая рецензия

О колонке
Обсуждение
Все рецензии


Вся ответственность за прочитанное лежит на самих Читателях!


Наша кнопка:
Колонка Читателя
HTML-код


   
Новые публикации
"Сетевой Словесности":
   
Анна Аликевич. Тайный сад. Стихи
Андрей Высокосов. Любимая женщина механика Гаврилы Принципа. Стихи
Светлана Максимова. Между дыханьем ребёнка и Бога... Стихи
Елена Севрюгина. На совсем другой стороне реки. Стихи
Айдар Сахибзадинов. Жена. Повесть
Джон Бердетт. Поехавший на Восток. Рассказ, перевод с английского: Евгений Горный
Вячеслав Харченко. Ни о чём и обо всём. Миниатюры
Владимир Алейников. Пуговица. Эссе
Татьяна Горохова. "Один язык останется со мною...". Эссе
Владимир Спектор. Четыре рецензии.
Литературные хроники: Анастасия Фомичёва. Будем знакомы! Вечер памяти поэта Ильи Бокштейна (1937-1999) в рамках арт-проекта "Бегемот Внутри"


ПРОЕКТЫ
"Сетевой Словесности"

Алексей Верницкий. Две строки / шесть слогов

[01 марта]   Избранные танкетки февраля.


        до чего
        покрашен






КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
ЧИТАЕМ:  Георгий Жердев. ...



Анастасия Яновская

Очень вольная рецензия (читаем текст по им же созданным законам)

Помните, я такой же свободный читатель, как и вы.

Проект, о котором пойдет речь - текст, созданный Георгием Жердевым - датируется 21 января 2003 года. Его название обозначено знаком препинания - "..." (многоточие). В широком смысле знак этот понимается и как символ бесконечности, незавершенности, вечного возвращения. Мотив бесконечности с самого начала поддержан и цветовым оформлением фона (одинакового, начиная с титульной страницы) - фон черный, а это, как известно цвет, который поглощает все остальные существующие цвета, заключая их внутрь себя. Если говорить о цветовом оформлении текста, то стоит отметить, что используются цвета наиболее универсальные, но и наиболее контрастные - только белый и черный, кроме того, используется игра оттенков или светотени - многочисленные оттенки серого: краски перетекают друг в друга, вроде бы меняясь, но оставаясь при этом в рамках вечных белого и черного. Слова и картинки, также входящие в текст, - представляют собой частную жизнь человека, о котом идет рассказ - человека с некоей запутанной, но все же своей довольно определенной историей, фон же - черный, всеобъемлющий - своеобразное вечное круженье жизни на планете (ведь может же этот угасающий и высвечивающийся вновь шар на экране символизировать и её - ничто не мешает), где через многоточие рождается и умирает человек - в очках, с суровым лицом в меховой шапке, побывавший в ссылке, с возлюбленной Анной - или какой-то другой. "Два - восемь" (возраст), "красный - зеленый - желтый" (дорога) - это движение, течение частной жизни, "куб-круг" - совершенные, замкнутые геометрические фигуры - вот течение жизни вообще. И нам слышно тиканье часов (время идет) или биение сердца, утроенного многоточием, которое мы видим на черном экране. Вот такая своеобразная реализация лейтмотива - бьющее сердце появляется с самого начала (с титульного листа) в звуке и изображении, затем не сходит с экрана все время (сжимается и разжимается сердечная мышца многоточия), пока в словах и картинках разворачивается жизнь героя, затем удваивается, вываливается на передний план в виде длиннющего слова - МНОГОТОЧИЕ - кульминация, и опять отходит в фон, но присутствует постоянно. Текст разворачивается как длиннющий список последовательно сменяющих друг друга слов (как правило, на экране одновременно присутствуют 3 слова) и картинок, которые перемещаются по экрану, перетекают друг в друга. Некоторые сцепки слов повторяются на протяжении текста не раз (однако не всегда можно заметить после первого же прочтения).Таким образом текст становится процессом, он не статичен, а разворачивается на глазах читателя. Текст принципиально невозможно читать сразу целиком, в смысле охватывать целиком, так как слова меняются одновременно и глаз физически не может уследить за каждой сцепкой, а значит, цепочки прерываются, перемешиваются, при каждом прочтении соединяются по-новому, что гарантирует множественность возможностей прочтения и нахождения новых сюжетных деталей, открывающих семантический потенциал текста. При каждом прочтении происходит трансформация уже вычитанного из текста смысла, и трансформация эта носит двойственный характер: с одной стороны, это расширение смысла, за счет получения новой, ранее не замеченной информации, а с другой стороны - его сужение, ведь при каждом прочтении история изображенного (сфотографированного) героя все больше конкретизируется, уточняется. Первоначально читателя захватывает чисто эпистемический интерес, любопытство, желание разгадать - что же произошло с героем. Ведь кажется, что сюжет задан, но задан так, что содержит в себе разные возможности развития действия. Но в это же время читатель подвержен воздействию какой-то совершенно особой магии текста, заставляющей его не закрывать черно-белое окошко на экране компьютера. Еще одна принципиальная особенность текста - он разворачивается по кругу (закончившись, повторяется с начала, почти без паузы) до тех пор, пока читатель не примет самостоятельное решение прекратить читать. Читатель при этом вовлечен в процесс настолько, что чувствует себя главным создателем текста. Да, сам текст изменить невозможно, но в то же время сам читатель моделирует тот текст, который он каждый раз воспринимает. Во-первых, на каждом новом круге попадают в поле зрения, отпечатываются в сознании новые цепочки слов. Во- вторых, читателю предоставлена возможность самому расставить акценты на том или ином фрагменте текста - он может направить луч и высветить ту или иную часть экрана, он может двигать луч, как будто изменяя угол зрения. Можно прочитать лав-стори (любовь, тело, прошу просто прости, забудь), политический детектив (бойня, облава, ограда, цепь), историю наркомана (вены, полет), притчу и т.д. А можно вычитать и все сразу (не забыть веды - памятники древнеиндийской литературы, которые составляют сборники гимнов и жертвенных формул, теологические трактаты, стихи-схимы - высшая монашеская степень, требующая от посвященного строгого аскетизма, хитин - основной компонент наружнего скелета насекомых, ракообразных и других членистоногих, а также Брута, вереск, лобстера и лобио, расшифровать которое мне так и не удалось). Только не за один круг. А о содержании я ничего говорить не буду, ведь я такой же читатель, как и вы, так что прочтите сами для себя.



Обсуждение