Словесность

[ Оглавление ]




КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ
     
П
О
И
С
К

Словесность



КУАН
или
MORTUI  VIVOS  DOCENT 1 


Первому Президенту суверенного Казахстана и его землякам-каскеленцам
ПОСВЯЩАЕТСЯ 2 


История эта при внешней необычности и даже нелепости произошла действительно. Свидетелями всех описанных ниже событий были жители южно-казахстанского села Каcкелен и расположенного рядом с ним не менее многолюдного военного гарнизона доблестной Советской Арии во главе с полковником войск связи Антоном Петровичем Расторгуевым - высоким, широкоплечим, крепким телом и рассудком, с правильными чертами лица, почти не пьющим, аккуратно подстриженным, выбритым, одетым в чистую, хорошо проглаженную форму, при ярко начищенных, всегда выглядевших безупречными сапогах и при золотых на левом запястье часах, подаренных ему от имени командующего Среднеазиатским военным округом, генерала армии Федюнинского, как утверждалось в гравировке на их обороте, "за победу в социалистическом соревновании войск связи ТуркВО" 3 .

Первым рассказал мне эту историю участник этих событий, мой близкий друг Бауржан Умурзакович Абдугулов, ныне покойный, а в те давнесоветские времена - обычный аульский мальчишка, хотя и сын знаменитого чабана колхоза тогда еще "имени Сталина" Умурзака Абдугулова и его жены Айши, матери пяти детей: Гульнары, Бауржана, Алии, Мариам и Каната. Они, как и все жители села Каскелен, расположенного в казахстанской предгорной степи на границе с Киргизией, были не только свидетелями описанных ниже событий, но и учсастниками оных. Ну, а мне пришлось оказаться внутри этого процесса трасформации осла в героя новобылинных сказаний в период завершения этой во многом странной и одновременно такой простой истории.

Коллега Бауржана и друг нас обоих Клышбек Абилов по мотивам этой истории даже написал песню, которую в сопровождении домбры 4  исполнял на всякого рода айтысах 5  в Чуйском, Красногорском, Курдайском и Мойынкумском районах, а также на разного рода смотрах художественной самодеятельности в 1980-х годах. Публику песня изрядно веселила, но членов всевозможных серьезнолицых жюри заставляла хмуриться и, укоризенно покачав головами, к наградам не представлять. Потому как мнение народное и мнение администраторов редко совпадают.

Словом, оснований не верить в то, что все произошло именно так, а не иначе, у вас, читатель, быть не должно, хотя некоторые детали истории могут заставить кое-кого сомневаться в правдивости повествования. Но, как говорится в старинной русской поговорке, "не любо - не слушай, а врать не мешай". В гомеровскую Трою тоже многие века не верили всевозможные администраторы. Но пришел на берег Эгейского моря никем не назначенный на роль открывателя Шлиман, раскопал старый холм - и обнаружил развалины Трои, а вместе с ними "сокровища Приама". И тем самымим доказал, что мнению администраторов доверять нельзя.

Ну, а мне придется тут предстать в этой истории одновременно и Гомером, повествующим о падении великого аула Каскелен, и его Шлиманом. Хотя - в отличие от Гомера - я не слеп, а хром, хожу с изящной германского производства клюкой в правой руке, а в отличие от российского подданного германского происхождения Шлимана я - германский гражданин российского происхождения. То есть всё с точностью наоборот, всё не по правилам, утвержденным администраторами.

Но что уж поделаешь... Кроме меня рассказать о том, как происходили метаморфозы образа Куана, некому. Шлиману довелось раскрыть глаза человечеству на Трою, мне - на Каскелен 6 .




Содержание:

ЧАСТЬ  ПЕРВАЯ.  СОВЕТСКАЯ
ЧАСТЬ  ВТОРАЯ.  СУВЕРЕННАЯ
ЧАСТЬ  ТРЕТЬЯ.  МИФОЛОГИЧЕСКАЯ


    ПРИМЕЧАНИЯ

     1  МЁРТВЫЕ УЧАТ ЖИВЫХ (латинская поговорка).

     2  Почему именно им, будет сказано в самом конце романа.

     3  Надпись эту вспомнили в 2002 году видевшие оную за сорок лет до описанных здесь событий 24 жителя Каскелена, но крупнейший западногерманский специалист по истории советских вооруженных сил С. Герман высказал сомнение в достоверности процитированного текста. Немцы ведь знают нашу армию лучше нас.

     4  Домбра - казахский национальный щипковый инструмент.

     5  Айтыс - соревнование импровизаторов-песенников (акынов), одно из типичных и особо почитаемых развлечений степных народов.

     6  Должен, однако, при публикации отметить одну деталь. Написанная вчерне повесть эта была показана моим друзьям и знакомым из Казахстана с целью обнаружения там ошибок и несуразностей. В результате, выяснилось, что некоторые из ныне живущих персонажей не хотят, чтобы их имена и имена их близких фигурировали в этом повествовании - и они предложили заменить их другими. Так, например, вместо генерала армии Федюнинского здесь назван маршал Гречко, который на самом деле в эти годы был Главнокомандующим группы советских войск в Германии. Изменить пришлось и названия некоторых географических пунктов. Но в целом, все читатели остались моей реставрацией жизни и великих деяний величайшего из всех ослов всех времен и народов довольными. Если кто захочет произвести дальнейшую редакцию этого текста, может сообщить о своих пожеланиях по адресу v.kuklin@mail.ru - и в последующих изданиях этой правдивой истории изменения будут учтены.




© Валерий Куклин, 2012-2016.
© Сетевая Словесность, публикация, 2012-2016.





 
 


НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Константин Стешик: Рассказы [Умоляю вас, никогда не забывайте закрывать входную дверь в квартиру! Слышите? Никогда! Я знаю, о чём говорю, потому что это именно я тот, кто однажды...] Семён Каминский: Пицца-гёрл [Сначала вместе с негромкой музыкой появлялась она - в чёрном трико, очаровательная, тоненькая, с большими накладными ресницами...] Борис Кутенков: На критическом ипподроме [Полемика со статьей Инны Булкиной "Критика.ru" ("Знамя", 2016, N5) о состоянии жанра литературной критики в настоящее время.] Владимир Алейников: Лето 65 [Собиратели пляшут калеча / кругозор предназначен другим / нас волнует значение речи / и торжественный паводок зим] Алексей Морозов (1973-2005): Стихотворения [Не покидая некоторых мест, / кормиться тем, что вьюга не доест. / Сидеть в кустах, которыми она кустится. / И оборвать её цветок. / И отнести...] Айдар Сахибзадинов: Три рассказа [Конечно, расскажи я об этом в обществе, надо мной посмеются. Есть у меня странности, от которых не могу избавиться. Это, наверное, душа болит и получается...] Владимир Гольдштейн: Душевная история [Неужели в аду есть дурдом?! Или в раю?.. У Моуди об этом ничего нет... Не-а, наверное, это я сама тронулась... От пережитого...] Максим Алпатов: Мгновения едкий свист (О книге Александра Бугрова "Стихотворения") [Пока поэт не прищурится, музыки не будет. Его задача - сфокусировать оптику на неслышимых, неосязаемых явлениях и буквально заставить их существовать...] Любовь Колесник: Тебе не может больно быть. Ты слово... [Проходя по земле, каблуками целуя асфальт, / из которого лезет случайно посеянный тополь, / понимаю - мне не о ком плакать и некого звать / на отдельно...] Андрей Баранов: Тринадцать стихотворений [Здесь жизни прожитой страницы. / Когда-то думалось - сгодится / всё это, как крыло для птицы, / но не сгодилось никуда...]
Словесность