Словесность

[ Оглавление ]






КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ
   
П
О
И
С
К

Словесность



КУАН
или
MORTUI  VIVOS  DOCENT 1 


Первому Президенту суверенного Казахстана и его землякам-каскеленцам
ПОСВЯЩАЕТСЯ 2 


История эта при внешней необычности и даже нелепости произошла действительно. Свидетелями всех описанных ниже событий были жители южно-казахстанского села Каcкелен и расположенного рядом с ним не менее многолюдного военного гарнизона доблестной Советской Арии во главе с полковником войск связи Антоном Петровичем Расторгуевым - высоким, широкоплечим, крепким телом и рассудком, с правильными чертами лица, почти не пьющим, аккуратно подстриженным, выбритым, одетым в чистую, хорошо проглаженную форму, при ярко начищенных, всегда выглядевших безупречными сапогах и при золотых на левом запястье часах, подаренных ему от имени командующего Среднеазиатским военным округом, генерала армии Федюнинского, как утверждалось в гравировке на их обороте, "за победу в социалистическом соревновании войск связи ТуркВО" 3 .

Первым рассказал мне эту историю участник этих событий, мой близкий друг Бауржан Умурзакович Абдугулов, ныне покойный, а в те давнесоветские времена - обычный аульский мальчишка, хотя и сын знаменитого чабана колхоза тогда еще "имени Сталина" Умурзака Абдугулова и его жены Айши, матери пяти детей: Гульнары, Бауржана, Алии, Мариам и Каната. Они, как и все жители села Каскелен, расположенного в казахстанской предгорной степи на границе с Киргизией, были не только свидетелями описанных ниже событий, но и учсастниками оных. Ну, а мне пришлось оказаться внутри этого процесса трасформации осла в героя новобылинных сказаний в период завершения этой во многом странной и одновременно такой простой истории.

Коллега Бауржана и друг нас обоих Клышбек Абилов по мотивам этой истории даже написал песню, которую в сопровождении домбры 4  исполнял на всякого рода айтысах 5  в Чуйском, Красногорском, Курдайском и Мойынкумском районах, а также на разного рода смотрах художественной самодеятельности в 1980-х годах. Публику песня изрядно веселила, но членов всевозможных серьезнолицых жюри заставляла хмуриться и, укоризенно покачав головами, к наградам не представлять. Потому как мнение народное и мнение администраторов редко совпадают.

Словом, оснований не верить в то, что все произошло именно так, а не иначе, у вас, читатель, быть не должно, хотя некоторые детали истории могут заставить кое-кого сомневаться в правдивости повествования. Но, как говорится в старинной русской поговорке, "не любо - не слушай, а врать не мешай". В гомеровскую Трою тоже многие века не верили всевозможные администраторы. Но пришел на берег Эгейского моря никем не назначенный на роль открывателя Шлиман, раскопал старый холм - и обнаружил развалины Трои, а вместе с ними "сокровища Приама". И тем самымим доказал, что мнению администраторов доверять нельзя.

Ну, а мне придется тут предстать в этой истории одновременно и Гомером, повествующим о падении великого аула Каскелен, и его Шлиманом. Хотя - в отличие от Гомера - я не слеп, а хром, хожу с изящной германского производства клюкой в правой руке, а в отличие от российского подданного германского происхождения Шлимана я - германский гражданин российского происхождения. То есть всё с точностью наоборот, всё не по правилам, утвержденным администраторами.

Но что уж поделаешь... Кроме меня рассказать о том, как происходили метаморфозы образа Куана, некому. Шлиману довелось раскрыть глаза человечеству на Трою, мне - на Каскелен 6 .




Содержание:

ЧАСТЬ  ПЕРВАЯ.  СОВЕТСКАЯ
ЧАСТЬ  ВТОРАЯ.  СУВЕРЕННАЯ
ЧАСТЬ  ТРЕТЬЯ.  МИФОЛОГИЧЕСКАЯ


    ПРИМЕЧАНИЯ

     1  МЁРТВЫЕ УЧАТ ЖИВЫХ (латинская поговорка).

     2  Почему именно им, будет сказано в самом конце романа.

     3  Надпись эту вспомнили в 2002 году видевшие оную за сорок лет до описанных здесь событий 24 жителя Каскелена, но крупнейший западногерманский специалист по истории советских вооруженных сил С. Герман высказал сомнение в достоверности процитированного текста. Немцы ведь знают нашу армию лучше нас.

     4  Домбра - казахский национальный щипковый инструмент.

     5  Айтыс - соревнование импровизаторов-песенников (акынов), одно из типичных и особо почитаемых развлечений степных народов.

     6  Должен, однако, при публикации отметить одну деталь. Написанная вчерне повесть эта была показана моим друзьям и знакомым из Казахстана с целью обнаружения там ошибок и несуразностей. В результате, выяснилось, что некоторые из ныне живущих персонажей не хотят, чтобы их имена и имена их близких фигурировали в этом повествовании - и они предложили заменить их другими. Так, например, вместо генерала армии Федюнинского здесь назван маршал Гречко, который на самом деле в эти годы был Главнокомандующим группы советских войск в Германии. Изменить пришлось и названия некоторых географических пунктов. Но в целом, все читатели остались моей реставрацией жизни и великих деяний величайшего из всех ослов всех времен и народов довольными. Если кто захочет произвести дальнейшую редакцию этого текста, может сообщить о своих пожеланиях по адресу v.kuklin@mail.ru - и в последующих изданиях этой правдивой истории изменения будут учтены.




© Валерий Куклин, 2012-2016.
© Сетевая Словесность, публикация, 2012-2016.





 
 


НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Дмитрий Близнюк: Осень как восемь [Все эти легкие чувства - шестые седьмые, восьмые - / твои, Господи, невесомые шаги. / А все мои слова - трехтонные одноразовые якоря; / я бросаю...] Айдар Сахибзадинов: Война [Мы познакомились, кое-что по-немецки я знал. Немец по-русски - десяток слов. Я выведал, что он живет на берегу моря, там хорошо, и когда бьет волна, прохладная...] Владимир Алейников: Отец [Личность - вот что сразу чувствовали все, без исключения, от простых людей, с улицы, до людей искусства. И ещё - сберегающий тайну. Хранитель традиции...] Сергей Комлев: Банальности маленький друг [Был мне ветер. Жилось мне приветно и споро. / Где б ни падал, являлася всякая чудь. / И казалось всегда мне - что скоро, что скоро, что скоро. / ...]
Читайте также: Владимир Алейников: Большой концерт | Андрей Анипко (1976-2012): Призрак арктической нелюбви | Людмила Иванова: Колыбельная Мурманску (О поэзии Андрея Анипко) | Семён Каминский: Учебное пособие по строительству замков из песка | Виктория Кольцевая: Несмыкание связок | Татьяна Литвинова: Два высоких окна | Айдар Сахибзадинов: О братьях моих меньших (дачная хроника) | Олег Соколенко: Вторая тетрадь | Ирина Фещенко-Скворцова: Попытка размышления о критериях истины в поэзии | Мария Закрученко: Чувство соприсутствия (О книге: Уйти. Остаться. Жить. Антология литературных чтений "Они ушли. Они остались" (2012 – 2016). Сост. Б.О. Кутенков, Е.В. Семёнова, И.Б. Медведева, В.В. Коркунов. – М.: ЛитГост, 2016) | Владислав Кураш: Айда в Америку: и Навеки с Парижем | Алексей Ланцов: Сейм в Порвоо, или как присоединяли Финляндию к России | Владислав Пеньков: Снежный век | Иван Стариков: Послание с другого берега (О книге Яна Каплинского "Белые бабочки ночи" - Таллинн: Kite, 2014) | Николай Васильев: Сестра моя голос
Словесность