![]() |
Наши проекты |
|
|
![]()
Ася (Настасья Денисовна) Климанова родилась 17 ноября 1993 г. в Москве. К трем годам почти полностью потеряла речь, с тех пор общалась только письменно, с поддержкой руки. Позже у Аси была диагностирована эпилепсия. Несмотря на все, в жизни она очень мало походила на "особого ребенка", "особого подростка", "человека с особыми потребностями". А к ее творчеству и подавно не подойдешь с такой меркой, с какой М. Цветаева некогда подходила к восхищавшим ее "стихам малых мира сего"...
С 2004 по 2010 г. Ася училась в известной московской школе "Ковчег". Литературной учебы как таковой в ее жизни не было. Можно, при желании, вычитать у нее и увлечение русским XVIII-м веком, и не заимствованные - очень лично, "пристрастно" прожитые образы стихов Тютчева, Арсения Тарковского, Пастернака, Цветаевой, Т.С. Элиота, Эмили Дикинсон. Но одно имя всегда стояло для нее особняком: Анненский. Это был "ее" поэт, в полном смысле слова. Не меньше, чем книжная поэзия, значили для нее и всевозможные песенные тексты - русские и английские.
Первое свое стихотворение Ася написала в 11. К тому же времени относится и большинство ее живописных работ, которые по мысли и по манере письма тоже никак не назовешь "детскими". Позже ей стало физически трудно рисовать. По тем же причинам не сбылась и ее главная мечта - если Ася хотела быть кем-либо больше, чем поэтом, то только музыкантом. (Многие свои поздние стихи она и рассматривала именно как наброски текстов - своего рода "песни без музыки".)
Из представленных здесь стихов примерно половина написана между 12-ю и 13-ю, остальные - между 14-ю и 16-ю. От последнего года осталось всего два законченных стихотворения (одно из них - "Старые дома...").
Хочется сделать парус
хочется в море плыть
больше не быть поэтом
больше никем не быть...
Ася умерла 27 ноября 2010 г., через десять дней после своего 17-летия.
Денис Климанов
НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ" Сергей Слепухин: Портрет художника ["Красный", "белый", "зеленый" - кто может объяснить, что означают эти слова? Почему именно это слово, а не какое-нибудь другое сообщает о свойствах конкретного...] Виктория Кольцевая: И сквозная жизнь (О книге Александры Герасимовой "Метрика") [Из аннотации, информирующей, что в "Метрику" вошли стихи, написанные за последние три года, можно предположить: автор соответствует себе нынешнему. И...] Андрей Крюков: В краю суровых зим [Но зато у нас последние изгои / Не изглоданы кострами инквизиций, / Нам гоняться ли за призраками Гойи? / Обойдёмся мы без вашей заграницы...] Андрей Баранов: Последняя строка [Бывают в жизни события, которые радикально меняют привычный уклад, и после них жизнь уже не может течь так, как она текла раньше. Часто такие события...] Максим Жуков, Светлана Чернышова: Кстати, о качестве (О книге стихов Александра Вулыха "Люди в переплёте") [Вулыха знают. Вулыха уважают. Вулыха любят. Вулыха ненавидят. / Он один из самых известных московских поэтов современности. И один из главных.] Вера Зубарева: Реквием по снегу [Ты на краю... И смотрят ввысь / В ожидании будущего дети в матросках. / Но будущего нет. И мелькает мысль: / "Нет - и не надо". А потом - воздух...] Читайте также: Юрий Гладкевич (Юрий Беридзе): К идущим мимо | Роман Иноземцев: Асимптоты | Кристина Крюкова: Прогулки с Вертумном | Юрий Макашёв: Доминанта | Савелий Немцев: Поэтическое королевство Сиам: от манифеста до "Четвёртой стражи" | Елена Севрюгина: Лететь за потерянной стаей наверх (о некоторых стихотворениях Кристины Крюковой) | Юрий Тубольцев: Все повторяется | "Полёт разборов", серия 70 / Часть 1. Софья Дубровская | Владимир Алейников: Вдвоём (1967) | Лейла Дмитриева: Оолонг | Игорь Исаев: И бесконечна вереница дней... | Татьяна Костандогло: Энергия вибрирующей мысли | Лада Миллер: Мартовский бульон | Татьяна Парсанова: Скорый поезд | Владимир Серебренников (1968-2021): Рисунок тенью