Словесность

[ Оглавление ]




КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ
     
П
О
И
С
К

Словесность




Глава вторая.  ШУМЕР


  • Кто? Откуда пришли? Куда ушли?
  • Происхождение Шумера
  • Убайд
  • Первая цивилизация
  • Шумерский "Элохим"
  • МЕ
  • Масло
  • Храмы
  • Главный ритуал
  • Города
  • Религиозная революция


  • Кто? Откуда пришли? Куда ушли?

    Первая цивилизация человечества - шумерская - возникла на илистой (аллювиальной) почве меж двух рек - Тигром (idigna) и Евфратом (buranun). В этом горячем и влажном лоне, этом охвате рук-рек, на пересечении несущих вод и столбенящей жары, в иле-глине превращения в форму, родилась цивилизация посреди дикости и история посреди беспамятства. Меж быстрого восточного Тигра и степенного западного Евфрата вдруг, из мутного цивилизационного водяного наноса, а можно сказать из ничего, появился народ, который затеял то мировое устройство, которое застыло как изваяние и уже никто его не в силах изменить - разве что поломать.

    Если восток и запад этой колыбели определяли реки, то север ограничивался "Таврическими горами" [1], а юг - "Персидским заливом", в который тогда еще раздельно впадали Евфрат и Тигр (сейчас они предварительно сливаются в реку Шатт-эль-Араб).

    Приблизительно с 40 века до нашей эры в низовьях двух великих рек появились шумеры - племя, происхождение которого до сих пор окутано тайной. Слово "шумеры" - значительно позднее самого народа: mät šumeri на значительно более позднем вавилонском наречии означает "страна шумер", хотя генетика самого слова "шумер" осталась неясной [2].

    Народ сей называл страну "кенги" - KI.EN.GI (r) [3] - "земля праведников", "земля надежных хозяев", "земля хозяев цивилизации", из чего ясно, что шумеры вполне осознавали свое избранничество и свою роль. Более того, шумеры были убеждены, что цивилизация и все ее атрибуты - суть ДАР НЕБЕС, и они только слуги и исполнители БОЖЕСТВЕННОГО ЗАМЫСЛА. Это важно отметить, дабы понять смысл Шумер, как произведения Божия.

    Другие самоопределения страны шумеров:

    Общественно-гражданское: KALAM - "страна (шумер)", "отчизна", "нация" [4] и религиозно-философское: KUR.GAL - "великая гора", метафора для Шумера как места, где земля встречается с небом. На самом деле в Шумере не было гор и само понятие KUR ("гора") синонимично таким понятиям как "чужеземье", "иной мир". В данном случае шумерские жрецы ассоциировали свою родину с "горой", дабы подчеркнуть ее близость Богу.



    Как они выглядели?

    Себя называли "черноголовыми" - "саи" или "саига" - sa-i (-ga) [5], а шумерский народ - "унсаи" - un sa-i.

    Но вот рисунок "Голова шумера" в солидном Zexicon zur Bible:

    Прямо скажем, неожиданный портрет! У меня он вызывает ассоциации не с древними, а, наоборот, с людьми будущего, с инопланетянами. Слишком большие уши, практически отсутствующий подбородок, - понятно, почему шумерские властители носили накладную бороду!

    Если убрать такую бороду у грозного шумеро-аккадского императора Саргона Великого (рис. там же), мы получим вполне миролюбивое лицо:

    Впрочем, нельзя путать шумеров с аккадцами - северным полукочевым семитским народом, который в 23 веке до н.э. захватил Шумер, как варвары захватили Рим, ассимилировался в нем как вестготы и создал уникальную первую империю Шумеро-Аккадскую [6], которая в дальнейшем претерпела немало метаморфоз: Шумерский ренессанс, захват аморреями и гибель Шумер, Старовавилонское царство, Касситский период, Ассирию, Нововавилонское царство, Персию, Эллинизм, наконец, арабизацию.



    Шумеры - пришельцы в Междуречье и это тоже один из столпов шумерской веры. Они пришли в Месопотамию где-то в 40-42 веке до н.э., а родиной своей считали гористый остров-рай Тильмун (или Дильмун), об идентификации которого до сих пор спорят ученые.

    Надо подчеркнуть, что Тильмун шумеры считали родиной не только своей, но и всего человечества, т.е. имеется в виду прародина, некий Эдем, который, увы, вознесся в небеса параллельно с проклятием и низвержением человека.





    Происхождение Шумера

    Возможно шумеры - это выходцы из горной "Аратты-Арарата", некоей парадигмы Первой Страны-Земли человечества после потопа (см. главу 3), давшей понятие "ариев". Я предполагаю, что первый Шумер (Синар) вошел в Междуречье именно с северо-востока, как Авраам вошел в Ханаан.

    С оправданной степенью вероятности можно также предположить, что шумеры были из колена Яфета, которые пришли на землю, занятую сынами Хама ("убейдцами"). Впоследствии Междуречье завоевали степняки семиты-аккадцы. Так что Шумер - истинная земля смешения.

    Тут нам надо четко разобраться в пространстве и времени, от этого зависит понимание нами самого феномена Шумер.

    Итак, первое пристанище - "стоянка", "страна" - спасенного от потопа человечества - гора Арарат (точнее "горы Араратские", т.е. Араратское нагорье) и ее окрестности.

    Отсюда, согласно Библии, человечество совершило первую эмиграцию - разумеется на Запад, в Месопотамию:

    2 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.
    (Бытие 11)

    Надо четко определить: Этот первый причал пра-человечества, еще единоречного, еще не та Месопотамия, которая дала цивилизацию. И города, построенные тут первочеловечеством - Вавилон, Эрех (Урук) и др. - это пра-города, построенные на месте допотопных, но еще не вдохновенные поздней шумерской цивилизацией. По-видимому наиболее активными в строительстве были хамиты, жившие еще в одной языковой семье с другими. В особенности выделяется великий градостроитель Нимрод, создатель Вавилона:

    8 Хуш родил также Нимрода; сей начал быть силен на земле;
    он был сильный зверолов пред Господом [Богом], потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом [Богом].
    Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар.
    (Бытие 10)

    Я выделил слово "вначале", которое говорит о том, что перечисленные города имеют и последующие исторические этапы.

    В самом деле, после того, как строительство Вавилона и башни было начато, но не завершено (8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню]. Бытие 11) начался качественно новый этап развития человечества - рассеяние и расселение по всей земле. Достроен Вавилон был уже шумерами, которых пока нет.

    Известно, что род Иафета двинулся на север и восток и ясно что частью заселил прежнюю пра-родину - Араратское нагорье (самый мощный охват расселения, что согласуется с Библией: "27 да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых". Бытие 9). "Вселение в шатры Сима", возможно, означает освоение покинутого общего места обитания - Арарата. Сим двинулся на юг, а Хам - на запад (Ханаан, Африка). Но кто-то же остался на земле перво-Месопотамии. Это остаток первых лингвистически недифференцированных ариев, первая расовая смесь, возможно с некоторой доминантой наиболее сильной хамитской формации (как в Америке доминируют англо-саксы, или в СССР доминировали русские), создавшие тут т.н. халафскую и убайдийскую культуры.

    Но самое интересное - это те, кто заселил вновь пра-родину - Арарат или точнее Урарту [7] (также Аратта).

    Однако, не эта топонимическая линия северо-восточного соседа Месопотамии наиболее интересна, а то, что коренные жители этой страны называли себя халдийцами, а самоназвание горы Арарат - Халди-ха!

    Вот что пишет по этому поводу филадельфийский исследователь Евгений Манин:


    "Коренные жители этой страны, ... сами себя называли халдийцами (по имени своего верховного бога неба Халди [8]), а свою страну - Биайнили. В центре этой гористой страны лежало большое соленое озеро, называвшееся "морем Биайни" (многие исследователи полагают, что позднейшее название озера - Ван это и есть искаженное Биайни). На нагорье было несколько довольно высоких вершин вулканического происхождения (сейчас они называются Себеллан, Сюнхан, Арагац и т.д.), но среди них выделялся покрытый вечным снегом Халди-ха - "Дом Халди" - будущий Арарат"

    ("Seagull" #1 (12) от 9 января 2004 г.)

    Хотят Манин предупреждает не путать "халдийцев" с "халдеями", тут не спутаешь: страна эта (Урарту, Аратта) не что иное как... Халдея, точнее пра-Халдея [9]. Позднее Халдеей стали называть юг Месопотамии и вообще с халдеями связана величайшая путаница человечества, ибо в Библии даже родина патриарха Авраама город Ур назван Уром Халдейским, хотя, якобы, халдеи как племя стали известны только с начала 1 тысячелетия до н.э.

    Одни исследователи говорят, что халдеи - это семитские племена Аравии или Сирии. Другие подчеркивают, что "халдеи" - обозначение вавилонян, именно южных месопотамцев, в отличие от северных ассирийцев. Иногда халдеев ассоциируют именно с ассирийцами. Следует к тому добавить, что в древней Греции и Риме халдеями называли жрецов и гадателей Вавилона, восточных мудрецов, астрологов, магов и т.д.

    Что такое "земля Халдейская"? Где она?



    Тот факт, что Ноева страна, гористая страна на северо-востоке от Междуречья называлась Халдеей, находит свое подтверждение в Книге Юдифи. В этой неканонической повести, написанной, по-видимому, во 2 веке до н.э. и дошедшей до нас только в греческой копии, содержится воистину супер-откровеннический абзац о происхождении шумеров - субстрате возникновения ибри-евреев.



      6 Этот народ происходит от Халдеев.
      7 Прежде они поселились в Месопотамии, потому что не хотели служить богам отцов своих, которые были в земле Халдейской,
      8 и уклонились от пути предков своих и начали поклоняться Богу неба, Богу, Которого они познали; и Халдеи выгнали их от лица богов своих, - и они бежали в Месопотамию и долго там обитали.
      9 Но Бог их сказал, чтобы они вышли из места переселения и шли в землю Ханаанскую; они поселились там и весьма обогатились золотом, серебром и множеством скота.
      10 Отсюда перешли они в Египет, так как голод накрыл лице земли Ханаанской
      (Юдифь 5)


    Ясно, что тут говорится о "Халдейской земле", которая ВНЕ Месопотамии, и ясно, что религиозные протестанты, давшие начало иудеям - шумеры - пришли в Месопотамию, "место переселения", где "долго обитали". Халдеи - первичные, пра-халдеи - вовсе не семитические, а часть иафетического племени, эмигрировавшее как первые колонисты Америки в Месопотамию по религиозным мотивам. Это племя ушло далеко на юг Месопотамии и в дальнейшем именовалось "халдеями" по стране своего исхода. И не так уж не правы поздние исследователи 18-19 века, путавшие халдеев с шумерами. Шумеры - это бывшие халдеи, по странному историко-культурологическому казусу превратившиеся в "новых халдеев", построивших Нововавилонское царство.

    Небывалые смысловые перипетии, связанные со словом "халдеи", в полной мере раскрываются при анализе самого этого слова.

    В Библии "халдей" - Kasdiy kas-dee' и означает это слово буквально "разрыхлитель почвы", "тот кто боронит почву", "пахарь". Скорее всего это указывает на земледельческий характер Араты-Халдеи, где уже Ной возделывал землю и сажал виноградник.

    Шумерский смысл KAS-DI еще более интересен.

    kas7, ka9 - означает "счет", "вычитание", "владение", "учет" и напрямую связано с аккадским ksp kaspu - "серебро, деньги" и nikkassu, nikkâsu, nîkâsu, nîkâssu - "счет", "подсчет", "итог"; "содержание"; "состояние"; "имущество", а qaqqad kaspi - "капитал".

    Итак, надо полагать что Аратта-Халдея была первым капиталистическим обществом, умеющим и любящим считать.

    Этот аспект окончательно утверждается вторым корнем:

    DI - это "суд", "судебное решение", "вердикт"... А все слово KAS-DI ("халдей") имеет смысл "кассиры", "судящие по подсчету", "расчетливые" (недаром, официантов на русском сленге называли "халдеями"). В дальнейшем это качество имени вылилось в понятия "звездочет", "исчислитель" (перво-комптютер) и, увы, "начетчик". Можно считать также, что касди-халдей - это первое название ученого и колдуна (на вавилонском халдей - калду!).

    Еще один аспект. Конечно все эти kaspu невольно наводят на мысль о Каспии. Т.е. вовсе не о Персидском заливе. О кавказском (иафетической, белой расы) направлении Аратты-Халдеи говорит и происхождение слова "Кавказ" - от хеттского kas-kas.

    Добавим, также, что фонетические синонимы kaš4, kas4 означают "не местного", "пришельца", кем халдеи-шумеры и были в Месопотамии и кем позже были шумеры-ибри в Ханаане.

    Сомнительно, что бог Халдеи - "Халд" - которого Евгений Манин называет "богом неба", на самом деле являлся таковым. Его характеристики - борода, стояние на льве (драконе), а главное - копье - четко указывают на Мардука, который был богом огня, но не неба.

    Мне думается, что изначала богом Халдеи (не позднего Урарту!) был именно Мардук, названный Халдом за его магические способности, т.е. Мардук-Маг. Вероятно, он олицетворялся с Солнцем и в таком аспекте был "богом неба", который господствовал над другими природными божествами-духами.

    В лоне этой "государственной" халдейской религии мардукизма создалась секта тех, кто верил именно в бога Неба (Луну, Наннар-Сина) и кто "не хотел служить богам отцов своих, которые были в земле Халдейской" - пра-шумеров и пра-пра-иудеев, которые впоследствии были изгнаны в Месопотамию. Именно этого сектантского "бога Неба" и проектирует Манин на Халдею.

    Солнечный аспект Мардука-Халда впоследствии вырос в отдельного бога Солнца - Артиниса. А его "погодный" аспект (Тешуб!) в бога Теиспаса. В Урарту эти божества сложились в троицу.





    Убайд

    О пра-шумерах, т.е. аборигенах Месопотамии, мало что известно, однако не вызывает сомнений их достаточно высокая степень общинной организованности и тот факт, что они занимались ирригацией. "Принцип ирригации", т.е. орошения полей при помощи каналов и дамб был, видимо, открыт до шумеров и человечество уже строило крупные поселения ("пра-города") с мощными оградительными стенами (напр. город Иерихон в "Палестине", образование которого датируется 80 веком до н.э.). Пра-шумерский микрокосм известен под названиями "Эль-обейдская культура", "убейдская культура" или "убайд", - археологическая культура эпохи энеолита (конец 6-го - 1-я половина 4-го тыс. до н. э.) в Месопотамии. Название произошло от теля [10] около города Ура:



    Эль-обейдская культура - На начальном этапе (конец 6-го - середина 5-го тыс. до н. э.) раннеземледельческая культура с расписной (крашеной) керамикой, близкая хассунской культуре. В эпоху расцвета (последняя треть 5-го - 1-я половина 4-го тыс. до н. э.) высокоразвитая культура: крупные поселения из сырцовых домов с монументальными храмами на платформах в центре (ранние слои Эриду, Ура, Урука), каналы. Керамика с монохромной, в основном геометрической, росписью, глиняные женские статуэтки, печати, немногочисленные медные предметы и посуда. Хозяйство - земледелие, скотоводство. К середине 4-го тыс. до н. э. Э.-о. к. распространилась на С. Месопотамии (Тепе-Гаура), где сохранились также черты предшествующей халафской культуры [11], и в Малую Азию (Мерсин). Её влияние прослеживается в материальной культуре памятников Ливана, северо-западного Ирана, Закавказья, Средней Азии. На основе Э.-о. к. сложилась цивилизация Шумера.

    (БСЭ)


    Ну, с последним утверждением Энциклопедии можно поспорить: не говорим же мы, что иудейская культура сложилась на основе ханаанской, или что современная американская цивилизация сложилась на основе индейской... В том и суть, что Шумерская цивилизация возникла взрывом, УДАРОМ, качественным скачком, которому Эль-Обейдская почва служила лишь точкой отталкивания. Шумерская цивилизация с самого начала и до конца была цивилизацией БОЖЬЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА - во всяком случае, шумеры именно так объясняли появление письменности и доселе невиданного занятия: записи сверхъестественных событий - создания священных текстов, того, что мы определяем словом Дубмеш (свод глиняных табличек с клинописным текстом агиографического содержания).

    Дубмеш - это самое невероятное, самое фантастическое открытие Шумерской цивилизации.





    Первая цивилизация

    Революционность шумеров, собственно говоря, их роль первооткрывателей цивилизации - в том, что они совершили качественный, революционный скачок от разрозненности человечества к его единству, от бессвязной суммы человеко-индивидов, родов и племен к единому ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ (на уровне избранной страны, Шумера), - некоему интегральному целому, которое словно ракета оторвало человека от земли и стало возносить в высшие - духовные - эмпиреи. Сам человек стал иным: Homo Civicus, вместо Homo Barbarius - человек-вид стал федеральной частью целого-родового и отныне мог приобщать "чужой опыт" своему, "агглютинировать", приращивать достижения других людей. Цементом для такого "пристраивания-агглютинации" стал ЯЗЫК как понятийный аппарат, т.е. ПИСЬМЕННЫЙ ЯЗЫК.

    Шумеры пришли в Нижнюю Месопотамию в 42 веке до н.э., и первое, что они изобрели - это КИРПИЧ. После Потопа, родившееся где-то в области Араратских гор от Ноя и его трех сыновей потомство, спустилось в долину... Вот как это событие описано в Библии:



      1 На всей земле был один язык и одно наречие.
      2 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.
      3 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи
      вместо камней, а земляная смола вместо извести.
      4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе
      имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.
      (Бытие, 11)


    Сеннаар - Shin`ar Shinar - это Шумер, ši - контрапуктивный модальный префикс, часто указывающий направление движения (локализацию), придающий векторный смысл глаголу. В этом случае ši-ar, возможно, имело практически тот же смысл, что и ibri - "пришелец" [12], "появившийся оттуда".

    SIN.AR на шумерском означает "сияющий луч", "луч света во тьме" [13] - в самом деле, именно на этой земле зародилась нечто невероятное - человек стал строить! Дома, храмы, города, государства. Изобретение кирпича - первый прорыв человека в обустройстве Земли, в решении той самой задачи "возделывания земли", ради которой, согласно Библии, Бог и сотворил человека. "Кирпич вместо камня" положил конец Каменному Веку.

    "Сиг" - sig - назывался необожженный прото-кирпич, - глина, смешанная с торфом или навозом и высушенная на солнце. Затем шумеры стали использовать специальные печи (udun) для обжига кирпича. Обожженный кирпич назвался sig-al-ur-ra или sig-báhar (-ra) - о его твердости говорят сохранившиеся до наших времен пирамиды-зиккураты.



    Шумеры пришли в Месопотамию, эмигрировали сюда с востока, как позднее Авраам эмигрировал в Ханаан, превратившись из шумера в еврея из ŠINAR в IBRI - "пришельца", "пересекшего реку" (Евфрат), "странника" и "чужака". Великий переход Авраама знаменовал эру новой религии - МОНОТЕИЗМА.

    Логично предположить, что и первый Шумер (ŠI (N).AR) пришел с востока, "пересек реку" (Тигр) и сотворил цивилизацию на духовной основе НОВОЙ РЕЛИГИИ. Что это была за религия?

    Я утверждаю - ПОЛИТЕИЗМ - чисто шумерская полифония богов, Пантеон и Совет Богов по принципу индуистского Все-Богов, - Федерация богов, Гармонии богов или, как позднее перешло в Библию, - Элохим.

    Название, имя Бога в Библии - Элохим (Элогим) - 'elohiym - el-o-heem' elohiym - является множественным числом от 'elowahh - el-o'-ah или el-o'-ah elowahh, который происходит от до-иудейского "эль" - 'el - ale el, который в свою очередь является сокращением от 'ayil - ah'-yil ayil, что берет начало от 'uwl - ool uwl. Само же это изначальное 'uwl, согласно "The KJV Old Testament Hebrew Lexicon" происходит от неупотребляемого корня (жеста) S, означающего "крутить (ся)", "сплетать (ся)"; "обвивать (ся)", "обхватывать"; "вращаться", "вплетать", "извиваться", "петлять"; "быстро менять направление" (англ. to twist, to roll) - с вовлечением СИЛЫ-СТАБИЛЬНОСТИ [14]. К этой категории жестов относится сияние звезд, небесных тел (Луны и Солнца). Это извиваемость-выживаемость, спиральность, вечность [15].

    Тут интересный момент.

    "Силовая" этимологическая линия слова "Бог" имеет парадоксальное, на первый взгляд, контрастное ответвление. То же фонетически, но слегка иное графически uwl `uwl - означает слабость и малость, молочное младенчество. "Молочное", "масляное" начало в имени Бога вполне соответствует шумерской трактовке божества. Кроме того, это рецессивное ответвление - говорит о том, что Бог есть некое движение (спиральное) от малого к большому - рост, выкармливание.

    Видите, сама лексика имени Божьего - Элохим - МНОЖЕСТВЕННА и являет собой принцип ветвления, лучения, извивания (змеевидности).



    Постараемся разобраться в Боге-Смысле-Смыслах.

    Мы имеем дело с пятиступенчатой этимологической конструкцией:







    Шумерский "Элохим"

    Как Библия любит генеалогические списки патриархов, так шумерский протобиблейский материал любил генеалогию богов.



    Древо имеет такой вид:

    Схема, надо сказать, не жесткая. Родственные связи в разных документах могут варьировать, но стержень всегда один: верховный бог Ан, что значит "Небо" (отсюда и первый бог греческой мифологии Уран); у него два сына Энки (старший) и Энлиль (младший), которые составляют два полярных клана, как Монтекки и Копулетти, вечно враждующие.

    Отцовство Энлиля и братство Ишкура и Сина - также достаточно жесткий элемент шумерского пантеона (заметим, 12 богов!).

    Божества, не вошедшие в схему - Тиамат, Абзу, Лахму, Лахуму, Кишар, Аншар - слишком деперсонифицированы. Это скорее стихии - хаос, "тьма" и "бездна", первородный океан (та самая "вода", над которой носился дух Божий!), первородная материя, космическое пра-вещество и поле.

    Есть и другие "не олимпийские" боги, есть и "младшие" или "малые" боги-аннунаки, которые суть библейские ангелы.

    Суть революционного переворота шумеров в религии - понимание Бога как МНОЖЕСТВА БОГОВ, как МНОГОБОЖИЯ, в точности совпадало с причинностью цивилизации как многоукладной, многоаспектной, много-смысловой и много-ипостасевой жизни. Много богов - это МНОГО СМЫСЛОВ, которые вечно воевали друг с другом, хотя и укладывались в единую гармонию, земным выплеском которой была Шумерская цивилизация.

    Каждый бог соответствовал той или иной отрасли жизни, тому или иному Смыслу Жизни, той или иной ее грани:

    Ан - Небо был высшим и максимально оторванным от земли, трансцендентным богом. Его имя часто употребляется в шумерском религиозном эпосе (Дубмеше), но почти всегда как символ, как отвлеченное понятие. Он не фигурирует в эпосе как герой, его характеристики смазаны, он обезличен и пассивен в земных эпопеях, а когда действует, то зачастую проявляет безразличие или жестокость к человеческому племени. Это сутьевой Бог - внешняя, высшая сила, апологизированная в Исламе в отсутствующем образе Аллаха.

    Энки (или Эа) - старший сын Ана - "Князь Земли" ("Воды") -самый земной из богов, Творец Человека и Спаситель его, отец всех художников и Великий Змей, т.е. Сатана - противник Элохима. Первый хозяин Земли, которого сместил младший брат - Энлиль.

    Энлиль - "бог воздуха, ветра, Духа", жестокий и вспыльчивый инициатор Потопа, ставший Главным Богом Шумера. Это Бог духовности, Божьей ревности-святости, совершенства всего, в том числе человека. Это бог-Господь и сам термин "энлильство" означает "господство".

    Между кланами Энки и Энлиля идет нестихающая борьба, война - Армагеддон, это борьба плоти и духа, зуда творчества и жертвенности творчества, стремления к земле-жизни и стремления к небу-бытию. Вотчина Энлиля - Шумер и весь восток, Азия. Вотчина Энки - Египет, Африка, запад.

    Посреди воюющих братьев - Нинхурсаг - Великая Богиня, Матерь Богов - ей принадлежит Синай. Территория Ханаана - та зона пересечения, где не стихает Армагеддон, - это вечное поле битвы.

    Старший сын Энки - Мардук - бог огня, Движения, Пересечения, главный герой центрального произведения всей шумерской (месопотамской) агиографии - поэмы "Энума Элиш", записанной на семи глиняных табличках.

    Мардук - победитель в Небесной Битве Хаоса-Тиамат и Творец Мироздания: Неба и Земли, Космоса и Нооса, это первый Господь, т.е. Господин богов, лидер и царь (сар) в Совете Богов. Мардук символизирован с "планетой богов" Нибиру, Планетой Пересечения - блуждающей планетой, "планетой-чужаком", своеобразной астрономической IBRI.

    Увы, этот персонаж словно вынесен за скобки Шумерского пантеона, Мардук находится словно вне его, если не против него. Кроме "Энумы Элиш" и пары вавилонских апологий, Мардук почти не упоминается в Дубмеше, и есть основания полагать, что герой этот табуизирован и поминается под именами (кличками) демонических персонажей (Асаг, Эбих), не как бог, но тварь и порой как предмет неодушевленный.

    Младший сын Энки - Думузи - Божественный Пастух, Агнец, бог плодородия, Природы и Воскресения. Это ясный прообраз Христа-Спасителя, который пожертвовал собой и умер, но воскрес.

    Сыновья Энлиля во многом похожи и в то же время антагонистичны сыновьям Энки.

    Нинурта - воин, бог битвы, своеобразный антипод Мардука и прообраз святого Георгия и архангела Михаила.

    Ишкур - (Адад, Тешуб) бог Бури, Дождя, Молний и Грома - самый распространенный божий образ трех последних миллениумов до нашей эры: Зевс, Юпитер - это все Ишкуры. Иконный образ Ишкура - Крылатый Бык, рога - символ его плодородия. Для Шумера это в какой-то мере "иностранный бог" - само имя Ишкур (KUR-"иноземье", ISH-KUR "дальние горы") говорит об этом. Дождь - оплодотворение Небесами Земли - феномен сугубо творческий, посему Ишкур - бог Творчества, а так как именно на его зодиакальное господство пришлась эра с 42 по 21 век до н.э., т.е. эра жизни Шумерской цивилизации, то Ишкура следует считать Богом Цивилизации. В этой ипостаси он жестко конкурирует с Мардуком, который, по сути, является богом современной сциентистской цивилизации (Мамоной, "золотым тельцем", Компьютером). Ишкур, ставший богом не только Месопотамии, но и Месоамерики - богом Кон-Тики, Виракоча и их аналогиями, символизировал святые, духовные основы человеческой цивилизации, он был Плачущим Богом. Но ревность к святости превратила его в ненавистника плоти как таковой. Отсюда пошел культ Ягуара - яркий американский двойник еврейского бога Ягве, ненавистного к чужим народам и культам.

    Син (Нанна, Наннар) - бог Луны, которому посвящена глава 16, ибо Син был покровителем городов Ур (родины Авраама) и Харран (его полустанка на пути в Ханаан). Это скромный, но колоссальный бог, о котором скажем чуть позже.

    И, наконец, близнецы - Шамаш-Уту - бог Солнца и Правосудия и Инанна - богиня Любви и Войны, Утренняя звезда, вошедшая в другие религии под именами Иштар, Астарта, Афродита, Венера... Вавилонская Блудница.

    Есть еще один бог - сын Мардука - Набу. Это малозаметный бог Дубмеша, тем не менее, приковывает наше пристальное внимание. Причина проста: мы вошли в новую эру, эру бога Набу! О нем в последней главе книги.





    МЕ

    Главное философское, религиозное понятие, которое шумеры внесли в мир, это МЕ.

    МЕ - клинописный знак - - непереводимый феномен божественности, сугубо Божественной специфики, которая выражается в способности безгранично ТВОРИТЬ - своевольно изменять и превращать любую среду-материю. Т.е. это дар волшебника, мага, которому нет никакой преграды, кроме ЕГО САМОГО.

    [John A. Halloran] переводит это понятие как "функция", "офис", "ответственность", "идеальная норма", "божественный декрет, "пророчество", "культ". Это также глагол "быть", шумерская грамматическая копула (связка), и "говорить", "сказать".

    Понятие ME тесно увязывалось в шумерской религии с "назначением судьбы", т.к. МЕ, мыслимое как "слово" ("смысл") одного бога невозможно было отменить никакому другому богу, независимо от иерархии. Понятие МЕ как Слова, Смысла, Логоса, Истины - есть мостик, по которому человечество пошли дальше к новым религиозным вершинам - единобожия, христианства: "1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Иоанн 1)

    Понятие МЕ - внесло в шумерскую ноосферу пристрастие к закону и порядку, которые почитались божественными. Их в Шумере было 108 - сакральное число (9х12, 3х3х3х4), 108 основных МЕ: "власть богов", "власть правителя", "корона", "престол", "храм" и т.д.





    Масло

    Вещественным выражением божественного было в Шумере масло.

    Оливковое, можжевеловое, сливочное масла служили для светильников, помазаний и благовоний, употреблялись в пищу. Мера масла, возможно, была одним из первых денежных эквивалентов. В начале торговой сделки совершали жертвенное возлияние масла в небольшой глиняный конус. Его прикрепляли к стене - это было свидетельством совершенной сделки, своеобразным "чеком".

    Маслобойка в Шумере почиталась символом сотворения мира, которое уподоблялось пахтанию: жидкость-молоко (хаос) проходила метаморфозы сливок, крема (мягкая глина творения) и густого кома масла (пра-суша), которая могла превратиться в твердый сыр (камень).

    Шумерский слог (силлаб) ìa (ì), обозначающий "масло", "жир", "крем" был характеристическим признаком божественного и возможно вошел первым слогом в еврейское Иахве (Яхве, Jehovah ). А клинописный знак этого слова (логограмма или шумерограмма) - - входит первым слогом в наименование "планеты богов" Нибиру (Nibiru).

    Молоко, масло коровы священной,
    Сливки, масло коровы белой,
    В желтый сосуд алебастровый вылей,
    На грудь девы [каплями брызни]
    И дева открытую дверь не запрет,
    Друга в тоске его не оттолкнет,
    Воистину следом за мною пойдет!
    (Поэзия и проза Древнего Востока, М. 1973 с. 165)

    Все блага цивилизации, включая религию, считались шумерами Божественным ДАРОМ. На печати царя Гудея начертаны слова, иллюстрирующие нисхождение обрядов свыше: "Во сне пришел Нингирсу к Гудею и произнес: ты построишь дом для меня; прими от меня знамение, прими от меня мои обряды по благорасположению звезд".

    В полном смысле этого слова "теократическое" шумерское общество зиждилось на копировке, уподобливанию Небесному образцу: Жизнь - копия Бытия, человек - Бога, цивилизация - Элохима, город - храма, храм - Жилища Божия.





    Храмы

    Центр Шумерской цивилизация - город, а центр города - храм.

    Шумерский храм - это копия и подобие МИРОЗДАНИЯ, это материальное воплощение идеального небесного жилища бога. И этим постулатом определялось все в строительстве и архитектуре шумерского храма.

    Начнем с того, что это была пирамида (символ Мирового Древа, Мировой Оси), и пирамида ступенчатая - зиккурат - что соответствовало ярусной структуре мира: от низшего к высшему.

    Главной и завораживающей особенностью архитектуры шумерского храма было то, что каждый этаж (ступень) его должен был быть ПОДОБЕН (я бы сказал ГОМОЛОГИЧЕН) другим. И был подземный этаж, скрытый от взора!

    Вот что пишет величайший археолог, открывший в 30-х годах 20 века город Ур, сэр Чарльз Леонард Вулли:



    "Строитель нашего "Портового храма" (храм в Уре), - пишет Л. Вулли, - ...начал с рытья глубокого котлована. На дне его он разбил план храма и возвел стены соответственно на высоту более шести с половиной метров. Эти стены были тщательно оштукатурены и выбелены. Из обожженного кирпича были сложены столы для приношений, алтарь и пьедестал для статуи, в дверных проходах укрепили двери и накрыли все здание временной крышей... из стропил и циновок... Затем здесь, несомненно, совершили церемонию освящения здания перед установленной на пьедестале статуей бога. После этого крышу сняли, и все здание было засыпано песком... Когда же все было заполнено, на поверхности остался как бы наземный план храма... И тогда началась завершающая стадия строительства. Песок замостили обожженными кирпичами. На стенах, превратившихся теперь в фундамент, возвели новые стены. Если пропорции, указанные в древнем тексте, были соблюдены, стены достигали высоты восемнадцати метров. А на выступающих кирпичах, нагроможденных на нижние стены и алтарь, сложили в храме новые столы для приношений и новый алтарь. Это уже был храм, где люди поклонялись богу и совершали жертвоприношения. Его особая святость определялась тем, что храм был точной копией настоящего, недоступного для людей дома бога и зиждился на его стенах. Алтарь, на котором жрец совершал жертвоприношения, был особенно свят, ибо он составлял одно целое с алтарем, скрытым в подземном святилище"

    ("Ур халдеев", пер. с англ., М., 1961)


    Возможно догадка о том, что храм зиждится на храме - земная жизнь на подземной, а небесная на земной - была привнесена в мир не шумерами и раньше них, однако, в Шумере этот вселенский принцип обрел яркое воплощение. И дальше храмы новой религии возводились на развалинах прежнего капища. Это принцип отражен в шумерском эпосе "Энума Элиш", где бог Энки строит свое жилище (Храм!) на поверженном первобоге Апсу (Абзу), тем самым освящая его.

    В Шумере порой специально строили глиняный храм на невысокой платформе. Когда через несколько десятков лет храм распадался, он создавал уже более высокую платформу, на которой строили новый храм - гениальная иллюстрация принципа Божественной комплементарность старого и нового, низшего и высшего.

    Это кроме того, алгоритм творчества - КОПИРОВКА (подобие) Божественного в Земном (земного в подземном). Нижний урский храм хотя и материален, но существует как идея, как образ ПЕРЕХОДНОСТИ всего, ступенчатости и слойности мироустройства.

    Интересен также тот аспект, что засыпали "нижний храм" речным песком, символизируя его не столько "подземность", сколько ПОДВОДНОСТЬ. Это уже новый уровень символизма - храм рождается из воды-хаоса, он словно вырастает из воды, из первичной "безвидности и пустоты".

    Таким образом, Шумерский храм был не просто "жилищем бога", "молельней" или "церковью-экклесией-собором", как мы сейчас понимаем наши храмы, а был копией-подобием МИРОЗДАНИЯ, космоса, вселенной.

    "Святая святых" такого храма - "кумми" - было принципиальной ТАЙНОЙ, т.е. территорией закрытой для посещения мирян. Это был символ высшего уровня.

    В центральном помещении храма находилась статуя сидящего на троне Божества. Здесь проходила Ось мира. Статую бога изготовляли из ценных пород дерева. Ее обшивали золотом, венчали короной, украшали ожерельями, подвесками и браслетами. Вероятно, украшения первоначально возникли, как знаки Божественного статуса, символы Его достоинства.



    Обряды, которые в шумерской религии почитались как бихейвиористские копии-подобия божественного действа и были в высшей мере святы и богоданны, разделялись на церемониальные, освятительные, очистительные и т.д.

    Одним из самым волнующим и смысловым был, видимо, обряд погребения, отражающий древнейший культ умерших.

    Погребение - причащение души покойного другому уровню мироустройства и тем самым приобщению к самому Богу, являлось своеобразным перифразом обожествления. В связи с этим был принят т.н. "обряд сопровождения", когда близкие и придворные знатного лица добровольно уходили с ним в могилу.

    Похоронная процессия шла к месту захоронения под музыку труб и барабанов и хор храмовых певцов. Жертвенная группа спускалась в яму-могилу и выпивала смертную чашу. Жертвенных животных забивали и могилу засыпали землей. Начиналась поминальная трапеза, зажигались поминальные костры. Воздавались курения богам верхнего и нижнего миров. Могила - нижний мир - была связана желобом с живыми, и по этому желобу текли в могилу возлияния.

    Добровольная смерть приближенных покойного говорит о высочайшем уровне веры в Шумере: что должно было толкнуть людей к добровольному массовому уходу из жизни? Только вера в другую жизнь.


    Храмовая башня (зиккурат) в Уре.
    Конец III тысячелетия до н.э. Реконструкция





    Главный ритуал

    Этот ритуал, собственно говоря, и отделяет жирной чертой шумерскую религию от иудейской, несмотря на общий мостик - Авраама. Этот ритуал назван в Библии "мерзостью" и проклят-отлучен от святости духовного.

    Главное таинство шумерской религии было ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ СИЛ и выражалось оно в ритуальном браке храмовой жрицы и божества (жреца и богини). Ритуал являл собой половой акт, который копировал отношения богини Инанны (Иштар) с богом Думузи, в свою очередь концептуализирующие отмирание и возрождение природы.

    Шумерская религия усматривала в половом акте колоссальный откровеннический смысл и вовсе не склонна была отмахнуться от него как некоей помехи в бого-человеческом общении. Наоборот. Половой акт представлялся высшим даром Бога человеку - аналогией и гомологией любого творчества на земле, залогом самой жизни и воскресения после смерти.

    Отношение творец-творимое, как отношение полов, нашло отражение в Библии в эпизоде с искушением Змеем Евы и Божиим проклятием этих отношений. Больше в Библии ничего не говорится о сути влечения полов и их коллизии.

    Таинство Возобновления жизненных сил было приурочено к священному празднику новолетия. В день весеннего равноденствия Божество света преодолевало силы тьмы и возобновляло жизнь. Ритуал божественного брака исполнялся царем или любым посетилелем-чужаком ("богом") и храмовой жрицей ("богиней"). Вот одно из описаний ритуала:



    "В безлунный день, на Новый Год, в день ритуала, они накрыли ложе для моей госпожи. Они очистили матрац кедровой эссенцией и уложили ее в постель. И еще положили покрывало. Пока покрывало украшало постель, моя госпожа омывала чресла, она омывала чресла царя, она омывала чресла Иддин-Даган. Праведная Инанна натирала себя мылом, орошала маслом и кедровой эссенцией землю. Царь вошел в чистые чресла высокой головой, высокой головой он вошел в чресла Инанны. Амаусумгаланна [Думузи] разделяет с ней ложе, в ее чистые чресла войдя".

    (Энциклопедия "Исчезнувшие цивилизации". Шумер: города Эдема. Москва, "Терра"-"Терра", 1997, стр. 102)


    Храмовая проституция - как ни кощунственно звучат эти слова сегодня - была высшим проявлением религиозности: женщина (мужчина) шли на этот шаг в качестве жертвы, а полученные деньги отдавались храму. Своеобразный перифраз распятия плоти, когда человек сознательно отказывался от прав на нее. Кроме того, в самом акте оргазма древние видели пусть слабый, но отголосок того великого экстаза, которым насыщена божественность. Атмосфере этой безудержной радости плоти посвящена одна из центральных поэм Дубмеша "Энки и Нинхурсаг", которую мы рассмотрим в главе 12.

    Интересно, что слово "литургия", происходящее от греческого leiturgia, означает "повинность", "налог", взимаемый с состоятельных граждан в эллинистическом мире. Этим словом первоначально обозначали ритуалы исключительно оргиастического характера, связанные с Афродитой, Кибелой, Дионисом, Вакхом.

    Храмовые проститутки в Шумере назывались "нугиг" - NU.GIG (аккадск. Qdš, qadištu, qadiltu)- и высоко почитались в обществе. Латинское nonna (англ. nun - "монахиня") - явно происходит от шумерского оригинала. NU (звучит как [no:]) - в шумерском "нет", а GIG - "болезнь", "порча". Таким образом, значение храмовой проститутки было "целомудрие", отказ от земного растления.

    Еврейское слово "кедеш" (от аккадского qdš) - "посвященный" (и греч. "гиеродул" -"священный раб") говорят о том, что первоначально понятие храмовой проституции признавалось высоко религиозным. "Проституция" была изначально аналогом "искупления". В далеком евангельском переложении этого скользкого и опасного смысла мы видим оправдание проституции в лице Марии Магдалины, ставшей одной из величайших святых.

    Храмовая проституция вошла в ритуальность многих религий: Египта, Индии, Греции... Вероятно человек не смог устоять на этой крайне скользкой и опасной платформе, тотально извратив смысл ритуала. Первоначальный же смысл храмовой проституции был - монашество.





    Города

    У Бога нет такого понятия как пространство. Поэтому верх-низ, лево-право в шумерском мировоззрении (по копированию небесного Разума) легко меняются местами.

    Вынесенный на поверхность "нижний ярус" храма менял вертикальную симметрию на горизонтальную, но не менял сути.

    По этому принципу Верхнего и Нижнего (храма) строились и шумерские города (что сохранилось до сих пор, вспомним "даунтауны", все эти "вест-" и "истсайды").

    Города строились по плану Небесного Града, т.е. общей схеме мирового устройства. Этот план, по вере шумеров, донесли до людей Семь Мудрецов - первых посланников Божиих. Отсюда, например, слова в эпосе о Гильгамеше:



      Поднимись и пройди по стенам Урука,
      Обозри основанье, кирпичи ощупай:
      Его кирпичи не обожжены ли
      И заложены стены не семью ль мудрецами?
      (Гильгамеш, таблица 1)


    В Верхнем городе находился храм бога-покровителя. По сути тезис "городского бога" ("ангела-хранителя") - бога, которому принадлежит сей город - и был основанием многобожия. Этот же пункт был ранним основанием понятия "мессия", "спаситель" - та ипостась Неба-Бога, которая обращена именно тебе, что нашло свое конечное воплощение в евангелическом имени Бога - Сын Человеческий.

    Этот чисто шумерский феномен "бога-града", этот урбанотеизм - стал отправной точкой для последующего иудейского генотеизма, когда был "Бог Авраама, Исаака и Иакова", Бог одного народа.

    Еще одно поразительное качество шумерских городов: они строились по принципу круга и креста. Крест-пересечение - ключевое понятие шумерского мировоззрения - символизировал Небесную битву, когда Бог победил Хаос, образовав Небо и Землю (отделив Небо от Земли!). Круг символизировал этот Хаос и Небо, которое еще не было отделено от Земли. Крест символизировал отделенное Небо и (или) Землю.

    Все эти символы выражались в строительстве шумерского города. Городская стена имела вид круга (эллипса), также городские улицы представляли собой концентрические круги. Они пересекались крестом, в пересечении которого был возведенный на холме зиккурат - Храм, а в подножии - "нижний храм" или сам город с Царским дворцом.

    Для большего подобия с небесным эталоном город окружали протокой или рвом с водой. Вода вокруг города символизировала "воды хаоса" (подземные воды, Абзу), а сама проточность воды - творчество. Мы увидим в дальнейшем, что струи воды с рыбками вокруг тела - прообраз мандорлы и нимба - были иконными символами бога-творца Энки. Также Новый Храм, увиденный Иезекиилем, был омываем рекой (реками). Этот охват реками - "руками" ("рукавами") реки был природной характеристикой самого Шумера-Двуречья.

    "Подземная река", омывающая крепостные стены града считалась границей между миром сим и потусторонним, и через эту реку переправлялись души умерших. Этот сюжет впоследствии полностью перекочевал в египетскую религию, где в сложном пути души усопшего в Небо (на звезду, Сириус) есть этап перевозки этой души на лодке с Божественным возницей через "водную преграду". Сохранен этот сюжет и в религии древних греков, где душу умершего перевозит на лодке через реку Стикс мрачный Харон.

    Схема шумерского города-креста такова:

    Принцип омовения города речной водой в Шумере материализовался в том, что почти все крупные города возникли на берегу рек.

    Первым городом на Земле считается Эриду - город Энки, который располагался на берегу "Персидского залива" и возможно омывался с запада Евфратом. Это самая южная точка Шумер.

    Далее, если идти на север по реке Евфрат (и его рукавам), располагались города Ур, Ларса, Урук, Исин, Шуруппак (родина Ноя).

    В центре Двуречья, там где две реки ближе всего сходятся, на Евфрате был Ниппур - религиозный центр Шумера, выполняющий роль того "городского центра креста", где располагается храм. Ниппур служил общешумерским Храмом, земным отражением небесного Нибиру.

    Далее по берегу Евфрата на север - Вавилон, Борсиппа, Киш, Ларак и Сиппар.

    На берегу Тигра (и его рукавов) - Гирс (земля Лагаш), Умма, Тутуб, Эшнунна.

    На севере Двуречья, впритык к горам Тавра, располагались города и племена не шумерского происхождения, но близкие в развитии ойкумене Шумера, всего Благодатного Полумесяца: Эбла, Мари. Позднее тут воздвигся город Ниневия - столица Ассирии. В этих краях был и Харран, второй город на пути Авраама в Ханаан.

    Весь конгломерат шумерских городов-государств строится по "городскому плану" - крест в круге (охвате рек-"рук"):

      1 - Сиппар
    2 - Ларак
    3 - Ниппур
    4 - Адаб
    5 - Шуруппак
    6 - Бад-Тибиру
    7 - Ур
    8 - Эриду (до Потопа)
    9 - Киш
    10- Вавилон
    11- Исин
    12 - Урук
    13 - Ларса
    14 - (Эль-Одейд)
    15 - Эриду (после Потопа)
    16 - Кут
    17 - Умма
    18 - Лагаш (Гирс)

    Впрочем, когда мы говорим - "шумеры построили города", надо иметь в виду следующее.

    Согласно шумерской догматике, все города были построены еще до Потопа (причем, богами), а после Потопа только восстановлены людьми согласно "инструкциям богов". Первый город - Эриду - был восстановлен на новом месте, остальные на прежних местах.

    Второй момент. В Библии ясно сказано, что города Вавилон, Эрех (Урук), Аккад и Халне в земле Сеннаар были "вначале" царством Нимрода - внука Хама (Бытие 10:10). Это дает основание предположить, что изначально Междуречье (первая Вавилония) было землей Хамова колена. Т.е. "аборигенами" Месопотамии, "убайдом", были хамиты, в среду которых вторглись шумеры в 42 веке до н.э.. Вполне вероятно, что отстраивание шумерских городов происходило на ОСНОВАНИИ прежних убайдистских поселений, с сохранением их имен. Это согласуется с архитектурным принципом шумеров возводить новый храм на основании старого.



    Население городов исчислялось порядком в 50 тысяч, хотя во времена правления Гудеа полноправных граждан Лагаша было 216000.

    Каждый из шумерских городов-государств имел свое собственное лицо, свою историю и своего бога - т.е. свой самостоятельный смысл.

    Вот сравнительная таблица главных характеристик шумерских городов:

      город бог история отмечен
      Эриду Энки   Первый город на Земле
      Киш Забаба Первое Царство после потопа - I Кишская династия (РД1 [17])
      В 28 в. до н. э. был центром 1-го объединения шумерских племён, но в 27 в. до н. э. в борьбе с г. Урук утратил своё господство.
      Родина Саргона Великого [18], ставшего правителем Киша.
      Урук Инанна 28-27 вв. до н.э. Царь Урука Гильгамеш победил Киш и установил I Династию Урука (РД2)  
      Ур Нанна-Син 25 в. до н.э. Царь Месанепада сменил I Династию Урука и образовал I Династию Ура - РД3 (наследники Месанепада переехали в Урук, образовав II Династию Урука).
      богатство и роскошь, найденные при археологических раскопках,
      - Главный порт морской торговли с Индией.
      Центр "Шумерского ренессанса" (после аккадского засилья): Ур-Намму (2132 г до н.э..) основал III Династию Ура: его сын Шульги (2114-2066) закрепил власть Ура над окружавшей его областью. Реорганизовал армию, покорил Ашшур. Наследник Бурсин - начало нападений аморреев. Шусин возвел укрепления против аморреев. Ибсин (2049-2024) - последний царь третьей династии Ура. В 2024 г. до н.э. государство третьей династии Ура было разгромлено. Оно не смогло сдержать натиск эламитов и аморреев. Ур был разрушен, Ибсин увезён в горы Элама.
      Родина Авраама (21 в. до н.э.)
      Лагаш Нингирсу Начало 3 тысячелетия - вероятно главный город Шумер, затем (2850 г. до н. э.) уступает эту роль Шуруппаку.
      24 в. разгромил Умму, однако вскоре потерпел поражение.
      Ренессанс Лагаша произошел во время захвата Шумера гутеями - племенами северо-востока (ок. 2200 г. до н.э.).
      Гутеи имели владычество над Шумером 60 лет и сделали Лагаш столицей Шумер. Во главе Лагаша был патеси Гудея, при котором начался строительный бум: Материал доставлялся из Элама, Ливана, Магана и Меллухи (т. е. возможно из Аравии).
      Лагаш был разбит Уруком (2140), вскоре гегемония в Двуречье перешла к Уру (2132).
      Много письменных документов
      Умма Богиня Нисаба 2312 г до н.э. правитель Лугаль-Загисси (Загеси) разбил Лагаш и Киш. Поставил задачу объединения Шумера и Аккада. Он покорил Урук, Ур, Ларсу и Адаб. Называя себя царём Урука и царём Ура, объявил столицами объединённого Шумерийского царства эти два древнейших шумерийских города. В 2360 г. до н.э. Шумер пал под натиском аккадского царя Саргона Великого (стал царем в 2369 г. до н.э.)  
      Ниппур Энлиль Религиозный центр Шумера. Изобретение лунного календаря.  
      Шуруппак Нинхурсаг 2850 г. до н.э. - важная роль в Шумере. "Воины Шуруппака стояли гарнизонами в Уруке, в Ниппуре, в Адабе, в Умме и Лагаше." Родина Ноя (Утнапиштима)
      Аккад, Агад   Город основан Саргоном Великим. Местонахождение неясно.
      2360 г. правитель Киша. Саргон разгромил войска Лугаль-Загисси, захватив Шумер и казнив Лугаль-Загисси. Разорил города Урук, Ур, Энинмар (Лагаш), Умма. Восстановил Киш. Объединил север и юг - Аккад и Шумер, создав первую в истории человечества империю.
      Ввел постоянное войско в 5400 человек.
      Сын Римуш, убит братом Маниттусу. Внук Саргона Нарамсина правил в Аккаде в 2290-2254 гг. до н.э. Расширение империи, покорение Элама, племен гор Заргоса, Мари, Сирии. Дошел до Египта.
      Сын Нарамсина потерпел поражение от гутеев - Шумер захватили гутеи и он отпал от Аккада.
       
      Ларса Шамаш После падения III Династии Ура, т.е. Шумера под напором аморреев, Ларса превратилась в политический центр одного из сильнейших аморрейских племен - племени Амнанум. Центр объединения аморрейских племен и создания Старовавилонского царства.  
      Вавилон Мардук Наследник Шумера. Первый замысел Города Мардуком.
      Вавилонская башня.
      Апокалиптический Вавилон
      Борсиппа Набу Город-спутник Вавилона  

    Лидерство как эстафетная палочка переходило в Шумере:

    от Киша к Уруку (28 в.), от Урука к Уру (25 в.), от Ура к Умме (24 в.), от Уммы к Аккаду (24 в.), от Аккада к Лагашу (23 в.), от Лагаша - снова к Уруку (22 в.), от Урука - снова к Уру (22 в.).

    Главным потрясением двухтысячелетней истории Шумера было завоевание его северянами аккадцами в 24 веке.

    Это было не просто резкое изменение соотношения сил в вечной борьбе Юга и Севера - борьбе во многом прототипной для Палестины, где соперничали северный Израиль и южная Иудея. Юг Шумера - Урский Шумер - был этнически, лингвистически и культурно отличен от севера, где все больше обосновывались семитские племена аккадцев. Шумеры - выходцы с гор, принципиально оседлое население; семиты - степные кочевники, пришедшие вероятно по границам Благодатного Полумесяца из Аравии. Юг был моноэтничен, религиозен и духовен, Север - полиэтничен (семиты, индоевропейцы хурриты, хетты), прагматичен и динамичен. Покорение аккадцами южного Шумера означало конец представлению о шумерской избранности (и замкнутости!), это было сродни захвата Иудеи Римом, или Рима варварами.

    Создание первой в мире империи - т.е. надплеменного пирамидального тоталитарного государства - вносило коренные изменения в вековечные представления шумер о Шумере как гармонии (федерации) городов-государств, отражающей Гармонию Элохима. Шумерская цивилизация выстояла, и в новом, обновленном качестве Аккадо-Шумера только окрепла, дав цивилизационное оправдание всем последующим империям, которые отражают смысл Господства в Элохиме, подтверждаемом всякий раз, когда мы говорим "Господи"...

    В 21 веке до н.э. (2024 год) территория Месопотамии была захвачена аморреями и Шумерская государственность, как таковая, перестала существовать. Однако жизнь продолжалась и в Двуречье произошло приблизительно то же, что произошло с Римской империей после захвата ее варварами. Аморреи как губка (как аккадцы ранее) впитали великую шумерскую цивилизацию, придав ей ряд специфических отклонений, которые стали боковыми в духовно-религиозном (откровенническом) развитии человечества. Вавилония так отличалась от Шумера как новая Россия от СССР. Но все иные сферы жизни и цивилизации развивались.

    Роль лидера перешла ненадолго к Ларсе, а затем, уже надолго и всерьез, к Вавилону, который пережил свою вторую молодость (после нимродовской) - Старовавилонское царство царя Хаммурапи. И в дальнейшем на территории меж двух рек шла интересная жизнь. Но это было уже не божественная и не избранная, а обычная человеческая история.





    Религиозная революция

    Итак, что произошло, когда некто Шумер (Синар) пришел с востока в Двуречье и начал там строить воистину Новый Мир? Что так перевернуло мировоззрение древнего человека, что заставило его создавать понятийный аппарат для общения с Богом и с самим собой - то самое "имя", которое один раз отшвырнуло человечество назад к рассеянию? Что заставило человека писать, читать, передавать мысли и заложить основу истории, литературы, литургии? Что привело к типично шумерской страсти все записывать, фиксировать в летописях и изображениях, хронометрировать? Что заставило новое месопотамское общество жить не "хлебом единым", а дерзать строить новые города и храмы, библиотеки и школы, дворцы и рынки, торговать и открывать новые земли, вообще стать столь МНОГООБРАЗНЫМ, многослойным, многоукладным, т.е. именно цивилизованным?

    Колоссальным изменением мироустройства после Потопа стало появление Прецессии - маятникообразного колебания земной оси с периодом 25920 лет. Поделенный на 12 зодий, т.е. 12 богов единого Элохима, мы получим временной интервал в 2160 лет.

    Этот период, называемый "малым саром" (в отличие от "большого сара" 3600 лет) или "эрой" - является периодом зодиакального ГОСПОДСТВА того или иного бога из шумерского пантеона богов.

    С 63 по 42 века до н.э. на земле была эра господства бога Сина и эта эра началась с такого вселенского события как "разделения земель" между богами по их владениям-номам. В Библии это событие упоминается следующим образом: "25 У Евера родились два сына; имя одному: Фалек, потому что во дни его земля разделена" (Бытие 10).

    Фактически тут был заложен фундамент цивилизационного Многобожия - федеративного устройства Бога.

    Но Луна (образ бога Сина) - категория переменчивая и скользкая. У Луны много ликов - полная, месяц-серп, тающая и возрождающаяся - все это ипостаси одного и того же бога. Дело в том, что есть все основания полагать, что изначально Син-Луна мыслился как Единый Бог (или Богиня-Телица!): самое большое небесное тело, ясно видимое на контрастном ночном небе было божеством, навевающим всю гамму религиозных чувств: от благоговейного трепета до интимной исповедальности. "Функциональные" метаморфозы этого "ТЕЛА" пока не стратифицировались в ипостасевые автономии, тем более не улавливалась связь между этим ТЕЛОМ и малюсенькими звездными тельцами на небосводе. У этой эры был зодиакальный знак Близнецов - раздвоенности боговосприятия: вероятно люди поклонялись самой яркой Утренней звезде и Солнцу (Инанне и Шамашу) и даже считали их "детьми Луны-Сина". Но не было цельной концепции Звездного Неба как Пантеона Богов, как аналогий-гомологий Луны-Сина.

    Шумер вдруг впервые понял, что не только Луна, но ВЕСЬ НЕБОСВОД, все звезды - это разные боги, несущие РАЗНЫЕ СМЫСЛЫ. Шумер вдруг выдвинул ошеломительную гипотезу (Откровение) о том, что как Божий Мир бездонно многогранен и многообразен, столь же многообразным должно быть и ПОДОБИЕ НЕБА - земной человеческий мир. А это был зов к цивилизации, к общению, к регистрации всего и вся, к агглютинации-накапливанию знаний и опыта.

    В 42 веке до н.э. наступила новая эра Тельца - заметим не Тела Лунного, а Тельца-Звезд, знак DINGIR перестал символизировать только Луну (Nanna), а стал означать все небесные тела, т.е. звезды-богов. Наступила эра бога Ишкура, младшего брата Сина, бога деятельного, Бога-Быка. И с энергией этого животного, с его яростью и оплодотворяющей неустанностью стал Шумер строить ЦИВИЛИЗАЦИЮ - города огражденные и управление многослойное. А главное стал строить многоступенчатые пирамиды-зиккураты - каждый город своему богу-покровителю.

    Условием мироздания стала Гармония Неба. Звездное (т.е. Божье) небо звучало как арфа - так должно было быть устроено и человеческое сообщество.

    В 36 веке до н.э. произошло событие еще большей важности, нежели смена Господа Бога. По откровенническим свидетельствам шумерских документов сам верховный бог Ан совершил визит на Землю, которой даровал ЦАРСТВО БОЖИЕ, т.е. законодательно закрепил подобие земного мироустройства звездному небоустройству. Шумерская религия стала идеологией первой цивилизации человечества, от которой произошли египетская (31 век до н.э.), индская (28 век до н.э.), китайская - пошла цепная реакция, далее греческая и римская цивилизации.



    Шумеры изобрели и дали человечеству:

      гончарный круг
      колесо
      обожженный кирпич
      архитектуру
      литье металлов
      металлический лемех
      систему орошения
      шести-десятичную систему счета
      лунный календарь
      часовой круг
      деление круга на 360°
      письменность
      систему администрирования
      право
      архивное дело
      математику
      историю
      астрологию
      литературу
      школьную систему обучения

    Собственно Шумерская цивилизация прожила ровно одну эру и завершилась в 21 веке до н.э., дав ростки Старовавилонской, Ассирийской и Нововавилонской цивилизациям. Но главная ветвь Шумерского Мира, главное его духовное наследие - Авраам.




      РЕЗЮМЕ

    • Шумер - первая цивилизация на земле. Он дал человечеству письменность, кирпич, колесо, математику, астрономию, и еще много изобретений.
      Он дал человечеству первую религию - политеизм, пантеотеизм. И первый свод священных писаний - Дубмеш.

    • Смысл Шумера отражен в его самоназвании - Kiengi - "земля праведников, цивилизации".
      Цивилизационный смысл просматривается и во втором названии Шумера - Kalam - "богатая речь". В арабском kalam обозначает не только "речь, говорение", но и один из основополагающих теологических принципов искать истину в диалектике.

    • Шумеры верили, что цивилизация (или Царство Божие на Земле) была дана им верховным богом Аном в 36 веке до н.э. (1 век шумерской эры), во время посещения им Земли. Эта "царственность" Kiengi отражена в вероятной этимологии слова "king".

    • Самоназвание шумера-шумерийца (sa-i) - "черноголовый", что синергично черной точке на белом полотне, наносимом Творцом.

    • Шумеры - не являются аборигенами Месопотамии. Их родина - остров Тильмун (Эдемский сад) и пришли они в Междуречье в 42 веке до н.э., вероятнее всего из Халдеи-Аратты, местоположения первого причала человечества после потопа.

    • Шумер - земля смешения всех трех рас, "тигель рас"; "шумер", как "американец" (или "советский") является вненациональной характеристикой - гражданской и "церковной". Шумер (Аккадо-Шумер) - конфедерация городов, собор, отражающий пантеон богов.
      Заселение территории между реками Тигр-idigna и Евфрат- buranun происходило в две волны:

    • Первая волна - единоречные арии (потомки Ноя) из Первого Причала человечества на Араратских горах, что "двинувшись с востока, нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там".
      Этот Первый Причал - Арарат, Аратта, Урарту, Халдея.

    • Ариями-хамитами во главе с Нимродом в Сеннааре, пра-Шумере, "вначале", были построены города - Вавилон, Урук, Аккад, Ниппур, возможно другие, и была попытка построения Вавилонской башни.
      Нимрод был прорабом бога Мардука (клан Энки) и был проклят Энлилем, ставшим главным богом Шумера.

    • Проклятие выразилось в "рассеянии" - т.е. пространственном разъединении групп ариев по расово-родовому признаку, ставших разными народами, с разными языками.
      Ясно, что такое разделение не могло быть чистым: к доминантной расе примешивались другие ("рецессивные") и сами расы имели иной, нежели изначала, синтетический генетический состав. Род по языку (народ) стал несовпадать с родом по генам (Сим-Иафет-Хам), который в самом деле "смешался" и прекратил существование: погиб как семя и пророс в новое качество - язык-народ.

    • "Синтетический" Сим двинулся на юг (Аравия); Хам - на запад (Ханаан, Египет-Африка).
      На территории Междуречья остался жить лингвистически недефференцированный остаток ариев, предположительно хамитского преимущества - "убайдийцы".

    • Род Иафета винулся на север и восток и вернулся в покинутую людьми Аратту (Халдею) - "вселился в шатры Сима". В состав синтетического, изначально Иафетического - Халдейского - рода входили потомки Сима-Евера. Возможно "еверы" составляли изолированную ("рецессивную") группу - прототип своей "неассимиляции" в Ханаане (общий прототип еврейской диаспоричности).

    • Халдея - Kasdi - являла собой прототип современной Америки: достаточное смешение рас (при доминанте "иафетического" - "арийского", протоевропейского языка) и акцент на капиталистическую, сутяжную мораль. Эта - исчислительная - характеристика халдеев в дальнейшем стала их главной отличительной чертой в Вавилоне, где под халдеями понимали звездочетов, магов, волхвов (колдун - от слова "халдей").

    • Вторая волна заселения Шумера - халдеи-эмигранты, синтетические потомки Сима (т.е. генетические гибриды), гонимые за их религиозный протестантизм, пересекли в 42 веке до н.э. реку Тигр и поселились в Южной Месопотамии, подавив аборигенское начало и породив новое этно-культурно-религиозное явление - Шумер.

    • Протестантизм халдеев-эмигрантов, согласно Книги Юдифи, выражался в том, что они "уклонились от пути предков своих и начали поклоняться Богу неба, Богу, Которого они познали". Надо полагать, здесь говорится о боге Луны - Наннар-Сине, который был богом Ура, столицы Южной Месопотамии, из которого вышел Авраам, а в первые века колонизации - единым богом всего Шумера. В дальнейшем новые города Шумера становились номами иных богов, составляя в совокупности качественно новую - шумерскую - религию.

    • Революционной религией, которая пришла на смену местническому генотеизму, явился политеизм - полифония богов, федеративность богов, когда они рассматриваются не изолированно друг от друга, а как родственники - члены одного генеалогического древа - 12-членного Пантеона (Совета богов) - Unken или Purum.

    • Пантеон, т.е. собрание всех богов синергизировано в библейском слове Элохим ('elohiym) - Бог.
      Это слово является множественным числом иерархического 5-ступенчатого синонимического ряда ('elowahh - "бог-божество" - 'el - "бог-идол" - 'ayil - "баран, агнец" - 'uwl - "сила, мощь" - S).
      Слово 'uwl происходит от корневого жеста S, означающего стабилизированное спиральное петление-ветвление - синергию звездного лучения.

    • Верховный бог шумерского пантеона - Ан ("небо"). У него старший сын - Энки ("хозяин земли"), младший сын - Энлиль ("хозяин воздуха, дыхания") и дочь Нинхурсаг "госпожа плодородия". Энки и Энлиль антагонистичны.
      Вне Пантеона - древние боги-стихии: Абзу, Тиамат, Лахму, Лахаму, Кишар, Аншар (синергия космических тел: Солнца, Земли, Марса, Венеры, Юпитера, Сатурна), а также "боги Ануна" - аннунаки, богини родов, игиги - все, кто связан непосредственно с творением Божиим - землей и космосом.
      Особое место занимает Мардук - сын Энки - сотворивший мироздание, попытавшийся стать над Пантеоном, но выведенный из него (синергия Люцифера-сатаны, от-лучения).

    • Атрибуты шумерской божественности: МE - беспредельная креативность, Масло - изобилие, избыток, бог-атство; сотворение мира уподоблялось пахтению: отделение масла от слама - синергия христианской дихотомии души и плоти.

    • Шумерский Храм, пирамида-зиккурат - подобие мироздания, архитектурно символизирует Ось мира, "лестницу в небо", состоит из пяти ступеней.
      Каждая ступень символизирует "прежний", "ветхий" храм, на котором воздвигается гомологичный "новый, новозаветный" храм-ступень.
      Первая (низшая) ступень зарыта в землю (засыпана речным песком) и служит фундаментом всего строения.
      Эта ступень символизирует "дол", "нижний мир", "пресиподнюю", "землю".
      Верхние четыре ступени - "Верхний храм" - собственно храм, символизирует "горнее", "духовность-священство", "небо".
      Верхне-Нижнее вертикальное деление трансформируется в горизонтальное (отсюда "даунтаун" в городе, в сравнение с территорией Храма - "горним градом"), географическое: Египет-Абзу мыслится как Нижний храм человечества ("материя, земля"), Шумер - как Верхний ("дух, небо").
      В самом Шумере - Ниппур мыслится как Верхний Храм, остальная часть Шумера - как Нижний.
      То же деление - на Верхний и Нижний видим в Египте.
      Синергией шумерского храмового дуализма является сегодняшнее деление мира на Запад (прагма) и Восток (духовность).

    • Храмовая проституция была главным ритуалом шумерской религии (синергией христианского евхаристия). Ритуал означал причащение Божьей возобновляемости жизни ("божией плоти"), творческой силы.
      Первоначальный смысл монашества - храмовая проституция - жертва-искупление греху, тем - смысловое отрицание его. В самом названии храмовой проститутки - nogig (синергия с лат. Nonna, анг. Non - "монахиня") - отрицание порчи, болезни.

    • Города в Шумере - архитектурный крест, где в пересечении - храм. Улицы радиальные. Аналогия Небесного Града. Нижний и Верхний города.
      Вокруг города - вода - река или ров с водой, ремнант первогорода Эриду - "земли посреди воды" и самого Шумера, охваченного реками Тигр и Евфрат.
      Согласно шумерам, все города были построены еще до потопа (пра-города), затем восстановлены после потопа убайдийцами. Очевидно, шумерские города настраивались на убайдийский субстрат и сохранили первоначальное имя.
      Население шумерских городов составляло 50-200 тыс. человек. Крупнейшим городом был Лагаш (216 тыс.).
      Между городами шла конкуренция и лидерство переходило то к Кишу, то к Уруку, то к Уру, то к Умме, то к Аккаду, то к Лагашу, то снова к Уруку и Уру.
      В 24 веке до нашей эре Шумер был завоевал северным кочевым племенем аккадцев, говорившим на семитских языках. Во главе первой Аккадо-Шумерской империи стал Саргон Великий.

    • Аккадцы и шумеры взаимно ассимилировались, породив новую гибридную нацию, которая говорила на аккадском языке. Шумерский язык стал языком медицины, права, религиозных обрядов (как сов. латынь).

    • В 21 веке до н.э. (2024) Шумеро-Аккад был захвачен западным пустынным племенем аморрев и после их ассимиляции превратился в новый гибрид - Старо-Вавилонское царство (царя Хаммурапи). Однако избранническая роль Шумера прекратила существование - перешла к Аврааму, который эмигрировал из Шумера в Ханаан и стал патриархом иудейства (далее давшего ответвления в виде Христианства и Ислама). Избранничество в 21-20 вв. до н.э. перешло от шумеров к иудеям.

    • Религиозное значение Шумера (далее Иудеи) связано с отношением Бог-покровитель - избранная народ-нация. Как в каждом шумерском городе был свой бог-покровитель, т.е. ипостась Элохима, так весь народ Шумер был до 20 века до н.э. под покровительством Элохима как целого.
      В дальнейшем Элохим-Яхве стал покровителем Иудеи. Далее - Христианства и Ислама (Элохим-Аллах).

    • Покровительность-избранность есть отражение господства той или иной ипостаси Элохима - того или иного Господа (Мардук, Яхве, Христос, Аллах).

    • Феномен господства в федеральном Элохиме - особый аспект доминирования, связанный с астрономическим понятием прецессии - маятникообразного колебания земной оси с периодом 25920 лет.
      Двеннадцатая часть этого периода - 2160 лет - составляет эру или малый сар - время господства того или иного персонажа Элохима. Эры делят историю человечества по религиозному признаку.

    • Большой или Великий сар - период обращения планеты богов Нибиру-Неба вокруг Солнца.

    • В третьей эре до н.э., т.е. в 63 веке до н.э., когда господство в Элохиме перешло к богу Луны Наннар-Сину (тогда же это выразилось в выделении из халдейской среды "новозаветной" секты поклонников Сина, впоследствие изгнанных в Месопотамию) - возникла предпосылка понимания Бога как федерации богов-ипостасей, предпосылка шумерского политеизма.

    • Бог вначале Син мыслился как единый бог, один бог на небе - зародыш монотеизма. Отсюда единство логограммы "дингир", обозначающей "бога" и "наннар". В дальнейшем на небосводе кроме Луны стали выделять звезды, т.е. других богов.

    • В это же время (время патриарха Фалека) в Элохиме был введен принцип "разделения земель" между богами по их владениям-номам. Т.е. домининтному Господу отходил народ-избранник, остальным - рецессивным "господам" - народы-изгои. Это был принцип многобожия, федеративного Божества-Неба, нашедший отражение в земной цивилизации.
      В 42 веке наступила эра-господство бога Ишкура: на землю Месопотамии из Халдеи пришли шумеры.
      В 36 веке - во время Великого сара - посещения Земли планетой Нибиру, богом Аном Шумеру была дарована Цивилизация.
      Завершился феномен Шумера Авраамом и его новой религией.


      ПРИМЕЧАНИЯ

      [1] Серебряные горы и "Армянский Тавр".

      [2] "Шумер" (Sumer или Shumer) - аккадское название жителей юга Месопотамии несемитской расы. В Библии значится как Shinar , в Септуагинте Senaar, понимается как вся Месопотамия. Согласно H.Welsh Shinar происходит от бога Луны - Сина - культовым центром которого была столица Юга Ур ("Халдейский"). Некоторые исследователи считают, что Shinar происходит от древне-арабского названия Китая Sin или Sina. Египтяне называли Шумер Sangar.

      [3] KI - "земля", "страна", EN - "сановник; господин, властитель, Господь; владыка; первосвященник; предок; прорицатель", gir15, gi7 [KU]: "человек благородного происхождения, дворянин; домашний, цивилизованный, городской".
      От KI.EN.GI, вероятно, произошло индоевропейское King - "король, царь". Именно Царством Божиим на Земле считали сами шумеры свою страну.

      [4] В этом слове также цивилизационная суть Шумера: Ka-Lam - "изобильный рот", т.е. богатая речь. Kalam - (арабск.) - "речь" - один из религиозных принципов Ислама искать истину в диалектике. Kalami - груз. "перо для письма". Kalāma (аккад.) - "всё".

      [5] Арабс. sam "черный", русск. "сам"; аккад. Sāmu- "красный, коричневый"; almu - "черный".

      [6] ki-en-gi ki-uri.

      [7] Согласно Евгению Манину (Филадельфия) ("Seagull" #1 (12) от 9 января 2004 г.): "Слово "Арарат" - это древнееврейское искажение ассирийского "Урарту": так ассирийцы называли страну, в древности занимавшую территорию будущей Армении (бывшей советской и турецкой). В центре этой страны находилось озеро Ван (Урарту поэтому часто именуют Ванским царством) и гора, ныне именуемая Арарат. "Урарту" на ассирийском языке дословно значит "нагорье, возвышенность" и точно соответствует тому, что ныне называется Армянским нагорьем".

      [8] ХАЛДИ (Khaldi, Халд), главный бог в религии государства Урарту, синергия Мардука. Символ - копье. Изображение - бородатый воин, стоящий на льве. Образовывал троицу с Теиспасом (бог погоды) и Артинисом (бог солнца). Греч. Haldaioi.

      [9] HAL.DI - на шумерском означает магию, волшебство, таинство: hal : развилка, ветвление, верхняя часть бедра ("чресла"); секрет, тайна; предсказатель; часть, доля. DI - "судить", "решать".

      [10] Тель, телль (арабск.) - вид археологического памятника на территории Средней Азии, Кавказа, Ближнего Востока - холм, образовавшийся из остатков древних строений и заполняющих их культурных слоев.

      [11] ХАЛАФСКАЯ КУЛЬТУРА - (в археологии), эпохи энеолита (5-е тыс. до н. э.) в Сев. Месопотамии и Сирии. Названа по пос. Тель-Халаф в северо-восточной Сирии. Поселения, расписная керамика, медные изделия. Хозяйство: земледелие, скотоводство (БСЭ).

      [12] Ar - "явление", "появление", " (внешний) вид", также "сиять".

      [13] Sin= Si - "луч" + in - "проникающий", Ar - "сиять".

      [14] 

      [15] Начальный жест S, синергичный червю-змию, мы детальнее рассмотрим в гл.7 "Докопаться до имени".




    Продолжение
    Оглавление




    © Тенгиз Гудава, 2007-2016.
    © Сетевая Словесность, 2009-2016.





     
     


    НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
    Алексрома: K3 [Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог, и Слово раздалось в абсолютном вакууме, и Слово было осцилляция, и у Слова было значение -...] Александр Рыбин: Освобождение от музеев [Каждое поколение имеет право разнести вдребезги все то, что было создано предыдущим/ми поколением/ями...] Владимир Алейников: Свеча и полынь [Воспоминания о двух поэтах с трагической судьбой - Николае Шатрове (1929-1977) и Леониде Губанове (1946-1983).] Виктория Кольцевая: Листопадовый чин [Не верь настенным и песочным / когда витийствует сверчок, / и распорядок дня и ночи / его бессоннице вручен...] Александр Уваров: Похоронный клоун [За жирную траву крутого склона / Хватаюсь в бесконечных, странных снах / И снится мне: я - похоронный клоун, / Я просто клоун / На похоронах....] Михаил Бару: Из одной темноты в другую [Куда бежишь ты? Хотя б намекни... Молчит. Петляет. Уходит от ответа. Может, его и вовсе нет. Да и так ли он нужен, этот ответ...] Игорь Куберский: Из рассказов о Локасе [Локас - это литературный герой, собирательный образ, которому я передоверяю разные занятные случаи из жизни...] Илья Криштул: Машкины мужчины [И было Машке уже за тридцать. И смирилась она с тем, что женского счастья в её жизни уже не будет. Не судьба, что поделаешь...] Джеффри Хилл: Стихотворения [Вернулось Слово из-за рубежа, / Где загорело средь глухих болот. / Когда убийством стало очищенье, / Награда ощутима и чиста...] Александр М. Кобринский: Ийю [Моя отрешённость - земное мерило. / Я ни вправо, ни влево его не сдвигал. / И мой смех без кривых обходился зеркал. / И кривился я там, где и вправду...]
    Читайте также: Екатерина Зброжек: За пределы сознания | Елена Иваницкая: Рецензия на трилогию Александра Мелихова "И нет им воздаяния" | Алексей Ильичев (1970-1995): Сдача в плен | Ростислав Клубков: Мысли о Ильичеве (О поэзии Алексея Ильичева) | Ростислав Клубков: Воля и слава (Письма флорентийского викария Вангеля другу) | Александр Пацюркевич: Топсида. Мечта об упокоении | Айдар Сахибзадинов: Москва - Третий Рим. И четвертому не бывать | Сергей Славнов: Олд-скул | Алена Тайх: Стихи разных лет | Петер Туррини: Стихотворения | Сергей Хомутов: Между судьбою и жизнью | Владимир Коркунов: Борис Кутенков и Елена Семёнова: "Они ушли. Они остались" - постоянная возможность напоминать себе о смертности" | Владимир Алейников: Без двойников | Владимир Алейников: Стихотворения | Александр М. Кобринский: Руническая письменность: истоки и распространение
    Словесность