Archive: | 1 | 2 |
Георгий Жердев ([Написать письмо]; Friday, January 02, 1998 06:21:12)
Бук, о джазе и сетературе.
Что мне нравится в джазе - это, безусловно, его специфическая форма - но все же, на мой взгляд, главное (надеюсь, что хоть в этом-то Вы со мной, наконец, согласитесь) - это его импровизационность. Когда джазмен играет вещь, он играет не партитуру, а свое настроение. Поэтому хороший музыкант никогда не играет одну вещь дважды совершенно одинаково. Ну, это общеизвестно. Через джаз (наверное, благодаря его негритянским корням) музыка неожиданно вернулась к традициям дописьменного народного творчества, когда каждый исполнял так, как помнил и как считал нужным, не опасаясь судебного преследования со стороны безымянного автора.
Архитектура, скульптура, живопись, литература связаны со статичным по своей физической природе материалом - камень, холст, бумага и пр. Отсюда и невозможность Импровизации. Можно, конечно, переписать свои стихи наново и переиздать их (издание 2-е, исправленное). И где-то даже, скрепя сердце, это можно назвать импровизацией (изменилось мироощущение - изменились стихи) - но это будет неуклюже и тяжеловесно. И это не будет настроение СЕГОДНЯШНЕГО дня (как это бывает у джазмена) - процесс писания + процесс издания + дорога до прилавка/читателя.
Музыка (в первую очередь, джаз), танец, театр - неизмеримо более импровизационны, поскольку они гораздо менее связаны с физическим носителем. И главное - потому что здесь, помимо автора, появляется Исполнитель - тот, кто собственно и реализует искусство автора. Собственно импровизационность того же джаза - это свойство исполнителя, а не автора. Джазовый композитор, занося свою мелодию на нотные линейки, "схлопывает" свой внутренний джаз, оставляя единственный вариант из всех, звучавших в его душе. После этого он может играть свою вещь много раз и каждый раз по-разному, - но при этом он будет уже Исполнителем. Авторский вариант навсегда остается статичным - таким, каким он попал на бумагу. Здесь, конечно, тоже допустима ситуация "2-го издания, исправленного" - но об это уже сказано выше.
Можно, как выход, предложить всю жизнь играть свою вещь, как в первый раз, не предавая ее бумаге. Но это все равно будет, чуть более завуалированное, но исполнительство: вещь "схлопнулась" в тот момент, когда она впервые возникла и была осознана. Есть еще вариант такого современного "акынства", когда вещь сочиняется "на лету", под настроение или по обстоятельствам, однажды исполняется и забывается (что-то вроде перфоманса). Но это несерьезно, потому что такое творчество увидит/услышит ограниченный круг тех, кто оказался в нужное время в нужном месте, и такое творчество не станет достоянием духовной истории (разве только в виде воспоминаний современников).
Теперь, наконец, о сетературе. Та моя вещичка, что я прислал вам, Бук, е-мейлом, очень схематично, но демонстрирует один из возможных вариантов импровизации как свойства сетевой литературы (если кому еще интересно знать, о чем речь, скажите - пришлю). Где-то в самом начале этой дискуссии (неработающий архив N 1) я вскользь уже проехал по такому варианту (да и не только я), теперь развиваю.
Допустим, что я, как автор (не обращайте внимания на Я - это не от нескромности, а для краткости), кладу у себя на сайте стихотворение - можно даже не свое. А рядом я пишу ассоциации, которые вызывают у меня те или иные его строки в свете моего текущего настроения. Тот же джаз, когда одна музыкальная фраза может вызвать шквал ассоциаций и перерасти в совершенно новую тему, которая повлечет за собой очередной поток ассоциаций - и так до бесконечности, пока терпит слушатель.
Назавтра, через неделю, через месяц, раз за разом я могу перечитывать "затравочное" стихотворение и собственную реакцию на него - и, разумеется, в зависимости от настроения и погоды, у меня будут появляться новые ассоциации, и ассоциации на ассоциации. И все это будет ложиться рядом или заменяя то, что мне кажется уже не актуальным.
Если я действительно интересен как поэт и как личность не одному только себе - то такой дневник, или скорее даже, анатомический атлас моего подсознания, может стать событием для читателей. А в конечном итоге, при достаточном таланте - и явлением искусства. Образцом динамичной литературы. Которая течет и изменяется и "схлопывается" в окончательный вариант уже только после смерти автора.
Это даже больше, чем джаз - здесь импровизирует сам автор.
Понятно, чтобы такая литература была интересна и стала, действительно, Литературой, нужен неординарный талант - возможно, куда больший, чем в литературе статичной бумажной.
В качестве варианта (правда, гораздо более спорного) к этой схеме можно добавить еще одно фундаментальное свойство Сети - интерактивность. Когда джаз играет не один автор, но, в силу способностей, любой желающий посетитель (такой нет-сейшн). Каждый желающий подкидывает свои ассоциации (и не обязательно только стихи - комменты в прозе, графику, даже музыку). Очевидно, прежде, чем лечь в сеть, это все-равно должно проходить через руки/сознание какого-то ведущего автора, иначе будет полный беспредел.
Но в результате, при грамотной режиссуре, и из этого может получиться Литература. Я все говорю - Литература, но это неизбежно выходит за ее рамки. Это - Сетература.
Что-то похожее - у Романа, в его "Саду расходящихся хокку". Но там тебе навязывается для ассоциаций конкретная строка, а если ты хочешь выбрать что-то для души, что действительно сможет всколыхнуть в тебе отзвук, придется, возможно, не один час жать на кнопку "Reload". Искусственно как-то. Но сама идея великолепна.
Вот что я имел сказать по поводу джаза в сети. Собственно, все сказанное - это тоже ассоциация. В новогоднюю ночь я уже не мог пить и общаться после предыдущей недели - и просто слушал Эрика Клэптона. Не "Огонек" же по ящику смотреть.
|
form
ГЖ (Friday, January 02, 1998 06:17:27)
Нет, Евгений, архивы так и не работают.
Вы забыли по тэги: HTML и BODY. |
form
Георгий Жердев (Friday, January 02, 1998 06:14:12)
Уф, кажется ЭТО закончилось!
Сижу на работе и деноминирую все наши программы, а между делом подглядываю в Сеть.
Привет всем, забежавшим сюда на Новогодний огонек!
Р_Л, бывай здесь почаще, и не только на праздники. Без тебя скучновато!
Евгений, спасибо, что сподобились заглянуть! Архивы-то здесь так и не работают (может почините?). Впрочем, сегодня я в них еще не глядел (так что если они уже работают - извините!). В Созвездие Пи заглянул: на первый взгляд - опи.....ть можно. Но надо переварить. Если будет что сказать - скажу позже.
Визель - мысленно пью с Вами!
Леночка - приятно услышать эмоциональный девичий голосок в этом хоре унылых мужчин. Возвращайтесь и растрясите всех! Только Интернет - не обожествляйте! Ну его.
А Бук, похоже, до сих пор в салате... |
form
Elena Now (Friday, January 02, 1998 03:54:41)
Сегодня вы стали голосами в моей голове. Беззвучные голоса - самые оглушающие. За это люблю Интернет. С большой буквы, как Бог. И за это его боюсь. Слишком много в этом аутизма. Огромное эго, подавляющее себя самое.
Оттого лингвистически оформленная мысль, попадающая в унисон текущему ощущению реальности,перерождается почти в откровение, как вышедшая из самого Универсума. В сетературе что-то есть. Большее чем литература или серф. Попробую сформулировать на досуге, когда буду отделять зерна от плевел в пыльных закоулках собственного электронно-литературного амбара.
Но это - потом.
А сегодня с Новым Годом тех, кто еще не утратил ощущение времени. А остальным - мое понимающее сочувствие.
Ищите почву в себе. Только не ройте там ямы. Они геометрически иррациональны и всегда неожиданно глубоки.
(с наслаждением выслушаю любые замечания, кроме обвинений в восторженности, которые отвергаю сразу как человек перманентно нигилистически настроенный) |
form
Е_Г ([Написать письмо]; Wednesday, December 31, 1997 16:32:13)
Поздравляю сетевых литераторов и прочих живых существ!
Поднимаю реальный бокал и виртуально чокаюсь со всеми вами!
Надеюсь, что в Новом году литература будет расцветать и процветать. В Журнале готовятся очень интересные публикации. Пока же советую почитать "Созвездие Пи" (http://www.zhurnal.ru/conjos/) - новогодний подарочек от Журнала ;)
Прошу не обращать внимания на опечатки в "От редактора" - писал в предпраздничном состоянии, потом поправлю.
Желаю всех благ! |
form
Визель ([Написать письмо]; Wednesday, December 31, 1997 16:21:14)
С новым годом, ребята!!!
В будущем году мы продолжим наши разговоры, а сейчас - вырубаем к черту компьютеры, для чего бы мы их не использовали, и наливаем настоящее, а не виртуальное шампанское! |
form
R_L (Monday, December 29, 1997 21:41:43)
Поздравляю с наступающим этим самым!
Даже Бука, который дезертирски не отвечал на письма.
Даже Мишу В., хоть он и пользуется транслитом.
Даже Леху, хоть у него пальцев не хватает слоги считать.
Даже самого себя.
А уж остальных - и подавно!
|
form
Георгий Жердев ([Написать письмо]; Monday, December 29, 1997 14:48:03)
ВСЕХ С НОВЫМ ГОДОМ!
Спасибо за общение!
Приятно, что есть люди, которым не все в этом мире по фонарю.
И пусть Литература всякая - сетевая и не сетевая - живет и процветает безотносительно к нашим мнениям о ней!
В будущем году, надеюсь, увидимся. |
form
ГЖ (Monday, December 29, 1997 14:32:32)
Кажется, я имел в виду Симеона Полоцкого.
К концу дня в голове - что-то невообразимое.
И все же форму для говоренья надо ставить в начало гестбуки. Хочешь поправиться - и ждешь минут 10 перегрузки.
Ну, пять... |
form
ГЖ (Monday, December 29, 1997 14:15:17)
Как Вы все же противопоставляете Интернет и Литературу!
Вот, кстати, на днях глядел один из интернетовских журналов (что-то вроде St. George, если надо - найду ссылку) - там графически-поэтические изыски Андрея Вознесенского. Он пытается максимально реализовать возможности представления стихов НА БУМАГЕ (в данном случае монитор - просто замена бумажному листу).
Неужели Вы считаете, что это совсем не нужно, а есть чистый бред, ничем не общий с искусством?
Я понимаю, в случае с Вознесенским - это больше фарс, чем большая Литература. Но это же и какая-то попытка движения.
В принципе, если форма абсолютно ничего не значит, почему же мы до сих пор не пишем сиилабические стихи а'ля Сологуб (ой, не уверен, он ли?!). |
form
Бук (Monday, December 29, 1997 14:00:52)
Жора, я как раз хотел доказать обратное -- ОТСУТСТВИЕ Интернета способствует написанию Литературы.Ж-))) |
form
ГЖ (Monday, December 29, 1997 13:54:33)
Бук, Ваш соц-опрос в тенетовском гестбуке несостоятелен. Наличие у поэта интернета еще не делает его сетератором. |
form
Бук (Friday, December 26, 1997 23:47:56)
Ну, так а я о чем всю дорогу? На фига нам эти "рыбы с ногами" по-жердевски? В деревню, пчел разводить, девок трахать и молоком умываться - может, хоть как-то еще продержимся... В основном же - чувства уходят, остается какой-то стон, затиснутый меж тэгов и баннеров. Да 90% удачной литературы в сети было явно анписано авторами ДО ПОЯВЛЕНИЯ в их жизни Интернета! А потом уже - только инерция. Трупный запах. М.Б. - даже если эти процессы и неизбежны, то Слово остается в живых лишь при единственной позиции - "ОСТАНОВИТЕ МИР, Я СЛЕЗУ!". То есть - очередной тупик.
|
form
fenya (Friday, December 26, 1997 22:20:18)
Перси, скорее по второму сценарию пойдет. А может они -- сценарии-то -- станут неразличимы. Тогда, стало быть, по третьему. А вообще, сматываться, конечно, надо -- или бежать, или ползти, или на цыпочках... Я об этом уже давно помалкиваю... |
form
Перси Шелли (Friday, December 26, 1997 20:18:37)
Да и так ясно, кто следующий в этом ряду - телепатия, whatever it's supplied by...
Хотя вот это меня в натуре волнует, ребята! - как она будет работать - с помощью нейрошунтов в мозгу, эдакий Delta Telecom двадцать первого века (читай - внешняя эволюция, эволюция железа), или... или внутренняя эволюция?... А?
Второе интересней, это ты уже без винтиков, и сам ты не винтик, но что это значит? - это значит, что надо уходить с сети, ребята, надо вырубать все телевизоры и телефоны, они и так лишили нас слуха и зрения, все эти розовые очки на наших носах...
Серьезно, ребята, пора сматываться. Мы, может быть, еще успеем, может, еще не поздно восстановить слух и зрение и даже то, что главнее слуха и зрения, и тоньше, и древнее! В сторону леса, назад с подвалы, а?! От винта, ВСЕ ОТ ВИНТА!!!!!! |
form
Визель ([Написать письмо]; Thursday, December 25, 1997 19:33:48)
Кто-то здесь сказал, что, мол, ИНТЕРНЕТ встанет в один ряд с кухонным комбайном, и тогда никому и в голову не придет смешивать его с литературой. По-моему, здесь очевиднейшая подмена понятий: в один ряд с кухонным комбайном встанет и уже встает КОМПЬЮТЕР, а интернет встанет в один ряд с литературой, театром, радио, кино, телевидением - как отдельный, самостоятельный вид искусства...
Кто появится дальше в этом списке? Бог весть!
Визель
|
form
ГЖ (Wednesday, December 24, 1997 05:03:47)
|