Словесность

[ Оглавление ]








КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


   
П
О
И
С
К

Словесность



СВЕРХЗВУКОВЫЕ  ДНИ


 


      * * *

      словно бы радость на тросе
      тянешь в смятенье и мрак.
      между акриловых сосен
      спит вопросительный знак
      речки. и сердце - не ропщет.
      спи, беспокоиться - мне.
      лес - облысевший и тощий.
      небо - в закатном огне;

      лес - блиндажи и окопы.
      небо - и галочки птиц.
      кто ты сегодня и что ты?
      кто-то и что-то, но цыц!

      вот просыпается речка,
      сосны гудят на ветру.
      словно мгновение - вечно.
      словно и я не умру.

      _^_




      * * *

      там снег идёт.
      фонарь ещё горит.
      мужчина с женщиной проходят не спеша
      в подъезд соседний.
      словно бы душа
      моя проснулась и в окно глядит:

      там снег идёт.

      там снег, я говорю.
      и пусть строка провалится во тьму -
      я думаю о том, что не умру.
      едва дыша, душа, тебя возьму,
      как горсть клубники, полевой букет,
      поставлю рядом у окна, на свет,
      что падает на стену, землю, на
      две тени у холодного окна.

      там снег идёт.
      а здесь моя семья.
      ловлю себя на мысли, как смешно
      благодаря рекламе жизнь звучит.
      пусть ничего почти не видел я
      в недолгой жизни, но открыв окно,
      я вижу снег.
      фонарь ещё горит.

      душа многозначительно молчит,
      когда снежинки бьются о стекло.

      _^_




      * * *

      так [берегись!] набирает судьба обороты,
      чтобы понять окончательно, кто ты и что ты.
      днём или ночью, но смотришь внимательно в оба -
      повод для этого, в общем, не нужен особый.

      так начинаешь любить безответно - собаку.
      раз-два-три-раз. и пошло. и не вкручивай баки.
      молча смотреть в тишину и не слышать входящих -
      как ни играй и в кого - мы живём настоящим.

      Господи, это же ясно, что Ты не при деле.
      тут не простили. а там - промолчали, задели.
      выбор есть выбор, и я его сделал. и маюсь.
      [чёрт бы побрал суету вместе с тополем в мае].

      как объяснить этим девочкам любящим [или?],
      как я любил и не ждал, чтоб меня полюбили,
      как пуританка-судьба, повидавшая виды,
      смотрит в глаза и атлантам, и кариатидам?

      _^_




      * * *

      зачем мне это всё? мне этого не надо.
      взлетает самолёт. торчит башка луны.
      окурок в ночь летит, как в дот летит граната.
      и запахами сад и улица полны.

      и настроенье - жить, короче - боевое.
      минувший день стоит на голове, а за
      минувшим веком - век. за памятью - живое.
      и верит человек в любые чудеса.

      я двести лет живу, по крайней мере, сотню,
      но до сих пор, представь, не забирался в сад,
      где раньше, говорят, могли, не целясь, - солью,
      и яблоки с кулак где раньше, говорят.

      не там ли человек ослушался впервые?
      не там ли дед мой пас заоблачных овец?
      не потому ли мы о чём-то позабыли?
      тут с глаз долой луна. и сказочке конец.

      _^_




      * * *

      собака лает, караван идёт.
      и альтер эго падает на дот.
      не слышно слов, но мы с тобой молчим.
      кругом скакалки, обручи, мячи;

      ребёнок чертит перпендикуляр.
      не знаю, где, но точно Бабий Яр.
      и я стою с обеих там сторон.
      смешно и страшно в небе от ворон;

      и папа с мамой смотрят мимо на,
      как мишка вылетает из окна,
      как машет лапкой мишка им со дна,
      как машет, улыбаясь им, страна,
      как топчется на месте костерок.
      сюда смотрите, налюбуйтесь впрок:

      собака лает, караван идёт.
      я, судя по поступкам, - идиот.
      смотрю сквозь сон на перпендикуляр,
      забытый классом выродок-школяр;

      собака лает. любите собак?
      учили так - всё новое - нам враг.
      уроки иностранного. so good.
      глаза в глаза упали. и не лгут.

      _^_




      * * *

      так и будем молчать и смотреть в потолок -
      я о праздном, а ты - о своём?
      время года - листва, и протиснуться смог
      лучик солнца в оконный проём;

      это вера, надежда и что там ещё?
      я не знаю и знать не хочу.
      знаю только одно: плачешь - будешь прощён,
      даже если я сам не прощу;

      это кукла безрукая с небом в глазах,
      паровозик с верёвочкой плюс -
      сказка всё - наяву - и реальное - в снах
      и когда я домой тороплюсь;

      это, в принципе, наш персональный маршрут,
      одинокая тень фонаря.
      только ангелы в небе и Бог не умрут.
      будем жить. никого не коря.

      _^_




      * * *

      всё дело в том, что мы несимметричны,
      душа моя. люблю тебя. засим -
      что отличает анекдот от притчи?
      так вот и я об этом. помолчим.

      всё дело в том, что мы эгоцентричны,
      душа моя. люблю себя. засим,
      ведь не тебя - меня берут с поличным,
      включая свет и видя, как мы спим:

      всё дело в том, что мы амбивалентны,
      душа моя. гневлю тебя, засим
      в лесу лежат два дерева валетом -
      без слёз не глянешь. лучше - помолчим.

      всё дело в том, что дело в шляпе. души
      на то и души, чтобы навсегда.
      судьба развяжет руки, даст беруши,
      как из брандспойта всю любовь потушит,
      заставит улыбаться, бить баклуши.
      стишки писать при этом иногда.

      _^_




      * * *

      по стенке размажу. сотру в порошок.
      развею и брошу им вслед
      тебя, не раскрывшийся за ночь стишок,
      тебя, ослепительный свет.

      тебя, приоконную горе-звезду,
      я тоже развею потом.
      и двери захлопну. и дрогнут в саду
      деревья с разинутым ртом.

      и весело скажешь себе - "ни черта",
      а что "ни черта" - не поймёшь.
      за крайностью крайность. за болью - черта,
      которую ты перейдёшь.

      _^_




      * * *

      куда все это делось. цвет и звук.
      полёт нормальный. прошлое, приём!
      я выбираю третье зло из двух.
      так и живём. так и живём - вдвоём.

      деревья на ветру шумят и гнутся,
      и небо упирается мне в лоб.
      и так порой тревожно здесь и гнусно,
      что я смеюсь над будущим. назло.

      как будто. как бы. весело. смешно мне.
      в ночь погляди - и ты увидишь свет.
      ты не забыл мой телефонный номер?
      ты не забыл, что нас на свете нет?

      литература, мать твою. искусство.
      амбиции. в конце концов судьба.
      пуд соли и собаку съел - невкусно.
      и всё же небо мечется у лба.

      и что теперь? кому какое дело?
      у прошлого правдивые черты.
      своя рубаха - знаю - ближе к телу.
      я пожалел сто раз.
      а умер ты.

      _^_




      * * *

      и всё бы так и всех бы так,
      как говорится, жизнь накрыла.
      блажен юродивый, дурак.
      смешны опущенные крылья.

      противна смерть. и на миру
      она тщедушна и субтильна.
      когда я понял, что умру,
      об этом пожалел несильно:

      кружится, вертится земля
      и мы - по кругу - в этом круге.
      всё просто, если всё, что - для
      существования друг в друге.

      а что касается весны,
      которая не за горами, -
      она - граница тишины.
      между мирами.

      _^_




      * * *

      окна и двери открою - слушать сверчков.
      слышу тебя и вижу перед собой -
      молод, красив, беспринципен. и без очков -
      странно поэтому видеть - вроде живой.

      что это было? было ли вовсе оно,
      это сверчковое лето, ты за столом?
      двери закрою и слышу через окно
      чистую музыку - хором спетый псалом.

      [это такой перелёт, а скорей, недолёт:
      словно безбожник за сына себя выдаёт.
      "здравствуй" - хорошее слово, не больше того.
      верю, люблю, ненавижу, не знаю кого]

      столь очевидная участь: просто смешно.
      разве что нечего делать - я говорю.
      что это было? было ли вовсе оно?
      было, ты отвечаешь.
      благодарю.

      _^_




      * * *

      он входит в лес, как в женщину, - с любовью,
      ещё ни женщин, ни стихов не зная.
      я - за его спиной, и мне не больно
      смотреть на свет, который между нами
      встаёт столбом, закрыв собой кустарник,
      два дерева, упавшие в обнимку,
      окоп заросший, муравейник старый...

      весь этот вид, подобно фотоснимку,
      стоит в моих глазах десятилетье,
      а за столбом из света, у оврага,
      у края бездны - он - простой, как ветер,
      застыл и слился с чёрною корягой.

      я подхожу, невольно понимая
      его укор во взгляде, и с надрывом
      я говорю ему: "быть рядом - мало" -
      и я толкаю мальчика с обрыва.

      и свет исчез. Он должен был исчезнуть.
      деревья расступились - и чуть слышно -
      сквозь детский плач - смиренное: "нечестно,
      ты был - сейчас - не я - здесь третьим лишним".

      я выхожу, ничейный и обмякший,
      из проклятого леса на дорогу,
      а он со дна оврага ручкой машет.
      я был один.
      и я его не трогал.

      _^_




      * * *

      и тут, над шахматной доской,
      два кулачка, мол, отгадай.
      и вспоминаю я с тоской
      другое детство. друг, прощай.
      тоска по человеку, но
      мы все по-прежнему живём,
      как будто в прошлое окно
      открыто настежь, словно в нём,
      в проёме этого окна
      сидит усталый человек
      и долго смотрит на меня.
      и молча щурится на свет.

      мол, отгадай, в какой руке,
      и я мучительно смотрю -
      сквозь пелену, туман, боке, -
      молчу, а словно говорю,
      что в правой - пешка. цвет какой
      не разглядеть - сиди-гадай,
      а после - вспомнится с тоской
      всё то, что было. друг, прощай.

      прощай и главное - прости.
      я тоже вышел, я в пути.

      _^_




      * * *

      схватил меня и держит чемодан.
      рюкзак повис ленивцем на спине.
      случится очутиться на войне -
      единственную жизнь свою отдам.

      но что война? - я тоже рядовой,
      пехота, дезертир и самострел.
      куда бы я вокруг ни посмотрел:
      мне попрощаться хочется с тобой.

      но что прощаться? мы и так простим.
      в глаза посмотрим, за руку пройдём.
      я обернусь на твой уютный дом,
      и мы одновременно загрустим.

      но что грустить? я вышел и пошёл.
      тень от столба пересекает путь.
      махну рукой. окну. и будет пусть
      все у тебя предельно хорошо.

      и да простит мне воин и солдат
      сравнение нелепое моё.
      а ночь поёт прозрачным соловьём.
      лес на горе угрюм и бородат.

      _^_




      * * *

      погода - мразь. в душе спокоен, как,
      как если бы сейчас я ждал цунами.
      как будто жду его уже века.
      но жизнь благоволит, любуясь нами.

      смакуя слово, так его и так,
      я, в пятый раз произнеся "секвойя",
      увидел двор, сарай, а в нем - верстак.
      и дверь в сарай выскрипывает: двое.

      откуда знал ты в той пустой глуши
      вот это слово, дерево такое?
      и говорил мне: ты пиши, пиши.
      я записал. запомнил. да: секвойя.

      и было интересней, чем про дуб,
      тем более, про липу и осину.
      нас двое было. дверь скрипела: дубль.
      и ты мне говорил, как сыну сына.

      и дождь хлестал по крыше. по стеклу.
      заканчивалось лето. этот дворик
      с сараем я запомнил, полумглу
      и дверь, что повторяла: двое, двое.

      _^_




      * * *

      леса и болота мои непроходимы.
      два человека спасут меня и спасали.
      ты знаешь, о ком я, Дима.
      ты знаешь, о ком я, Саня.

      темна и сыра берлога.
      проснулся - башкой упёрся.
      ищет не тот, кто ищет только предлога.
      находит лишь тот, кто смеётся последним и после.

      это блуждает стишок по моим болотам.
      это слова заблудились и прячутся в ельник.
      жизнь начинаю с нуля. в понедельник.
      уши горят. и мучит икота.

      _^_




      * * *

      длинные-длинные дни, как очередь в кассу
      в каком-то плохом, но с претензией супермаркете.
      спасибо тебе за открытку с картиной Пикассо -
      что-то знакомое есть в этом маленьком мальчике.

      собственно, я не о нём, и уж точно не стал бы
      лазать по дебрям - детство и прочая ностальгия.
      я просидел весь июнь будто писарем в штабе -
      вроде, при деле, пишу, а на сердце - гиря.

      длинные-длинные дни и короткие ночи.
      хочется всех мне позвать - не к себе, но по имени -
      что там и кто. суета и вода камень точат,
      а одиночество - душу. душу мою - вот именно:

      нет никого, говорю, никого, кто мне близок. и рядом
      нет ничего, говорю, лишь водные знаки и числа.
      и на вопрос "как дела?" отвечаю с улыбкой "так надо" -
      знаю: со мною уже ничего не случится.

      сверхзвуковые дни. бесконечные ночи.
      мальчик с открытки похож на меня не очень.
      это совсем не письмо. не записка, тем более.
      это отчет пустоты. о победе над болью.

      _^_




      * * *

      нет, нет, я не об этом - я о том,
      что жизнь и смерть находят компромиссы,
      когда заходишь в опустевший дом
      и видишь тень, застывшую над миской,
      вполне миролюбивого кота.
      дом, опустел, я повторюсь, но это
      скупые доказательства, приметы
      того, что жизнь идёт, пускай не та?

      такие, брат, сегодня пироги.
      за окнами монтируют опору -
      да будет свет, не видно тут ни зги,
      но, впрочем, сколько нужно света взору,
      чтоб не застрять на полпути к своим?
      и никому здесь, в общем, не предъявишь.
      одно спрошу - Ты жить меня заставишь?
      и смотрим друг на друга. и молчим.

      _^_



© Максим Бессонов, 2016-2024.
© Сетевая Словесность, публикация, 2016-2024.




Если вам срочно необходим компьютерная помощь на дому по Ленинградской области - сделаем за 2 часа.

spb.gor-master.ru


НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Андрей Бычков. Я же здесь [Все это было как-то неправильно и ужасно. И так никогда не было раньше. А теперь было. Как вдруг проступает утро и с этим ничего нельзя поделать. Потому...] Ольга Суханова. Софьина башня [Софьина башня мелькнула и тут же скрылась из вида, и она подумала, что народная примета работает: башня исполнила её желание, загаданное искренне, и не...] Изяслав Винтерман. Стихи из книги "Счастливый конец реки" [Сутки через трое коротких суток / переходим в пар и почти не помним: / сколько чувств, невысказанных по сути, – / сколько слов – от светлых до самых...] Надежда Жандр. Театр бессонниц [На том стоим, тем дышим, тем играем, / что в просторечье музыкой зовётся, / чьи струны – седина, смычок пугливый / лобзает душу, но ломает пальцы...] Никита Пирогов. Песни солнца [Расти, расти, любовь / Расти, расти, мир / Расти, расти, вырастай большой / Пусть уходит боль твоя, мать-земля...] Ольга Андреева. Свято место [Господи, благослови нас здесь благочестиво трудиться, чтобы между нами была любовь, вера, терпение, сострадание друг к другу, единодушие и единомыслие...] Игорь Муханов. Тениада [Существует лирическая философия, отличная от обычной философии тем, что песней, а не предупреждающим выстрелом из ружья заставляет замолчать всё отжившее...] Елена Севрюгина. Когда приходит речь [Поэзия Алексея Прохорова видится мне как процесс развивающийся, становящийся, ещё не до конца сформированный в плане формы и стиля. И едва ли это можно...] Елена Генерозова. Литургия в стихах - от игрушечного к метафизике [Авторский вечер филолога, академического преподавателя и поэта Елены Ванеян в рамках арт-проекта "Бегемот Внутри" 18 января 2024 года в московской библиотеке...] Наталия Кравченко. Жизни простая пьеса... [У жизни новая глава. / Простим погрешности. / Ко мне слетаются слова / на крошки нежности...] Лана Юрина. С изнанки сна [Подхватит ветер на излёте дня, / готовый унести в чужие страны. / Но если ты поможешь, я останусь – / держи меня...]
Словесность