ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Рубрику ведет
Сергей Слепухин


Словесность


Последняя статья

О рубрике
Все статьи


Новое:
О ком пишут:
Игорь Алексеев
Алена Бабанская
Ника Батхен
Василий Бородин
Братья Бри
Братья Бри
Ольга Гришина
Михаил Дынкин
Сергей Ивкин
Инна Иохвидович
Виктор Каган
Геннадий Каневский
Игорь Караулов
Алиса Касиляускайте
Михаил Квадратов
Сергей Комлев
Конкурс им. Н.С.Гумилева "Заблудившийся трамвай-2010"
Конкурс "Заблудившийся трамвай"
Александр Крупинин
Борис Кутенков
Александр Леонтьев
Елена Максина
Надежда Мальцева
Евгений Минин
Глеб Михалёв
Владимир Монахов
Михаил Окунь
Давид Паташинский
Алексей Пурин
Константин Рупасов
Александр Стесин
Сергей Трунев
Феликс Чечик
Олег Юрьев







Новые публикации
"Сетевой Словесности":
Андрей Бикетов. О своем, о женщинах, о судьбах. Стихи
Сергей Кривонос. И тихо светит мамино окошко... Стихи
Бат Ноах. Бескрылое точка ком. Стихи
Виктор Хатеновский. В прифронтовых изгибах. Стихи
Марк Шехтман. Адам и Ева в Аду. Стихи
Владимир Кречетов. Откуда ноги растут. Рассказ
Алексей Смирнов. Внутренние резервы и Зимняя притча. Рассказы
Сергей Слепухин. "Как ты там, Санёк?" Эссе
Катерина Груздева-Трамич. Слово ветерану труда, дочери "вольного доктора". Очерк
ПРОЕКТЫ
"Сетевой Словесности"

Алексей Верницкий. Две строки / шесть слогов

[02 января]   Избранные танкетки декабря.



Сергей Слепухин

"НЕЗАМЕТНО ВСЁ СЛУЧИЛОСЬ..."

(О книге Евгения Минина "Про|за|жизнь")


"Вот где узел моей жизни! Вот таинство судьбы!"
Владимир Печерин  


Порой поэту становится тесно в рамках стиха. Тогда на свет рождается проза поэта, нередко содержащая рассказ о его хождении по берегу моря людского, скитаниях в пространствах жизни. Это литература особого качества, ведь у поэта необыкновенное видение мира.

Книга Евгения Минина - не автобиография и не мемуары. В нее включены семейные хроники, записки о службе в армии, годах учительства, этапах писательского становления. Мужчина прожил жизнь. Его несло в людском потоке, и захлестывали впечатления, овладевавшие воображением. Времени подумать, осмыслить происходящее всегда не хватало, но вот удобный момент, наконец, настал. Я допускаю, что факты и вымыслы в этой книге перемешаны, но, согласитесь, оглядываясь назад, можно ли отличить одно от другого? Взявшись за "Про|за|жизнь", Минин постарался привести в порядок свои мысли о предметах, больше всего на свете занимавших его на протяжении жизни, сделал попытку постичь пережитое и оживить портреты давно ушедших людей.

Никто не станет писать свои записки, если будет убежден, что их не прочтут и не увидят не только при жизни, но и после кончины. Каждый верит, что именно так и сохранится - в собственных признаниях. "То вечности жерлом пожрётся и общей не уйдёт судьбы" - забываешь о державинской великой оде...

Память - коварный друг, удерживает одно, опускает другое. Она тщательно хранит самые каверзные моменты нашей жизни, чтобы их услужливо подсовывать, когда не надо. Мы многое предпочли бы забыть, но неприглядное, незавидное, нестоящее упорно цепляется за уголки нашего сознания и не желает сдавать позиции. Воспоминания - от них не избавишься, не исправишь... Память - иллюзорный мир идеальной жизни, которую так хотелось, но не удалось прожить.

Смех и вздох, поцелуй и прощание, краткое цветение и долгое увядание - вот и все наше бытие. Печально не то, что надвигается старость, а то, что уходит молодость, эпоха упущенных возможностей. Когда ты молод, то счастлив тем, что у тебя есть будущее - время, отданное на исправление глупостей. Юность бескорыстна в помыслах и чувствах, она наиболее глубоко понимает и реагирует на правду и неправду.

Всё человек теряет с летами: юность, красоту, здоровье, порывы честолюбия - и лишь недомыслие никогда, увы, не покидает его...

Каждый смертный хорошо помнит все, что с ним случилось в прошлом. Грустные и печальные моменты, веселые и яркие события - все это надолго остается в памяти. Иногда мы неосознанно приукрашиваем прошлое, иногда наоборот, придаем ему меньшее значение, чем было на самом деле. Тем не менее, воспоминания надолго, а, иной раз, и на всю жизнь, остаются с нами, и никуда от них не деться.

Почему память о детстве и молодости всегда такая свежая и такая яркая? Городок Невель на берегу необъятного озера, песчаная улочка, бабушка, отец, самый мудрый на свете, мама, с детства учившая никогда и ни у кого не брать в долг и всего добиваться самому, витебский техникум, военкомат, Бакинский батальон связи в/ч 83570, третья рота, третий взвод... Становление, поиск места, утверждение собственного "я". Первые стихи, работа в газете, знакомство с прекрасным, литературная учеба, творчество. Любовь, женитьба, счастливая семейная жизнь. Судьба, которую на иврите зовут Гораль...

Становлению жанра автобиографии в какой-то мере предшествовали торжественные надписи восточных царей, оповещавших мир о своих победах. Для Евгения Минина такой победой всегда была и остается могучая, чистая, ничем не омраченная радость сочинительства.

Эти автобиографические рассказы написаны Мининым в разном ключе - рядом с развернутыми психологическими этюдами о встречах с людьми - прославленными и никому не известными, близкими и чуждыми, взрослыми и детьми - важное место в книге занимают размышления о природе творчества, о сущности литературного труда. Писатель подробно рассказывает о том далеком времени, когда внутри него неожиданно совершилась волшебная метаморфоза, произошел перелом, родилась неутолимая потребность выражать себя словом. Хотя на протяжении всей книги взгляд автора неизменно уходит в прошлое, основная установка направлена не на воссоздание былого, а на подведение итогов полувекового литературного пути. Перед читателем предстает органическое соединение повествования о внешних событиях жизни с исповедью о духовных исканиях. Такое единство достигается разными способами: намеренным слиянием "жанровых" воспоминаний и публицистики, комбинации биографии и "умозрения", дневника и литературных портретов, беллетристических новелл, фактографии, очерка, а иногда даже памфлета, пародии на мемуарную прозу в ее обывательском понимании!

Богатые жизненные впечатления, настоящая хроника века, отпущенного человеку! Перед нами совершается интеллектуальный рост личности, предстает думающий человек, анализирующий сам себя и свои ощущения.

"Про|за|жизнь" - упругие, динамичные тексты, часто смешные и нередко грустные. Ничего мелодраматического, преувеличенного, все просто и даже обыденно. Удивительная точность, умение мастерски воссоздать душевное состояние спутников жизни, насыщенность повествования деталями.

Что же не дает оторваться от чтения? То, что в каждой написанной строке звучит живая интонация. Анекдоты, нелепые ситуации пронизывают весь текст и воплощают собой дух абсурда советской жизни. Перевернутость, смещенность, искаженность самых естественных для человека чувств и представлений, понятий о добре, любви, чести делает абсурд одним из наиболее реальных персонажей книги.

Раскрывая внутренние стимулы, глубинные импульсы своей творческой деятельности писатель не оправдывается перед нами, но ясно формулирует кредо жизненного и литературного поведения. Не может не поражать его необыкновенно цельная устремленность к идеалу, бескомпромиссные поиски истины - без снисхождения к себе и к другим людям. Вызывает уважение его способность к сопереживанию, восхищает энергия, ум, сила и острота эмоций.

Короткий очерк о книге Евгения Минина я хотел бы закончить цитатой из книги Сомерсета Моэма:

"Человек не умирает сейчас же, после того, как составил завещание, завещание составляют на всякий случай. Привести свои дела в порядок - это хорошая подготовка к тому, чтобы прожить остаток дней без забот о будущем. Закончив эту книгу, я буду знать, чего держаться. И тогда я могу поступить как угодно с теми годами жизни, которые мне еще отпущены".