Словесность 
// -->

Текущая рецензия

О колонке
Обсуждение
Все рецензии


Вся ответственность за прочитанное лежит на самих Читателях!


Наша кнопка:
Колонка Читателя
HTML-код


   
Новые публикации
"Сетевой Словесности":
   
Елена Мудрова (1967-2024). Люди остаются на местах. Стихи
Дмитрий Аникин. Иона. Цикл стихотворений
Александра Сандомирская. По осеннему легкому льду. Стихи
Людмила и Александр Белаш. Поговорим о ней. Рассказ
Никита Николаенко. Дорога вдоль поля. Рассказ
Аркадий Паранский. Кубинский ром. Рассказ
Эмилия Песочина. Под сиреневым фонарём. Рассказ
Алексей Смирнов. Два рассказа.
Яков Каунатор. Сегодня вновь растрачено души... (Ольга Берггольц). Эссе
Любовь Берёзкина. Командировка на Землю. Интервью с Игорем Мухановым


ПРОЕКТЫ
"Сетевой Словесности"

Алексей Верницкий. Две строки / шесть слогов

[01 апреля]   Избранные танкетки марта.


        шесть слогов
        я в танке






КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
ЧИТАЕМ:  Диана Эфендиева. Стихи



Андрей Комов

О стихах Дианы Эфендиевой

"Ум ищет божества, а сердце не находит".

Нашел это пушкинскую строку в "Комментариях" Георгия Адамовича и подумал, что о "концепции нашей жизни" лучше не скажешь. Впрочем, жизнь прекрасно обходится без концепций, "без божества, без вдохновенья" и потихоньку тянет за собой легкий туман культуры. К тому же "метафизические бездны" и примеры "конца времен", столь частые сегодня, стали уже общим местом, а для веры в потусторонний мир нам необходимы материалистические доказательства.

Разговор о современной поэзии по той же причине язвителен и отрывочен. Особенно среди поэтов: ум понимает, а сердце не лежит. Стихи же Дианы Эфендиевой споров не вызывают. Их принимают или нет. Видимо потому, что в них есть "прохладная царственная бледность", как сказал однажды Адамович, за которой угадывается не Пушкин, конечно же, чью царственность Адамович и вспоминал, а снежный взгляд "эллинской музы" петербургской поэзии.

В 2000 году на конкурсе "Арт-ЛИТО" стихи Дианы Эфендиевой были названы лучшими. Еще в 80-е годы, в Москве сказали бы, что она "рукоположена в сан" поэта (ОПОЯЗ, в 20-е годы - В. Шкловский - Л. Гинзбург - А. Кушнер, бывший в 2000-м одним из членов жюри). Однако сегодня времена попроще, и ни славы, ни "сана" это ей не прибавило. Может быть чуть больше стало читателей, кидающих не только беглый взгляд на публикации ее стихов, а это теперь не так уж и мало. Словом, жизнь ее не переменилась.

Можно было бы сказать, что живет она в провинции, на границе с Россией, в Нарве, если бы границы эти не были такими странными и непривычными, а сама Россия - невиданно провинциальной. Но есть в ее стихах тема, - "образ", "мотив", "сквозная нить" - слова стертые и пошловатые, - не "тема", а состояние, говорящее о ее и нашей жизни больше любой автобиографии: это - дорога. Или "Записки путешественника", начатые 200 лет назад Карамзиным и продолжаемые сегодня в эпоху нового раздела мира и людей. Это - слышимая в строчке "под электричек "аллилуйю" ностальгия (понятие тоже стертое, но оживляемое вдруг поразительной звукописью); это - уход "под вагонное "жить-да-жить"; это - постоянный вопрос "Куда ж нам плыть?", ответа на который нет и у Пушкина.

Скажу еще два слова о стихотворении "Ржавый ангел", завершающем "путешествие". Холодная простота его лексики и короткий, "песенный" сюжет обманчивы. Это не итог, а скорее подпись, авторский знак или "символ времени", который Андрей Белый требовал не путать с образом. Отсюда и такая строгость внутренних правил и близость к "школе гармонической точности" начала XIX века.

Но и остановка обманчива. Первое стихотворение цикла продолжает последнее. Сделано это автором умышленно или нет - не важно. Текст и композиция живут независимой жизнью. Начинается новая дорога, новая русская зима поэзии "ума и сердца".


Авторская подборка стихотворений Дианы Эфендиевой

Смотри на мир за лобовым стеклом...
Молоко
Новогодний романс
Поезда
Туземка
... и ангел рваным галочьим крылом
Рыбы
Время рожденных ползать, слышишь, не торопи!
Маленький герой
Ржавый ангел


Журнал "Русская речь", СПб, Телетекст ТРК "Петербург", 2002.

Предложенная Вашему вниманию подборка стихов Дианы Эфендиевой и рецензия были опубликованы в литературном журнале "Русская речь", выпускаемом в телетексте двух петербургских телеканалов: ТРК "Петербург" и ТНТ-СПб (11-й канал).

Жители Санкт-Петербурга и Ленинградской области, имеющие возможность принимать телетекст на своих телевизорах (а таких только в 1999 году было 1,5 миллиона), знакомы с этим журналом с февраля 2002 года.

Публикации отбираются по рекомендациям сетевых и небольших "бумажных" издательств, а также редакцией журнала. Мы назвали их "Выбранными именами" и всегда указываем, кто их выбирал, представляя разные точки зрения на современную литературу и старательно избегая слова "лучшие". Диану Эфендиеву представляет известное всем издательство Александра Николаевича Житинского "Геликон Плюс".

Однако окончательный выбор всегда делали и будут делать читатели. Мы же только стараемся не лишать их этого права. - (А.К.)

    Первая рецензия, написанная для журнала "Русская речь" редактором издательства "Геликон Плюс" Светланой Бодруновой, была уже опубликована в "Сетевой Словесности", и поэтому я даю лишь ссылку на нее.





Обсуждение