КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
ЧИТАЕМ:
Сергей Зхус. Стихи
фЕБ
Лирический эксперимент по методу Монте-Карло в поэтике Зхуса
В математическом моделировании есть метод Монте-Карло, когда свойства
системы исследуются путем статистического эксперимента.
И вот давно уже пробил час для поэтического эксперимента. Пробация
взаимодействия и равновесия поэзии с миром давно является предметом поэтических
изысканий. Особенно это стало практикой в начале прошлого 20-го века.
Века рассвета и благоухания целого букета "измов" в искусстве. Исследованием
хаоса в поэтическом творчестве невольно занимались ОБЭРИУты. Понимание
корпускулярно-волнового дуализма и квантовая теория оказали удивительное
влияние на развитие поэзии. Все эти "измы" - символизм, акмеизм, футуризм,
имажинизм, реализм возникли как разложение света в оптической призме.
Активным элементом, как телом этого поэтического лазера, стал интеллект,
рефлексия, познание мира через взрыв научных теорий начала века.
Изменилось вИденье мира. И вот уже начало следующего века, и новые имена на
новом витке развития пробуют синтезировать новую гармонию в искусстве.
"Плывёт ли кит прозрачнотелый.
Идёт ли солнце на закат.
Мы видим всё на самом деле.
Ведь он солдат и я солдат."
Страсть проникнуть в уже полупознанную суть флегматичного мира, данного
нам в ощущениях становится не только объектом но и субъектом поэзии.
"...чувствуя, как в окружающем мире
Возникают всё новые и новые чудесные подробности"
Нелинейность и неэвклидовость, открывшиеся для созерцателя мира,
возбуждают в поэте новые поэтические аккорды:
"И эта женщина в платочке
С гиперболическим ведром
Бежит по трепетной цепочке
В свой извивающийся дом."
Гипербола, воспринимавшаяся в классической поэзии как объективное
приложение поэтической метафоры, вдруг просыпается в новом веке
в постмодернистском субъективизме. Лирика, сжившаяся за века со строгим
расписанием ролей, становится вдруг объектом в поэтике Новейшего Времени:
"Среди колеблющихся веток
Услышь мой тихий рёв сполна.
Твоя тяжёлая карета
Упала в нежные луга.
Вне трав останься на мгновенье
Без упоительных одежд,
Космонавт - Божье упущенье,
Не прячь индустриальных вежд."
Так же, как Есенин в свое время хотел повенчать прекрасную розу с жабой,
так же и новейшие спонтанные лирики, как Сергей Зхус,
вынуждены заниматься синтезом, творческим восстановлением
мирового эфира, расползающегося под острым углом зрения науки:
"В гигантском небе возникает кислород.
Я потянул микроскопический невод.
Он прямо в море - царстве микро-рыб.
Здесь батискаф среди подводных глыб
Мечтает о ноябрьских ветрах.
В нём физик в перламутровых очках,
Под лампочкой, с улыбкой неземной
Ушёл в свои расчёты с головой.
Пред ним летают тусклые фотоны.
Он чует рядом тайные нейтроны.
Он придаёт табличный смысл вещам,
Присущим лишь тропическим морям."
Лирика, как свойство чувственности живого, не может так просто
сдать позиции, и тем ожесточённее ведутся в поэзии лирические поиски
современными статистическими методами проб и ошибок.
Конечно, между поэтикой Зхуса и Заболоцкого много общего
методологически. Но есть кардинальные отличия - это совершенно новая
постиндустриальная неоромантика и лирика вИдения мира:
"Чредой угрюмых хомячков
Мелькнула первая догадка:
При динамической отладке
Сместились сонмы кулачков.
Уж пригород над головой
Растёт незыблемой твердыней.
А я с печалью в зал машинный
Смотрю, подавлен красотой. "
В свое время ОБЕРИУтами собственная поэтика рассматривалась невольно,
как мучительное искажение классической гармонии, и в качестве эмоциональных
красок
использовалась мрачная и пессимистическая палитра. Так вот, сравнивая
поэтику Зхуса,
можно выдвинуть следующее возражение против простых аналогий этих явлений,
разделенных веком мучительной истории русского духа и мировых катаклизм:
У Зхуса ОБЕРИУтика своя, она почти без фекальных сгустков, как обычно
принято воспринимать смысло-эмоциональные кульминации в такого рода арте.
У Зхуса нежно-лирическая обериутика, с некоторым юношеским рукоделием,
мастеровитостью технически грамотного парня. Но это все flavour, оттенки.
Приходит на ум сравнение: тут некий синтез лирики типа Шагала, ОБЭРИУтской
раскрепощённости и, конечно, театрально-постановочной манипулятивности. Если
у
классических обериутов метафизика была ситуативно-статическая, парадокс
случившегося, драма факта, то здесь театрально-динамическая, как эти
летающие шагаловские герои и такая же лирическая палитра. У Зхуса стих, как
правило, разворачивающееся ОБЭРИУТское действо, театр с элементами
дадаистического мировосприятия, всеощущения. У него классическая модель
резонансного поэта, которую ставит во главу угла Ника Батхен:
(http://gondola.zamok.net/083/83nikapoez_1.html)
Разговор насчёт хаотичного выдавливания красок на мольберт неуместен,
поскольку
это не прихоть поэта, а резонансные свойства мирового оркестра, в который
вслушивается Зхус. Тут возникает органность, баховость и неслучайность
стиха.
В общем, это не просто тюбик в мастерской, на который художник с похмелюги
наступил.
Ядовитый кадмий Шагала - накал музыки вселенского пастушьего божественного
рожка....
Подборка УЕ-bОХ (http://www.guelman.ru/slava/texts/zhus5.htm;
http://megalit.ru/akm/txt/zhus-ueboh.shtml), разумеется, не может не
восхитить меня. На самом деле эта
вещь достойна разборки и даже на многих листах, поскольку она очень точно
укладывается в русло современного сознания. Я хочу сказать, что
она оригинальна в этом, что хотя и звучит парадоксально, но именно
парадоксальность сейчас ощущается, как естественная мысленная стихия,
естественная среда для размышлений. У меня нет желания называть такие вещи
экспериментом, поскольку это немного их снобистски принижает, а это совсем
не то, что хочется выразить в сторону этих стихов. А выразить хочется как
раз обратное - сопереживание. Вполне будоражащие мысль, сознание, строчки
ищут в ответ откровенности - в этом их великая ценность. Мне кажется, эти
стихи по сути - новый подход, новое ощущение поэзии и текста. Но как всегда,
новое создается синтезом известного. Тут синтез какого-то
интерактивного современного импровизационного театра и старого понятия
текстуальности. Текст становится действующим, происходящим, активной
диалоговой моделью, не пассивным материалом для размышлений, не "фикшэн", а
"акшэн". Текст перестает быть лишь материалом, глиной, гипсом, ждущим когда
его обожжет воспламененное читательское сердце. Скорее он уже - огонь,
которым
обжигаются сырые читательские души, вялится это рыбное читательское
самосознание, пассивность, читательская самодостаточность. И с другой
стороны,
это строгая инструментальность - игральная кость поэтических поисков.
Синтез площадного паяца и классического шекспировского
текстуального готического храма в мучительных переживаниях кающегося,
предающего иуды...
Катарсис, как способ существования стиха. Пожалуй, это все очень
выпукло и сильно. Трудно сказать, куда это все свалится или сгорит в
самосожжении, или захлебнется от раскаянья, отчаянья и вины,
но, на мой взгляд все это весьма интересно.
"Не уеби дубиной голубой
снежинок бесподобный рой.
А уеби лишь некие растенья
из пулемёта до изнеможенья.
О штурмбанфюрер чувств моих прекрасных!
Ты каждый миг из вод выходишь ясных
с печальными дубинами весны
чтоб уебать бесчувственные льды."