Словесность

[ Оглавление ]






КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ
     
П
О
И
С
К

Словесность




ВОЛНА


Т.С.


Самым страшным предметом в институте был атеизм. Сдавали его лишь считанные студенты. Преподавательница, Надежда Александровна, - уже пожилая женщина - требовала заучивания каждого слова лекций:

"Ничего из написанного в Библии не могло существовать. И только страх перед различными обстоятельствами жизни, превратностями материального мира мог заставить неизвестных творцов создать нечто подобное. Придумать героев, которых нет, и дать другим восторгаться созданным".

Надежда Александровна всегда ходила в юбке намного ниже колен. Но одежда не стесняла ее движений, только лишь подчеркивала каждый шаг. А звуки шагов Надежды Александровны напоминали стук в дверь.

"Когда кто-то приходит к тебе, не думай что это надолго. Все люди смертны, а страх смерти один из самых сильных страхов. Если человек чего-то боится, то у него просто не получится оценить то, что происходит вокруг. Так рождается вымысел".

Надежда Александровна читала свой материал, и многим казалось, что она не думает о чем говорит - просто повторяет то, что говорилось уже много раз - и при этом смотрит: все ли записывают. "То, о чем вы сейчас слушаете, пригодится. Во всякой науке важно правильное направление. Важно, чтобы было куда идти. Выбор направления и есть самое важное испытание".

. У Надежды Александровны были длинные тонкие пальцы. Когда она указывала на какой-то предмет, становилось не по себе. И тень от предмета становилась словно длиннее.

В общем, сдать экзамен по научному атеизму было практически невыполнимой мечтой. "Бог здесь вам не поможет", - часто шутила Надежда Александровна и закрывала глаза. А студентка Люда в такие моменты думала, сидя на последней парте, что если бы Библия не существовала, то в атеизме не было бы никакого смысла - ведь глупо отрицать то, чего нет.

- Людмила, расскажите нам, пожалуйста, для чего были вложены в уста Иисуса слова "и последние станут первыми"?

- Это было сделано для того, чтобы вселить надежду в тех, кто ее потерял, - Люда стояла и смотрела на преподавательницу, которая то открывала, то закрывала глаза.

- Объясните, пожалуйста, подробнее, а то не совсем ясно...

- Ну, я не знаю, ... надежда просто нужна потому, что без нее абсолютно неясно, точнее, с ней гораздо понятнее, что ...

- Нет, Людмила, на такие вопросы нужно отвечать четко. В то время, нужно было что-то противопоставить режиму Римской империи, какую-то новую силу. И каждое слово Иисуса должно было служить цели объединения. А так как все потенциально объединяемые, или, по крайней мере, их большинство, были изгоями, т.е. последними в некотором смысле, то фраза "и последние станут первыми" как нельзя кстати. Понимаете Люда?

- Да, конечно, - Люда опускала глаза и начинала рассматривать пол и ловила себя на мысли, что в этой аудитории пол как-то очень похож на потолок.

"Империя исчезла, но это не значит, что слова Иисуса уже ничему не служат. Слова теряют свой смысл, если, услышав их, ни у кого не возникает желание, сказать что-то свое. Пока есть желание говорить, гибель империи не имеет значения".

- Ну, ребята, сами подумайте, как можно ходить по воде? Это же не возможно!

- Чтобы ходить по воде не нужно, чтобы под тобой было мелко. Нужно самому быть глубоким человеком, - Ветер, раскрыл окно, и влетел в аудиторию. Надежда Александровна не поняла, кто это сказал, и пошла закрывать окно. Захлопнула с силой. Аудитория зазвенела.

В перерыве девчонки рассказывали, что Надежда Александровна живет одна уже много лет. Когда-то давно от нее ушел муж. И теперь у нее в квартире ничего нет, кроме множества ненужных вещей. У Надежды Александровны все накапливается, она, наверное, даже мусор не выбрасывает. И может потому она такая злая и все время чего-то требует.

- Почему она злая?! Я совершенно этого не замечала. - Люда смотрела прямо в глаза одной из рассказчиц:

- Очень глупо отрицать то, что есть. - Однокурсница почему-то сразу разозлилась.

- Вообще глупо что-либо отрицать. - Люда смотрела на девчонок и неожиданно для себя обнаруживала, что все они чем-то похожи на Надежду Александровну. Вот у этой такие же неприбранные волосы, а у той глаза словно ищут: кто тут делает что-то не так. - Чем ты спокойнее, тем больше надежды. - Люда посмотрела на них, повернулась и пошла на улицу. А там совсем не то, что взаперти. Там - аллеи, осень и падают листья. А взаперти - сокурсницы и атеизм.

"Новое отличается от хорошо забытого старого тем, что дается гораздо сложнее. Когда в лицо тебе дует ветер, почему-то не думаешь о безветрии. Наверное, надежда и вера - это одно и тоже", - мысли путались в голове и становились похожи на листья - их много и по отдельности запомнить нельзя.

А в осеннем парке все равно что на берегу моря. А когда ты долго на берегу - шум волны становится похож на тишину. А если долго слушать тишину, то она становится похожа на одиночество. А когда идешь по парку и кажется: кто-то смотрит тебе вслед, но ты знаешь, что на самом деле там никого, это значит...

"Хочу к морю".

"Пространство измеряется временем. Куда бы мы ни пошли, придется оставить часть своей жизни в дороге".

Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?

"Если в тишине есть какой-то смысл, то понять его можно только разбив что-то вдребезги".

"У каждого слова есть свое собственное звучание. Рассказ - может быть мелодией, а может быть шумом. Но шум моря это тоже мелодия. Помни об этом, когда стараешься написать о волне".

Своего отца Люда почти не помнила. Когда она была совсем маленькой, отец не вернулся из рейса: сошел вечером на берег в иностранной порту и больше не появлялся. Осталось только одно короткое воспоминание: отец ведет Люду на реку купаться. Погода портится. Собирается дождь, и Люде становится страшно. А отец гладит ее по голове и говорит: "Не бойся. Если ты не будешь бояться, то нам приснится один и тот же сон".

В комнате у Люды висит фотография. Так ничего особенного - берег моря. Все черно-белое, словно печаль моряка нарисовала саму себя. С обратной стороны фотографии надпись - "ожидание". Но Люда никогда не поворачивает фотографию обратной стороной.

- Знаешь, Люда, по утрам у Надежды Александровны такие глаза, словно ей все время снится одно и тоже, - до экзамена оставалось совсем немного и невыспавшиеся девчонки, словно все находились в тумане и пытались спрятаться в нем.

- Я не понимаю, о чем ты говоришь, - Люда смотрела, не мигая, на Светку.

- Очень просто: ей снится, что Иисус приходит к ней на экзамен, и вытаскивает билет с вопросом: основные доказательства того, что Иисус Христос - вымышленный персонаж. Иисус классически, без шпор, доказывает, что его не было. Тогда Надежда Александровна задает каверзный вопрос: А в каком году умер Христос? Иисус не знает, что ответить и получает свои два балла. - Светка громко заразительно рассмеялась. Ее длинные черные волосы разлетелись в разные стороны. - Да относись ко всему проще, Люда. Знаешь, если о самых сложных своих проблемах расскажешь кому-то простыми словами, то тебе станет легче, потому что ты будешь более понятной всем остальным. Когда ты открыта, всегда есть кто-то, кто понимает, что тебе нужно. - Светка всегда смеялась больше других. - Правильных ответов не существует, можно только правильно смеяться - это значит заразить смехом всех остальных. - Светка часто меняла тему - всегда такая быстрая, что даже время рядом с ней текло быстрее. Неторопливой Светка становилась только у себя дома, где было много старинных вещей.

Когда Люда заходила в комнату Светки, казалось, что чего-то не хватает. Но потом после долгих разговоров и чаепитий, когда каждое твое слово имело вес, становилось ясно, что здесь не хватало именно тебя.

Время живет в часах. У Светки стояли старинные остановившиеся часы, с интересным необычными узорами. И времени было, где спрятаться. Поэтому проходило оно незаметно.

- Если во всех окружающих ты видишь себя - словно вокруг зеркала - все становится одинаковым. От рутины можно спастись, только став другим. Но при этом вокруг все должно оставаться какое-то время неизменным. Остановись мгновенье, ты прекрасно. Все замерло, и красота дает тебе шанс.

Одиночество - это одно из немногих состояний, когда тебя могут понять. Но в этом состоянии сложнее признаться себе, что ты этого хочешь.

Люда пила чай и смотрела на картину на стене: случайный образ - кафе в центре большого города, но на тихой улице. Осень. Наверное, по всему городу море опавших листьев. И в кафе на полу тоже листья, но только совсем чуть-чуть. Посетителей совсем немного - несколько девушек, и дама постарше, но они как будто не знакомы друг другом. На картине много интересных деталей: на барной стойке бутылки со всего мира, некоторые в какой-то тине, словно со дна. Один из стульев, достаточно странный, совсем не похож на все остальные - витиеватая спинка, странные ножки, - словно какой-то душевнобольной посетитель принес его с собой и спрятался в подсобке, чтобы подглядывать за тем, кто захочет присесть на этот стул. Но стул стоит в гордом одиночество, как будто ждет вас.

Но Светку всегда больше интересовал исписанный листок бумаги, прикрепленный к стене кафе. Буквы были маленькие, и толком ничего нельзя было разобрать, но Светка всегда говорила, что там художником что-то написано. Становилась на стул, брала в руки лупу и могла стоять так час, пытаясь что-то прочесть.

-Знаешь, Люда, проблема всех хороших идей в том, что время никого не жалеет, к тому же, чем больше о нем думаешь, тем меньше его становится. - Светка говорила это и с еще большим усердием вглядывалась в листок на картине.

"Я давно одна, у меня никого нет. Когда я иду по улице, мне кажется, что все на меня смотрят. Все будто следят за мной, и каждый мой шаг отражается в глазах встречных людей, и от этого мои шаги совсем не такие, какими они могли бы быть. Да и я совсем не такая.

В своей жизни я уже сделала, по крайней мере, одну большую ошибку. И от этого мне так плохо и одиноко.

Тот, кто победил в себе страх смерти, тот ее и заслуживает. Мне страшно и поэтому я не заслуживаю ее". - Надежда Александровна читала текст медленно и бесстрастно. На лице ее ничего не отражалось, словно она не читала, а шла по длинному коридору. - Чей это текст?

- Она такая одинокая, что даже мысли у нее одни - как бы сделать нам, что похуже. - Светка сидела за партой и зло шептала себе под нос. - Откуда у Вас это, Надежда Александровна?

- Текст лежал у меня на столе.

"Лежал на столе" - словно мысль о смерти.



В ночь перед экзаменом Люда почти совсем не спала. Только перед рассветом задремала:

"Господи, сделай так, чтобы я смогла доказать, что тебя никогда не было".

- Спи Люда, страшно не думать о плохом, а не мечтать о хорошем.



- Ну, что Людмила, берите билет! - Надежда Александровна смотрела в окно, пока Люда вытаскивала один из листков.

- Ну что там? Читайте!

- Надежда Александровна, на листке ничего нет! - Люда держала в руке чистый лист бумаги.

- Как нет? Не может такого быть! Это какая-то ошибка! - Надежда Александровна подошла и посмотрела, - Действительно - пустота.

"К чему это всё?"

- Люда, возьмите, другой билет. Читайте.

- Роль иллюзии бога в современном обществе, - Люда смотрела в листок, как Надежда Александровна смотрела две минуты назад в окно. Что там далеко-далеко?

- Готовьтесь.



- Бога нет, есть только иллюзия. И иллюзия эта такова, что лучше бы ... - голос у Люды немного дрожал.

- Люда, чего вы боитесь? Чем сильнее страх, тем меньшего, вы заслуживаете. Поэтому никогда ничего не бойтесь, Людмила. Чем вы спокойнее, тем больше уверенности, а значит надежды.

В коридоре расплакался ребенок. Он кричал так сильно, что Светке пришлось занести плачущую девочку в аудиторию - к маме. Люда взяла ребенка на руки, Светка вышла. Люда хотела продолжить.

Но Надежда Александровна строго прервала: Люда, почему ты с ним?

- Не с кем оставить: бабушка заболела - Люда качала девочку, но та все кричала.

- Идите домой!

- Надежда Александровна, я готова отвечать. - "Сейчас она успокоится".

- Идите домой, Людмила. Давайте зачетку.

Люда протянула коричневую книжку. Надежда Александровна поставила "пять" и расписалась.

Люда вышла и села в коридоре на пол. Ребенок плакал.

Когда в аудитории никого не осталось, Надежда Александровна повернулась к окну и перекрестилась. Потом крикнула на всю аудиторию: "Следующий!".

Долго никто не заходил.

"Точно как дома".



Экзамен сдала только половина группы.




© Михаил Жилин, 2005-2018.
© Сетевая Словесность, 2005-2018.





 
 

Ковры люблинское поле - схема проезда к ами ковры www.lpole.ru.

www.lpole.ru


НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Владимир Гржонко: Три рассказа [После, уже сидя в покачивающемся вагоне метро, Майла почувствовала, что никак не может избавиться от назойливого видения: на нее несется огромный зверь...] Алексей Вакуленко: Очарование разочарования [О Поэтических чтениях на острове Новая Голландия, Санкт-Петербург, май 2017 г.] Владимир Кисаров. "Бегемота" посетила "Муза" [Областное музейно-литературное объединение из Тулы в гостях у литературного клуба "Стихотворный бегемот".] Татьяна Разумовская: "В лесу родилась ёлочка..." [Я попробовала написать "В лесу родилась ёлочка..." в стиле разных поэтов...] Виктор Каган: А они окликают с небес [С пустотой говорит тишина / в галерее забытых имён. / Только память темна и смурна / среди выцветших бродит знамён...] Михаил Метс: Повесть о безмятежном детстве [Ученик девятого класса, если честно, не может представить тему своего будущего сочинения, но ясно видит его темно-малиновый переплет и золоченые буквы...] Екатерина Ливи-Монастырская. На разрыве двух миров [Репортаж с Пятых Литературных чтений "Они ушли. Они остались", посвящённых памяти безвременно погибших поэтов XX века (Москва, 30 ноября и 1-2 декабря)...] Михаил Рабинович: Бабочки и коровы, птицы и собаки, коты и поэты... [У кошки нет национальности - / в иной тональности она, / полна наивной музыкальности, / открыта и обнажена...] Максим Жуков: Другим наука [Если доживу до декабря, / Буду делать выводы зимой: / Те ли повстречались мне друзья? / Те ли были женщины со мной?]
Словесность