Вот мы и добрались до наделавшего столько шуму «гвоздя
сезона» русского Internet начала 1997-го года.
Как вы заметили, в начале этой книги я неоднократно упоминал
и ссылался на Катю Деткину как на одного из обозревателей Сети. И даже
говорил, что мне от нее еще достанется на орехи.
Уже не достанется. Кати нет.
Не правда ли, последние два слова отдают трагической непреложностью
события. Если Катя была, а теперь ее нет, то значит, она умерла. А такой
факт обычно вызывает скорбь — тем большую, чем ближе человек, которого
уже нет.
Я говорю здесь эти прописные истины потому, что при столкновении
с виртуальным миром даже непреложные правила меняются. Релятивизм из мира
пространства-времени, куда он попал, благодаря Эйнштейну, проникает в область
человеческих отношений.
Но давайте обо всем по порядку и простите меня за то,
что эта главка будет значительно длинней обычной, посвященной обычному
развлекательному ресурсу Сети. Здесь речь идет об ином ресурсе — ресурсе
человечности. Хотя развлечений хватает.
Эту детективную историю уже описывали — полнее и объективнее
других Антон Носик в «Вечерем
Интернете» № 76 — но я хотел бы изложить по-своему, немного с другими
акцентами.
Итак, в начале 97-го года в русскоязычном Internet, который
пока еще довольно хорошо обозрим, и все друг друга знают, появилось новое
лицо со следующим заявлением:
Ну так вот. Зовут меня Катя Деткина. Я родилась в 74
году в Ташкенте. В семье, как положено, военного.
Детство прошло без особых проблем — город, где я росла,
был довольно хлебный.
Когда мне случилось 20 лет, я уехала из дома в Москву,
поступать в ВУЗ. На Филфак меня не взяли, на Журфак тоже. Взяли в Рыбный
техникум им. Карпенко, где я начала учиться по специальности «Технолог
автоматизированных линий консервации тралового улова на судах». Меня хватило
на семестр. Зато я знаю, как маркируются консервные банки и как без этикетки
определить содержимое («М» - молочный продукт, скорее всего молоко, «Р»
- рыба, ну понятно).
Ушла я из своей любимой «Карпенки» после того, как
устроилась подрабатывать моделью у одного фотографа. Славы мне это не принесло,
но избавило от необходимости жить в общежитии, где не закрывалась дверь
в комнату, а душ был на 8 этаже и обслуживал всех с 7 до 9 этажа.
У этого самого фотографа дома я познакомилась с людьми
из английского рекламного агентства «Муффин, Гордон и Питкес», куда и пошла
работать курьером. На этой должности я пробыла недолго — сломал себе таз
Джеймс — главный аналитик/социолог агентства. И меня попросили (ради эксперимента,
думаю) заменить его.
Разумеется, под контролем.
Работа заключалась, в двух словах, в хождении по Интернету
и составлении обзоров. А также в составлении различных рекламно-аналитических
материалов. Утомлять подробностями не стану.
Результаты так понравились начальству, что Джеймса
оставили со своим тазом лечиться в Лондоне, подыскав ему, на случай излечения,
работу на родине. А мне предложили занять его должность. Что я с радостью
и сделала.
Все это долгое и нудное предисловие было написано для
того, чтобы никто не задавался вопросами типа: «А откуда это ты про Интернет
знаешь?!»
Знаю. И буду делиться своими знаниями (не всеми) с
другими. Поэтому читайте мои «наблюдения» и пишите мне.
Вот, собственно, водораздел, который отделил одних читателей
Кати Деткиной от других. Более опытные и недоверчивые пользователи Сети,
которых представляет Антон Носик,
сразу отнеслись к этому тексту и этой истории как к легенде виртуального
персонажа. Правда, персонаж «косил» под реальное лицо. Когда он сразу называет
себя Иваном Паравозовым,
Маем Иванычем, Монахом
или кем там еще, придумывает полуфантастические детали биографии —
там все просто. Сразу задаются правила игры, а главное, понятно, что это
игра.
Здесь же именно несуразность некоторых деталей была настолько
живой, что внушала доверие. «Ташкент», «Рыбный техникум» со всеми его прибамбасами,
«модель у фотографа», «Муффин, Гордон и Питкес», «сломал таз (!) Джеймс»
(этим тазом она меня окончательно доканала!). Короче, именно непричесанность
биографии, как это ни странно, заставила меня увериться в том, что Катя
Деткина — реальное лицо.
Чувства сильнее логики. Портрет симпатичной (фото приложено)
двадцатилетней провинциалки, по существу, недоучившейся пэтэушницы, попавшей
за год-два на должность главного аналитика/социолога английского рекламного
агентства с неограниченным доступом в Internet (!!!), оказался настолько
трогательным и милым, что напрочь забил сомнения, которые справедливо выдвигал
разум.
Это сказка о Золушке, а сказкам о Золушке верят.
А дальше последовали «наблюдения» — краткие, точные, язвительные
— и сноски (линки), которые были полезны и поучительны. Я часто ими пользовался.
Антон Носик,
освещая этот первый период деятельности Кати, пишет:
Буквально с первых выпусков Наблюдения Кати Деткиной
оказались в центре внимания пользователей русскоязычного Интернета. Отношение
к дебюту было крайне неоднозначным, от резкого осуждения и категорического
неприятия до безусловного одобрения и поддержки. Оппоненты Кати обвиняли
ее в откровенном эпигонстве и халтуре (в самом деле, ранние заметки были
довольно тщательным подражанием стилю и манере Ивану Паравозову, но без
его добросовестности в подборе и освещении ссылок). Немало нареканий вызывал
также хамский, развязный тон некоторых Катиных наблюдений, в которых отдельные
сайты и их создатели были удостоены весьма нелестных, а то и просто бранных
эпитетов. В упрек Наблюдениям ставилась также их «желтизна», изначальная
установка автора на дешевую скандальную славу.
Поклонники Наблюдений отвечали на это, что мы тут имеем
дело с новым жанром и новой стилистикой «обзирания» русской Сети. Особо
отмечались литературные достоинства отдельных Катиных пассажей, свидетельствующих,
что мы имеем дело с весьма способным и перспективным автором (лично меня
в этом убедило Наблюдение одиннадцатое с половиной, посвященное журналу
«Вавилон»). «Написано ведь было часто просто очень здорово, талантливо.
Кратко, смешно, умно, — подытожил уже после Катиной смерти один весьма
уважаемый мною критик. — Больше всего жаль, что этого больше не будет».
«Уважаемый критик» — это я. Мы с Носиком
интенсивно переписывались по поводу Кати дня два подряд.
Я сразу стал «поклонником» наблюдений,
а потом и «обзираний», как стала называть их Катя. Конечно, я не был
столь наивным идиотом, чтобы не заметить следующие, бросающиеся в глаза
особенности этих наблюдений:
1. Прекрасное знание английского языка и некоторых реалий
западной жизни (например, обращения с кредитными картами).
2. Особое пристрастие и неравнодушие Кати к дизайну страниц
и дизайнерским фирмам в Сети.
3. Знание истории русского Internet (например, какая страница
у кого появилась первой), что просто удивительно для девушки из Ташкента.
4. Замечательное знание компьютерных технологий и профессиональных
терминов.
5. Особая любовь и благосклонность к Арт.
Лебедеву и всем его начинаниям.
Поэтому модель Кати Деткиной трансформировалась у меня
в следующую: есть некая симпатичная Катя Деткина из Ташкента. которая знакома
с хорошими профессионалами (профессионалом), — они-то (он) и помогает Кате
писать эти страницы. Может быть, сильно помогает. И учит. Степень его авторства
меня абсолютно не интересовала. Главное — есть реальное лицо Катя Деткина
и некий талантливый профессионал. Почему бы ему не быть Темой
Лебедевым? Тем более, что не на Паравозова все это было сильно похоже,
а как раз на Н. Ж. М. Д.
Эта мысль пришла мне в голову еще до т. н. «разоблачения».
Но о нем пусть расскажет Носик.
Вскоре после своего первого появления на Сети, Катя
получила сразу два приглашения насчет переезда ее сайта с временного халявного
ринетовского адреса на постоянный коммерческий. Первое приглашение исходило
от Ситилайна, второе — от Куличиков (тогда эти два сервера еще не висели
на одной локальной сети). Катя отклонила предложение московской фирмы и
приняла приглашение заокеанских поклонников. Так ее страницы оказались
на Куличиках.
Вскоре после этого события на московском сервере CrazyWeb
появилась разоблачительная публикация Дмитрия Алтухова и Юрия Кольцова,
посвященная Кате Деткиной. Два вебмастера, не скрывая своей действительной
мотивации (желание навредить репутации своего удачливого и преуспевающего
конкурента, фирмы WEB DESIGN), пытались доказать, что никакой Кати Деткиной
в природе не существует, а на самом деле ее тексты создает в одиночку Артемий
Лебедев, у которого в этой связи никакая российская фирма не должна заказывать
дизайн и фирменную графику.
Насколько бы ни были серьезны соображения и доводы,
предъявленные публикаторами заметки в CrazyWeb (продолженной позднее двумя
дополнительными сериями разоблачений в том же издании), сетевой истеблишмент
не отреагировал серьезно на аргументацию разоблачителей. Слишком уж низменны
были их открыто заявляемые мотивы, слишком сильно желание притянуть за
уши любой даже самый надуманный и сомнительный аргумент, чтобы только скомпрометировать
конкурента, которого не удается победить в честном соперничестве на рынке
веб-дизайнерских услуг. Рациональное зерно разоблачений, наверное, не пропало
втуне, однако его всходы сильно отличались от замысла сеятелей. В Сети
у многих (включая и меня) утвердилось представление — что Катя Деткина
является либо чьей-нибудь протеже (например, Теминой, но совершенно необязательно),
либо вовсе продуктом коллективного творчества, вроде Козьмы Пруткова. Конечно,
были люди, требовавшие, подобно Алтухову и Кольцову, предъявления паспорта
«обзирательницы». Однако основная масса читателей не разделила их милицейского
пафоса. «Наблюдения КаДеткиной» — это самостоятельный литературный продукт,
который можно любить или не любить, читать, или не читать, но вовсе не
из-за паспортных данных автора (-ов).
Разумеется, каждый читатель составил наиболее удобное
ему лично представление об образе создателя заметок. Одним представлялась
прилежная ученица, «обзирающая» Сеть под диктовку проказника-мэтра. Другие
воображали шумное сборище друзей, обсуждающих вечерами в какой-нибудь московской
или чикагской пивной, что они напишут в следующем выпуске «Наблюдений».
Третьи предпочитали принять за чистую монету аргументацию самой Кати, доказывавшей,
что она — самостоятельный и совершенно отдельный от кого бы то ни было
автор, действительно существующий в природе, с именно той внешностью и
именно тем паспортом, который публиковался в ее заметках. Кому и чему верить
— каждый выбирал для себя сам, руководствуясь своими глубоко личными симпатиями,
предпочтениями, вкусами и здравым смыслом. Я не помню ни одного физического
веб-персонажа, который опубликовал бы подкрепленные своим честным словом
или нотариально заверенной подписью утверждения о том, что Катя существует
в действительности, и он с ней лично общался.
Да, таких официальных заявлений действительно не было.
Но, во-первых, сама Катя неоднократно и очень активно настаивала на своей
реальности. И отчество назвала — Альбертовна. И стала потихоньку вводить
новые детали биографии. К чему бы это? Публику эти детали интересовали
в самой малой степени.
Хотя не скажите...
Все же «реальность» Деткиной давала ей некоторое преимущество
перед Паравозовым или Маем Иванычем. В чем оно состоит, точно сказать не
могу, но было приятно представить себе не бесплотный «дух сервера» и не
дряхлого старца, а молодую красивую и отчаянную девчонку, бесстрашно раздающую
оплеухи всем и каждому. Простите, может, это у меня возрастное...
Во-вторых, «разоблачители» также неоднократно указывали
на реальное лицо, правда, в страдательном залоге. Будто бы имеется Катя
Деткина, злая на Тему, который использовал
ее внешность и фамилию. Вот примеры:
Мы встретились с настоящей «Катей Деткиной» и попросили
ее прокомментировать события последних двух недель и т.н. «обзирания русского
Интернета». Естественно, что комментарии мы получили только о фотографии
на «Куличках». Об обзорах ничего сказано не было — да и зачем, собственно,
симпатичной девушке заниматься такой ерундой, как Интернет.
И в следующем «разоблачительстве»:
Да, возможно, мы не знаем, кто именно скрывается за
псевдонимом «Катя Деткина», но мы имеем полное представление о том, кто
именно изображен на соответствующих фотографиях. В зависимости от дальнейшего
развития событий, мы оставляем за собой право объяснить заинтересованной
публике, в чем тут дело. Сейчас лишь заметим, что использование чужой фотографии
для создания анонимного сервера «КаДеткиной» — этически совершенно недопустимая
вещь.
И наконец, уже в прямом обращении к Арт.
Лебедеву в ответ на его и Катины противовыпады, последовавшие тут же,
в очередном «обзирании», где Катя цитировала подоспевшее к ней письмо Темы.
Так вот, что я Вам скажу по этому поводу, Артемий,
— девушка, которую Вы «поправили» на фотографии, находится в данный момент
передо мной и очень на Вас зла, причем до такой степени, что xxxxx xxxxxxxxx
xxxxxx x xxxx (цензура, понимаешь).
А теперь представьте себе такую ситуацию: какой-то
интриган берет Вашу фотографию, дорисовывает усики, губки и глазки правит,
а потом в Америке (дабы избежать возможных наездов) вывешивает это и начинает
«обзирать с гневом и пристрастием» Web Design, Н. Ж. М. Д., Метро и т.
д., назвав себя, например, Васей Пепеткиным..
Здесь надо бы разделить два момента: брать чужую фотографию
и присваивать ей новое имя — нехорошо. Оставлять фотографии собственное
имя и публиковать от этого имени что-либо — еще хуже. Но вот «обзирать
с гневом и пристрастием» от имени Васи Пепеткина, Алтухова, Кадеткиной,
Носика, Житинского, Мухина или черта в стуле любые Web Disign’ы, CrazyWeb’ы
и проч. — неотъемлемое право гражданина. Право это называется «свободой
слова» и подкреплено на множестве сайтов в Internet синим бантиком, который
вы все прекрасно знаете.
Разумеется, в пределах Уголовного кодекса в тех его частях,
которые трактуют о клевете и публичных оскорблениях.
Но вернемся к вопросу о физическом существовании лица
Екатерина Альбертовна Деткина, причастного к этой истории в любом, абсолютно
любом качестве (жертвы, злодея, свидетеля, соучастника). То есть, не просто
случайного однофамильца, чего тоже исключить нельзя.
Так ли это важно — «а был ли мальчик?». В нашем случае
— а была ли девочка?
Я постараюсь доказать, что в этическом плане — это вопрос
номер один. Он абсолютно неважен, когда речь идет о творчестве, о высказываниях
того или иного персонажа, но его необходимо решить, чтобы не попадать в
дурацкие положения, куда попали многие, в том числе и я.
С себя и начну. Я благодушно и не без юмора взирал на
перепалку Кадеткиной с Алтуховым и возникающие к ней комментарии, уже прикидывая,
как я с юмором расскажу это в книге о развлечениях в Сети. Был, как правило,
на стороне Кати, хотя с самого начала считал глупостью (причем, именно
женской!) с ее стороны то, что она стала рьяно доказывать свою реальность.
Предъявила паспорт, стала нагромождать какие-то новые детали и утонула
в них... Глупостью было само участие в разборках. Она должна была сказать
только одно со свойственной ей нежностью: не ваше, господа, собачье дело!
Что хочу, то и пишу. А кто я — это мое личное дело. И продолжать «обзирания».
Кстати, от этой перепалки сами заметки сразу сильно потеряли
в цене. Стиль подменили скандалом.
Как вдруг, в очередной раз зайдя к Кадеткиной, чтобы получить
новую порцию новостей, я наткнулся на черную
страницу с ее фотографией. Шок был усилен тем, что я получил эту страницу
в KOI-8, тогда как мой Netscape 3.01 Gold был настроен на WIN. И я увидел
лишь портрет на черном фоне, даты рождения и смерти и, как водится, остальное
неразборчиво.
И, приходя в ужас от очевидной догадки, стал перестраивать
броузер на WIN, чтобы прочесть следующее:
Катя Деткина
25/11/1974 - 3/3/1997
Буквы. Слова. Целые предложения. Какая разница, в конце-то
концов? Была и нет.
Ушла. Третьего марта не стало Кати Деткиной.
Я познакомился с Катей два года назад. Милая провинциалка,
столичным снобизмом зажатая и скованная, она все равно умудрялась оставаться
самой собой.
Хрупкая и очень застенчивая (Катя так и не смогла научиться
растворяться в суете большого города), она тихо приходила, садилась в углу
и очень редко принимала участие в общих разговорах. Катя смотрела на жизнь
широко раскрытыми глазами. Катя наблюдала...
Она трагически погибла в автокатастрофе.
Любим тебя, Катя. Помним и скорбим.
Борис Игнатов
Это было четвертого марта.
Я хотел бы посмотреть в глаза тому, кто скажет, что это
написано о виртуальном персонаже. А также тому, кто будет утверждать, что
это стеб.
А надо сказать, что за два дня до того, то есть 2-го марта
я имел в Питере разговор с Демой
Кудрявцевым. Он рассказывал мне о новостях Сityline,
я удивлялся, как всегда, московскому размаху и предприимчивости и радовался,
что я живу в Питере и далек от всего этого... В частности, я спросил его
о Кадеткиной, поскольку скандал был в разгаре. Есть такая или нет? Дема
сказал, что такая девушка есть. И что Лебедев
ее знает и помогает ей, но отрицает свое авторство «обзираний». Собственно,
Дема подтвердил мои догадки.
Зная московские нравы, нельзя было исключить криминала
в исчезновении Кати. «Трагическая гибель» вполне могла бы быть убийством.
Андрей Бычков. Человек знака[Как обычно некто не знал, что ему делать, забывал, что сделать хотел, вроде бы решал и снова застывал в своей нерешительности. Вдруг обнаруживал себя...]Владимир Буев. Обнять не обнятое[Репортаж с первого из вечеров, посвящённых 11-летию арт-проекта "Бегемот Внутри".]Изяслав Винтерман. "В неразбавленной воде, в глубине песка"[Все линии вдруг стянутся к одной, / соединятся в непредвзятой точке. / И жизнь, и смерть стоят на проходной – / я предъявляю пропуск на листочке...]Дмитрий Мальянц. На распахнутых ладонях[Февральским снегом падают века, / На антресоли в банках бродят вишни, / Останутся ржаветь в черновиках / Простые незатейливые вирши...]Лана Яснова. Из прошлого в настоящее[Владельцам небогатого улова, / нам так привычна рыбья немота / и вера, что сумеет правда слова / сравниться с правдой чистого листа...]Михаил Поторак. Шары, светящиеся в темноте[Наверное, это моменты, когда я бываю необъяснимо счастлив, разлетаются вот такими шарами, и в них заводятся отдельные какие-то маленькие миры...]Татьяна Горохова. "Я не жду, когда красота спасет мир, я активно ее сохраняю"[Обнаженка притягивает. Однако современные люди со своим культом одежды, с вечной погоней за модой закрывают свою суть – свои тела...]Дмитрий Аникин. Царь Эдип[Беда большая. Мор великий в Фивах. / Ходил слепец пророк узнать, за что / такое нам. И в храме объяснили: / есть, дескать, нераскрытое убийство...]Илья Будницкий. После оттепели[Всё это – свет, но ты живёшь в тени, / Проходит жизнь в неслышном промежутке, / Со всех сторон огни, огни, огни – / И многие пугающи и жутки...]Александр Заев. Акварели[Жизнь безоблачна и блаженна, / когда дождь омывает крышу, / тихо в окна стучит и в стены, / и я только вот это слышу...]