Предисловие к книге "Немодная сторона улицы"
с авторской графикой из цикла "Цветной абстракт"
В открытой на портале "ACADEMIA Образование" лекции писателя, филолога и критика Владимира Ивановича Новикова, посвященной формальной школе в литературоведении и ее лидерам - Юрию Тынянову, Борису Эйхенбауму и Виктору Шкловскому, идет речь о том, что нет резкой границы между литературоведением и литературой: "Три филолога, обладавших очевидным писательским даром, занялись исследованием литературы и увидели ее изнутри так, как прежде никто не видел".
Эти знаковые для русской литературы авторы неоднократно представлены в моих текстах. Упомяну свой поэтический метатекст "Верлибры Юрия Тынянова" в журналах "Сетевая Словесность" и "Топос" (2005, 2006); предложенные читателям на портале "Лабиринт" страницы моей книги "Из первых уст. Эссе, статьи, интервью" (М.: Водолей, 2015), повествующие об издании в середине 19 в. стихотворного перевода с иврита на русский поэмы Якова Эйхенбаума, деда Бориса Михайловича Эйхенбаума, - фрагмент поэмы "с самым лестным отзывом" был перепечатан в журнале "Библиотека для чтения"; и публикуемое здесь эссе "Ключ к поэзии, досуг и престиж", где "работает ... концепция Виктора Шкловского: "остранение" как показ предмета вне привычного ряда спасает текст от автоматизации, актуализирует его в глазах читателя".
Владимир Новиков в своей лекции приводит и разъясняет данное Юрием Тыняновым определение литературы - "динамическая речевая конструкция" (динамика произведения (его сила) затягивает читателя, речевая - написано хорошим языком, конструкция - произведение выстроено), отметив, что эта формулировка включает в себя и литературный жанр нон-фикшн, поскольку вымысел не является непременным условием художественности. О литературе нон-фикшн и ее воздействии на читателя я пишу в содержащемся в данном издании эссе-рецензии на книгу Евгения Михайловича Голубовского "Глядя с Большой Арнаутской":
"Получился сборник эссе и очерков культурно-биографического характера в жанре нон-фикшн (в переводе с английского - "невымысел"), изначально ценный тем, что каждое эссе создавалось с определенной внутренней установкой сформулировать нечто существенное и значимое. Собранные в одной книге, эссе Е.Голубовского концентрируют смыслы и энергетику, вложенную автором в отдельные тексты в разные годы, и соответственно, сильно воздействуют на читателя".
Это высказывание напрямую связано с книгой "Немодная сторона улицы. Эссе, графика", куда вошли мои эссе, опубликованные в 2016-2017 гг. на сайте bella-vernikova.livejournal.com и в журналах "Новый Континент", "Дерибасовская-Ришельевская", "Вещество", "Литературный Иерусалим", и графический цикл "Цветной абстракт", по условиям издания подготовленный в черно-белом варианте. Навыки историка литературы, поэта и художника позволяют мне изнутри подойти к художественным текстам, к изобразительному искусству и к современному литературному процессу. Приведу несколько примеров такого отношения изнутри, взятых из эссе, составивших книгу "Немодная сторона улицы".
В эссе "Торопись, покупай живопись" я вспоминаю, что посещение московских редакций в поздние советские годы запомнилось не только редкими публикациями, но и разнообразной реакцией на мои стихи - поэт-верлибрист Арво Метс, один из редакторов отдела поэзии "Нового Мира", увидев в предложенной мною подборке свободный стих, сказал, что я чувствую возможности верлибра. "Поскольку стихи в рифму или верлибром писались интуитивно, это замечание заставило меня задуматься, какие именно возможности открывает свободный стих, что через пятнадцать лет и в совершенно другой культурной ситуации способствовало созданию "Верлибров Юрия Тынянова". Читая в конце 1990-х гг. книгу "Архаисты и новаторы", я как поэт обратила внимание, что в статьях Юрия Тынянова встречаются фразы, которые можно прочесть верлибром, и сложился первый фрагмент этого пастиша:
1. ВЕРЛИБР И ПРОЗА
именно raison d'etre
"ритмованной прозы"
с одной стороны
vers libre, с другой
в их существовании
в первом случае - внутри
прозаического ряда
во втором случае - внутри
стихового ряда
Как отметил Владимир Новиков, говоря в своей лекции об открытиях Юрия Тынянова, происходит канонизация маргинальных жанров. К началу 21 в. с распространением в русской литературе тенденций постмодерна метатекст утверждается как жанр, что способствовало оформлению моих интуиций в поэтический метатекст, где в авторском предуведомлении подчеркнута его символика:
"Верлибры Юрия Тынянова"
стилистически символизируют
единство смысло- и формообразующих начал
в новациях русской поэзии, заявленное
и обоснованное в тыняновских статьях 1920-х гг.
Более ранний поэтический метатекст "Тора и философия" был опубликован в моей книге стихов "Звук и слово" (Иерусалим: Филобиблон, 1999), он также приведен в данном эссе с указанием авторской мотивации в создании этого произведения - метатекст как одна из форм интерпретации способствует извлечению смыслов и подчеркивает поэтичность библейского текста. Там же указана сходная мотивация к составлению моих метатекстов с графикой, вошедшей как иллюстрации в книгу "Отпечатки слов, губ", представленных на сайте визуального искусства "Иероглиф" и в журнале "Сетевая Словесность". В книге "Отпечатки слов, губ: Стихотворения. Графика" (М.: Водолей, 2016) отмечено мое участие в современном литературном процессе, о чем кроме книг и публикаций свидетельствуют номинации актуальных литературных премий - лонг-лист премии Бунина; лонг-лист Международной литературной премии "Писатель ХХI века".
В эссе "Торопись, покупай живопись" я как исследователь и художник уделяю внимание становлению понятия "метатекст" (чужое слово, текст в тексте, пастиш, коллаж) - от М.Бахтина и Ю.Лотмана до трудов современных ученых, и пишу об отношении Владимира Набокова к Джеймсу Джойсу в связи с эстетикой постмодерна. Там же дана цитата из автореферата диссертации Сергея Прохорова: "На зрителя воздействует энергетика мазка, фактуры, глубины и интенсивности цвета", которой я предваряю раздел графики в книге "Немодная сторона улицы". О том, что навыки художника приводят к новому пониманию природы вещей тоже сказано в этом эссе: "Задаваясь вопросом "Как он знает?" (в стихотворении "Как он знает, какими красками куст / прошуршит вослед человеку") я не понимала тогда, что художник вовсе не знает, и даже не хочет знать. Поскольку действует иррационально. И в этом прелесть работы с красками - она не требует вербализации и позволяет предаваться архетипическому пристрастию к иррациональному".
В эссе, давшем название книге, обозначена еще одна авторская мотивация - сделать немодную сторону улицы модной (выражение образовано из эпиграфа).
Речь идет о Николае Георгиевиче Гарине-Михайловском - по свидетельству современника его "Деревенские очерки" с большим вниманием и похвалой разбирала серьезная критика, а блестящая повесть "Детство Тёмы" признана была первоклассной", при том, что сегодняшние составители российских школьных программ рассматривают Гарина-Михайловского как писателя второго ряда.
Упомянув о давнем интересе к творчеству писателя, чье детство и юность прошли в Одессе, - работая в Одесском литературном музее я "собирала материалы по представленным в литмузее писателям (один из найденных и привезенных мною мемориальных экспонатов - чернильница Николая Георгиевича Гарина-Михайловского)", я как историк литературы хочу "вернуть достойную литературу в круг современного чтения, сделать немодную сторону улицы модной". Это эссе еще раз напоминает, как сказано в моей книге "Из первых уст", что невозможно обойти специфику межнационального общения в одесском тексте русской литературы, определившую его содержание: "Работу в литературном музее я получила благодаря своим переводам украинской поэзии"; "Гарин-Михайловский в самом рассказе отвечает автору данной интернет-записи: "...старый еврей спросил хриплым голосом: - Его сочинения написаны на еврейском языке?"
Автоцитата "Сделать немодную сторону улицы модной", обращенная к современным поэтам, предваряет эссе "Ключ к поэзии, досуг и престиж". В этом тексте я как исследователь определяю поэтическую традицию: "Насыщение поэзии прозой жизни, характерное для развития русского стиха на протяжении 20-го века, - другой ключ к истинной поэзии, найденный Иваном Буниным в его раннем поэтическом творчестве. Еще один ключ к поэзии 20-го века и наших дней предложен Мариной Цветаевой в стихотворении 1923 года: "Поэта - далеко заводит речь... Развеянные звенья причинности... Не предугаданы календарем". И ссылаюсь на американского экономиста и социолога Торстейна Веблена, который ввел в оборот понятие показного или престижного потребления, объясняющее, почему те или иные культурные явления становятся модными и привлекательными для потребителя.
Владимир Новиков, разбирая в лекции открытый Юрием Тыняновым закон единства и тесноты стихового ряда, замечает, что в хороших стихах мы эту тесноту ощущаем. Что перекликается с приведенным мною в эссе-рецензии "Взревут водяные быки" высказыванием Осипа Мандельштама: "...поэт возводит явление в десятизначную степень, и скромная внешность произведения искусства нередко обманывает нас относительно чудовищно-уплотненной реальности, которой оно обладает".
_________________________________
Книга готовится к изданию.
© Белла Верникова, текст и иллюстрации, 2018-2024.
© Сетевая Словесность, публикация, 2018-2024.
Орфография и пунктуация авторские.
НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ" |
|
|
Лев Ревуцкий. Рассказы. ["American Dream", спросите вы? Нет, отвечу я. Такова сила материнской любви. Ну и немного везения. Без мамы, её любви и поддержки не было бы ни американской...] Алёна Цами. Босиком по небу [Так уж устроен человек, что в майский полдень он сравнивает облетающие лепестки вишен с первым снегом, а первый снег – с лепестками вишен...] Владимир Буев. Ольга Чикина: "Люди сделаны из звёзд" [Вечер барда Ольги Чикиной в московской библиотеке Лермонтова в рамках арт-проекта "Бегемот Внутри".] Владимир Ив. Максимов (1954-2024). Эхо на реке [Запомни запах скошенной травы, / Испей воды из родниковых братин... / В поэзию поэтам вход бесплатен. / Для остальных – увы, увы, увы...] Юрий Гладкевич (Беридзе). Иду свой путь [Как остро сосульки глядят на прохожих, / как будто пытаясь понять и учесть, / насколько прохожие те толстокожи, / и что там за кожа – броня или...] Роман Смирнов. Сны Иезекииля [...найти ещё одну связать века / мост подвесной пройти и поклониться / но не подняться выше языка / и ниже немоты не опуститься...] Андрей Коровин. Из книги "Любить дракона" – (2013) Часть I [ты выйдешь к солнцу сам не зная где ты / какие там живые экспонаты / где луг поющий где осипший берег / где девушка плывущая нагая / где высушены...] Андрей Бондаренко. Тела небесные и личные тела [я умею / складываю все под ноги / чтобы ходить / шаг за шагом и раз за разом / по мозаичному мосту в реальность] Николай Киселёв. Я – главная посредственность [и шкет бежит с огромным рюкзаком / шуршит домой болоньево штанами / а я шагаю в школу по кривой / учить детей любви и состраданию] Дмитрий Песков. приходит мартин cкорсезе [приходит мартин cкорсезе говорит привет / я сейчас снимаю фильм про индейцев / там для тебя есть одна / очень важная роль] Эмкей (Алексей Валлен). Такое кино [Рассеянно / капает дождь над Сеною. / Между лопаток пальчиком / трогаешь: "Всё потрачено..."] |
X |
Титульная страница Публикации: | Специальные проекты:Авторские проекты: |