Сетевая Словесность:
Архивы конкурса Арт-Тенета 1997




Дмитрий Бортников.

ПОСЛЕДНИЙ ДЖОЙНТ

© Дмитрий Бортников

Я открыл дверь, закрыл, потом снова открыл и вошел. С кровати на меня смотрела женщина. В руке был зажат нож, светлые внимательные глаза изучали. Доброжелательно улыбаясь, я извинился. Ошибся, говорю номером. Ничего, отвечает, бывает. Кого вам нужно? Здесь где-то , живет женщина, врач, она недавно вселилась, сказал я. Здесь все почти врачи, только пара-тройка ребят с Кавказа.. Гуляли вчера сильно эти французы. Пришлось вот с этой штукой спать. Поиграв внушительного вида складным ножом, она откидывает одеяло. Отмечаю с удовольствием ловкую ее фигурку в джинсах синих и футболке. Одну минуту, пойду спрошу администратора , правда у нас с ним война. Она смеется, нож щелкнув, послушным слугой прячется в задний карман ее джинсов. Чтоб всегда под рукой, мелькнула мысль. Приятно смотреть, как движется эта женщина. От таких невольно щуришься. Провожаю глазами хищное и нежное ее тело, при свете заметны морщинки на шее и около глаз. Свободная мудрющая особь, лет сорок. В номере пахнет дорогими сигаретами. Тепло здесь и тихо. Я шел в этот санаторий против ветра, и теперь лицо горит, на глаза. навернулись слезы. Закурив свои вонючие болгарские, сажусь на другую кровать. Катаю в пальцах комочек резинки. Не знаю, куда пристроить резинку, куда пепел здесь стряхивают. Только хотел приклеить комочек к табуретке снизу, как она вернулась. Вы маму искали, так вот , она еще в морге, сказала женщина . Да, думаю, кто бы со стороны послушал, а она садится напротив, нас пораньше отпустили, говорит, верней сама удрала по Питерской прошлась. Она предложила на выбор кофе или чай. Я выбрал чай. Маму вашу я наверное знаю, говорит, грустная такая, в глазах что-то, от чего спокойно. Врач она, судя по всему, отменный. Я это чувствую, говорит она, меня не проведешь. Тяжело ей приходилось. Вспомнив отца и себя, киваю.

Пока она заваривала чай, я освобождал горячие сосиски от оболочки. Они как живые выпрыгивали в тарелку и затихали. Потом стемнело, мы ели яичницу с сосисками, и вместо стола была скользкая гостиничная табуретка. А совсем уж потом я вышел отлить и в клозете забил папиросу. Хромому Антабусу контрабандой доставили из приамурской тайги приятели-ушкуйнички, он и угостил. С тех пор, как этот долговязый пират бросил пить, в его речи появились разные красивые штуки. На одном дыхании Антабус определил : "Крепкий выдержанный кайф для одиноких сердец в четырех стенах." Так он сказал, так оно и было. Эта папироса стала третьей сестрой, две другие остались на балконе у Китайца. Я их выкурил, пока тот ходил за детским питанием для своего китайчонка. Китаец покивал головой и поговорил со мною по-французски. Вернее он говорил, а я слушал. Не вспомню, на скольких языках он говорит свободно, а на скольких со словарем. Какая разница, сколько ты языков знаешь, если на родном понимает тебя только обкуренный тип напротив, да и то не в словах тут дело. Китаец приступил к ритуалу кормления, я посмотрел немного и ушел. С головой у тебя не в порядке, сказал я и, шагнув, обвалился на пол. Если умираю, то уж очень быстро, подумал я. Тут это и началось. Я поплыл. Сначала довольно лениво, а чем дальше, тем быстрее. Все быстрее и быстрее. Все глубже. Глубоко и стремительно. От мысли, что теперь я- рыба, захватило дух. Ничего от меня не требовалось, я просто летел в глубине и не существовало для меня сетей. На какой-то миг этот заплыв был перекрыт ярким, ослепительным ощущением. Я почувствовал свою связь со всем, что есть. Сквозь меня протянули связь. Содрогаясь, я всплыл.

Открыв глаза, отдышавшись, не шевелюсь. Разглядываю дверь, умывальник и урну. Все это мне незнакомо. Входит какой-то старичок, жалостливо на меня смотрит. Покопавшись в ширинке, пускает над ухом моим тоненькую комариную струйку. Встряхнувшись, качает головой и уползает. Я знаю, что нужно подниматься, но сил нет. Ни одной. Наконец, встаю, полощу глотку, и с запахом старческой мочи в ноздрях, выглядываю в коридор. Крадучись, по ковру на мягких лапах пытаюсь пробраться к выходу из этого рассадника врачей, наркоты и стариков тонкоструйных, но видно, не судьба. С похмелья к некоторым вещам относишься с иронией. По обкурке это труднее, но попытаться не грех. Размышляя таким образом, я устал, и решил передохнуть. Прислонился к стене и только успел испугаться, что опять отключусь, как сознание поплыло. К голове подкатила такая тошнота, что начал свистеть. Тихонько стою так, выдыхая, насвистываю, будто прогуляться вышел. Только холодный пот противно приклеил свитер и джинсы к телу. Я сполз по стене и затих.

Меня кто-то тащит. Медленно, с перекурами, отпыхиваясь. Слышу, как постукивают друг о друга мои ботинки. Наконец, меня приставляют к стене. Теперь я не только могу лежать, я способен даже сидеть с широко открытыми глазами. Старик удаляется, пошел за подмогой, думаю. Тут из глаз моих потекли крупные слезы. Умирать не хотелось пока. Тем более так. Я представил, что мама вернется из этого е...ого морга, а тут в коридоре ее сын непутевый и мертвый. Когда в конце коридора показались две человеческие фигуры, я улыбнулся. Это старик и безымянная красавица шли ко мне быстро, но долго. Она наклонилась, что с тобой, сердце?! Да, шепчу, сердце. И слезы мои от счастья становятся крупными и живыми. Ее лицо плывет, бирюзовая сережка быстро- быстро качается. Пальцем делаю знак, чтоб она наклонилась поближе. Шепчу в ее душистое ушко:" Все в порядке. Ничего не надо. Обкурился наверное." Ушко еще передо мною. "Пожалуйста, если не противно, бросьте меня в своем номере. Спасибо,"- добавляю я к основному тексту. Хоть и не до шуток, но почему-то уверен, что выкарабкался уже. Она кивает и улыбается. Разве найдется такой монстр, который не влюбится в женщину с такой улыбкой? Идти можешь, спрашивает старик, а что? -переспрашиваю. Не нравится мне, когда ссыт кто-то рядом с моим ухом. Плюнув, старик тащит меня по коврам. Злобно что-то приговаривает, но мне это не мешает. Как в сказке персидской, прирезали наследного принца и по коврам старый евнух волочит его, горько сетуя на судьбу. После травы мне дико хочется жрать. Я бродил в одних джинсах по номеру, стараясь не шуметь. Разыскивал хоть какую-нибудь еду. Женщина еще не проголодалась, она спала, как кошка. Свой свитер среди тряпок наших разбросанных я не нашел, пришлось для тепла облачиться в ее лисью шубу. От меха пахло чем-то невообразимым, праздниками юными, когда все впереди, и бесенок в каждом ребре. Забавное зрелище, худой мужик в лисьем пиджаке, руки по локоть голые. Наконец, за окном в авоське отыскался хлеб и брусок копченого сала. Устроившись на соседней кровати, прямо в шубе я уписывал сало и хлеб, как махновец в каком-то фильме. Я ел и смотрел на спящую женщину. Не хотел, чтобы она проснулась, просто смотрел и слушал глубокое ее дыхание. Потом закурив, нахально прилег с сигаретой. По потолку, ломаясь скользнула тень окна, я услышал как проехала машина. Я лежал и курил, выдувая крупные кольца и размышлял об устройстве мира. Если у мира есть губы и глаза, то, наверное, он усмехается, глядя на типа , который валяется и размышляет в номере санатория, затерянного в снегах странной Земли, затерянного среди звезд, нахально пришедшего и неизвестно куда идущего человечка в женской шубе на голое тело.

Глубоко и печально становится мне. Я ложусь так, как лежат в траве, глядя в небо. Руки под головой, слышу далекую музыку с Ново-садовой. Женщина во сне ее тоже услышала и тихонько застонала. Я не выдержал и, сбросив шубу, нырнул к ней в теплую постель. Утром, открыв глаза, я увидел ее щеку, близко-родную. Мы дышали глубоко, в одном ритме. Как будто в танце каком-то медленном. Она вздохнула во сне , ритм сломался и я проснулся. Потом было много чего, но как-то издалека. По радио шла трансляция концерта какого-то, и вдруг подали кусок моцартовского "Реквиема". Кажется последнюю часть, Agnus Dei. Прижавшись друг к другу , как дети слушаем открыв рты. Знаешь, говорит она, когда все кончилось и в зале захлопали, вижу улицу, деревня весной, ручьи бегут и солнце молодое. А все по домам сидят, скука и паутина. Радостно и молодо мне от этой музыки, говорит она. С "Реквиемом" , у меня отдельные счеты. Что молчишь, спрашивает, по улице твоей бреду, отвечаю. Ну, и как там? Да как-то зябко, неуютно, говорю. Она вдруг прижимается, прячется, забирается в меня, я лежу и глажу ее волосы, и шея мокрая. Она плачет. А потом вскидывает голову, смотрит, глазами синими и чисто в ней все становится. Мы всматриваемся друг в друга и вдруг хохочем , ненормальные...

Хохму мудрую хочешь, спрашивает, когда мы встали наконец и покуриваем за кофе и день в разгаре. Валяй, говорю, мудреть хочу. и слушаю ее мудрую хохму, солнца кусок на моем сапоге , машины за окном, жизнь дневная, забег продолжается. В 24 года эта женщина попала в переделку. Она раскачала Землю. В маленьком якутском поселке, около Тикси, она работала врачом. В этом стойбище был даже свой шаман. Правда жизнь шла уже без его участия. Он самоустранился. Жалел белых людей, которые вечно что-то покупали , продавали, ввозили и вывозили. На всю их суету он смотрел с улыбкой. Это была- улыбка обреченного. Несмотря ни на что этот шаман держался в форме. Свистел, как Стенька Разин, стрелял отлично. Обряды он совершал в одиночестве. А когда его повили белые где-нибудь в тундре и расспрашивали, он твердил им как куклам:" Все боги- это наши братки, братья." И лукаво выскользнув, исчезал, растворялся. Разное про него говорили.

Белые процветали в тундре. За флакон одеколона они могли взять все, что душе их угодно. Это был уже второй или третий эшелон белых, алмазов на всех как всегда не хватает и тогда наступила очередь мамонтовой кости. Неизвестно еще, это ценнее. У якутов и по сей день можно найти всякие штучки из бивня мамонта. Со временем стойбище пропахло насквозь парфюмом, шипром воняли охотничьи снасти, одежда, даже олени. Шаман ничего не смог сделать. Через неделю я все поняла. Бросила больницу, где валяются белые, пережидают похмелье, и ушла в стойбище. Однажды весенней ночью в ярангу, где женщина устроила поликлинику на десяток циновок, ворвался шаман. Помогая себе руками, объяснил , в чем дело. Его дочь вторые сутки не могла родить. Женщина быстро оделась и пошла за шаманом. Только почему-то он повел ее в тундру, за стойбище. Наконец они пришли. В самое темя холма, на который они взошли, был воткнут длинный шест. Шаман взялся за него, я почувствовала, говорит она, как все тело его напряглось, мышцы окаменели, все это передавалось мне, но вдруг он расслабился. Я поняла, что у него что-то не получается. Он повернулся ко мне, никогда я не видела такого лица, такое не забывается. Возьмись и держи, сказал шаман, только держи, пока не отойду. Не оглядывайся. Я пойду к дочке, ты просто придерживай, кто-то должен держать этот шест. Я отойду, ты жди, я крикну, и тут начинай раскачивать. Было такое ощущенье, что мы с ним одни на земле, и поняла, что прикасаюсь в этот момент к чему-то такому, что перевернет всю мою жизнь. В эту секунду я обо всем забыла и слышала только его голос.

Я сняла рукавицы и взялась за шест . Его поверхность напоминает дерево с которого содрали кору, гладкое, отшлифованное руками дерево. Взялась, держу и жду, слышу шаман отходит, отошел, и я уже ничего, кроме ветерка не слышу. Жду, страшновато и непонятно внутри, все сжалось тут дикий, нечеловеческий крик. Так кричат эпилептики, когда припадок предчувствуют, за секунду до него. И я начала раскачивать. Сколько длилось все это не помню, пот слизываю, глаза щиплет от него. В какой-то момент чувствую - все замерло. Жутко стало . Не могу остановиться, и раскачать не могу , и не раскачивать не могу, Ощущенье такое, что если не раскачаю, то все так и будет- остановившееся. Знаешь, я поняла такую великую обреченность, что слезы, как у клоуна на арене брызнули и слышу крик, это даже не крик, а, какой-то гул, близкий и неотвратимый. Земля закричала и подалась. Не могу толком объяснить, такое ощущение, она живая, но еще как бы не раэумная, мягкая, как только родилась. С ума можно сойти. Оказалось, первый раз кричала дочь шамана, когда схватки стали совсем уж нестерпимыми, а потом ребенок начал выходить. Я обморозила пальцы, но не это самое страшное. Голос потеряла на полгода и он стал другим. Ничего моего, но и не чужой, Наверное, второй раз кричала я, кроме меня там никого не было. Только Земля. И шаман через месяц умер. Очень подозрительная смерть, родственники тайком его куда-то спрятали. Говорили, что с перепою. После этого всего, женщины, у которых я принимаю роды боли никакой не чувствуют. Правда меня это очень выматывает. Потом я читала о шаманизме. Должна же я понять , что со мной произошло. Получается так, будто я получила посвящение во что-то, может быть в шамана, кто знает. 0на задумывается, потом спрашивает, а ты не хотел раскачать Землю, когда-нибудь? Раньше часто бывало, отвечаю, теперь реже. Знаешь, нужно захотеть по-настоящему, собрать всего себя, но никто не решается на всю катушку не только планету нашу раскачать, просто кусок глины по-настоящему никто не может почувствовать. А если это случится, то ничего для тебя не будет невозможного, греха не будет, только полное растворенье и слитность с чем-то большим, чем ты, да и тебя не будет, а потом и от этого отойдешь. Только так и можно, а для этого надо умереть целиком и снова родишься. Рекомендую, как акушер, смеется. Улыбаюсь, меня итак уже нет, говорю, только иногда появлюсь, когда надо, а потом исчезаю. Она всматривается в меня, а я думаю, хорошо что имени ее не знаю. А она смотрит долго, но не может услышать того, что сейчас происходит во мне. Никто этого не услышит.

Я ушел в сумерках. Как выяснилось, я все перепутал. В тот день мама уехала в наш родной маленький городок. Курсы врачебные закончились и женщина тоже должна была уехать, но все сложилось именно так. Спустившись в холл , я увидел глухонемого и девушку, они грели руки друг другу. Поглядев на меня парень, заискивающе, как многие глухонемые улыбнулся, Я понял по его рукам, что неплохо бы закурить, достал сигарету и чиркнул зажигалкой. В этот раз она зажглась с первой попытки. Кивнув, парень затянулся, а я вышел. Воздух был такой, что сделав пару глотков, я опьянев, замер. Постояв, оглянулся. Глухонемой и девушка смотрели на меня из-за стекла.. И беззвучно смеялись.

Бортников. 20. Ф. 97г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Сетевая Словесность / Сетература:

Конкурс русской сетевой литературы
АРТ-ТЕНЕТА 1997
(Архив)