Словесность

[ Оглавление ]








КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


   
П
О
И
С
К

Словесность




Последние пять лет жизни в Советском Союзе, вплоть до 1988 года, я проработала младшим научным сотрудником Эрмитажа. Каждый, кому довелось побыть экскурсоводом, знает, что вопросы на экскурсиях бывают удивительные и непредсказуемые. Сейчас, по прошествии многих лет, мне кажется, что они интересны не только сами по себе, но и отражают в каком-то срезе социально-культурное сознание советских людей восьмидесятых годов.


Эти записи начались с того, как ко мне на углу Невского и Адмиралтейского подошел человек и спросил:

– Скажите, а где тут метраж?
– ?!
– Ну, такой большой Метраж, где цари жили.

Так появилась тетрадка с названием:

  "Шедевры

Метража"  

Иллюстрации с сайта Государственный Эрмитаж



В Античном отделе.
– А почему этих Венер всегда без рук делали?

*
Там же. Группа из Средней Азии.
– Девушка, как вам не стыдно. Ведь в группе женщины и дети!

*
Там же.
– Безобразие! Сначала почините, а потом показывайте!

*
– Покажите труп! (мумию)

*
– Как посмотреть здесь всякие древние мумиё?



Зимний дворец. Малая столовая
   
*
В Малой столовой.
– И вы что хотите сказать, что здесь были солдаты и матросы – и ничего не взяли?
– Да.
– А я бы взяла!

*
– А почему вы нам не показали Смольный?

*
– А из этих тарелок цари и вправду ели или они у них в буфете стояли?



*
– Скажите, а царя не раздражало, что у него по дому ходило столько чужого народу?

*
– А где кровать королевы? (вар. "спальня царицы", "постель Екатерины", "где цари спали" и "покажите самое главное")

*
– А где тут спальня Петра I и Екатерины II?

*
– А где здесь комната, где Екатерина II жила с Распутиным?

*
– А где чучело того коня, с которым спала Екатерина II?



Рубенс. Вакх
   
*
В зале Рубенса. Польская группа с советской переводчицей.
Экскурсовод: А это – Вакх.
Переводчица: А это перед вами портрет композитора Баха.
Воцаряется тишина. Потом вопрос из группы:
– А почему он в таком виде?!

*
Перед "Вакхом" Рубенса.
– У нас в Воронеже за такое 15 суток дают!



*
Перед экскурсией. Московская группа.
– Нам, пожалуйста, побольше и побыстрее!

*
Группа историков 4-5 курса Алма-Атинского университета.
– Вы нам тут рассказывали о распятии Христа. А скажите, за что его распяли?
– Как же вы изучаете историю, не читая Евангелия?
– А мы этого не проходили. Ну скажите нам в двух словах.
– В двух словах? За инакомыслие.



Франсуа Буше. Туалет Венеры
   
*
Группа из Средней Азии. Идем по Зимнему. Подходит мужчина из группы – тихо, на ухо:
– Девучка! Ты нащих женчин атпусти, а нам покажи во-он ту картинку!
("Венеру" Буше)



*
Перед экскурсией.
– Мы хотим посмотреть все.
Я: Протяженность залов Эрмитажа 15 километров.
– (радостно) А мы пойдем 5 км в час и за три часа все осмотрим!

*
После экскурсии.
– Есть ли какие-нибудь вопросы?
– Есть. А где выход?

*
На Дрезденской выставке. Картина Веронезе "Дочь фараона находит младенца Моисея" и через несколько картин – Досси "Моисей, высекающий воду из скалы".
Дама (очень удивленно): Как он быстро постарел!

*
В рыцарском зале.
– А кони заспиртованы?




Фальконе. Амур
   
*
Группа младших школьников. У Амура Фальконе учительница останавливает экскурсовода и говорит ребятам:
– Дети, посмотрите, на кого он похож?
Молчание.
– Ну как же! Это же маленький Ленин!




*
– Когда я был тут прошлый раз, нам показывали котелок, из которого Екатерина II кормила супом Петра I!

*
– А где яйца Кулибина?

*
После экскурсии подлетает старушка, агрессивно:
– Вот скажите, Петр Великий – он так много сделал для России, а почему нет города его имени?
Я (осторожно): В 1924 году Петроград был переименован в Ленинград.
– Да-да, вот я вас и спрашиваю, почему? И куда можно по этому поводу написать?




Тициан. Даная
   
*
Очень робко и тихо, отведя меня в сторону от группы.
– А где здесь была картина, на которой нарисована... голая Даная?
– Вас интересует "Даная" Рембрандта или "Даная" Тициана?
– Нет, я помню... там лежит... голая Даная, и ей приносят ребеночка...




*
Ленинградская группа. Предлагаю на выбор разные варианты маршрутов.
– Понимаете, мы – ленинградцы, бываем здесь часто, картины и скульптуру знаем, поэтому покажите нам лучше царские покои!

*
– А где гробница Александра Македонского? (Александра Невского)

*
– А Петр I и Христос – это одно и то же?



Рафаэль. Мадонна с младенцем
   
*
Возмущенный экскурсант:
– Сколько времени у вас тут выставки? Вот пять лет назад был – Рафаэль висел, сейчас приехал – опять Рафаэль!

*
– А скажите, почему эту Мадонну всегда делали с маленьким мальчиком и никогда с маленькой девочкой?




Двадцатиколонный зал
   
*
В Двадцатиколонном зале. Расписываю прелести архитектуры.
– Ну чо ты нам усё толдычишь, та толдычишь? Мы уже тут усе змерзлись, як суки!



Малахитовый зал
   
*
– Скажите, а где у вас тут Малый Хитрый зал?
(имеется в виду Малахитовый зал)



*
– А сидящего Петра вы нам покажете?
– К сожалению, зал с Восковой Персоной закрыт.
– (со слезами на глазах, в голос) Так зачем же мы сюда ехали?!

*
– Ой, а скажите, где тут у вас стоит ванна, в которой Екатерина с Распутиным купалась?
На подмогу даме приходит её подруга:
– Да-да, ванна, где Екатерина с Распутиным купалась. В молоке!




Рубенс. Отцелюбие римлянки
   
*
– А где у вас тут картина, где девушка кормит грудью раненого бойца?
(Рубенс "Отцелюбие римлянки")



*
В Пазырыке.
– А это перед вами мумия племенного вождя.
– (с сомнением) Племенного? А чо же он такой тошший?

*
– У меня вопрос не по экскурсии. Я всю жизнь хотел узнать, какая фамилия у Петра I?
– Романов.
– Как? И он тоже?!



Часы Павлин
   
*
У Часов-павлина.
– А когда этот страус кукарекает?



*
У Мадонны Бенуа. Группа из Москвы.
– Вот вы тут говорили о трагическом будущем этого младенца. А что с ним случилось?
– Когда он вырос, его распяли.
– А, спасибо.

*
– А где тут у вас Грозный убивает своего сына?
– Грозный убивает сына в Третьяковской галерее, в Москве.
– (грустно и разочарованно) И больше нигде?


   
Геракл
   
*
Дама долго и восторженно рассматривает статую обнаженного Геракла, опирающегося на палицу.
Дама: Это Петр I, да?



   
Чаша
   
*
Украинская группа. Всю экскурсию спит. Вдруг в Гербовом зале Тарас Бульба, стоящий передо мной, просыпается, рот расползается в счастливую улыбку, смотрит на огромную мраморную чашу в центре зала, блаженно:
– От, эту бы чашку, да усю пэльмэний!



Из опыта работы в Справке по Эрмитажу


*
– У вас информация платная?
– Нет.
– Тогда, где туалет?

*
– А шедевры работают? (В смысле, открыта ли выставка "Шедевры Венецианской живописи")

*
– Как мне найти картину, где нарисовано много голых женщин?

*
– Вы – информация?
– Я – информация.
– Но вы даете полную информацию? Мне нужна полная.
– Что вы хотите узнать?
– Как мне попасть в Зимний дворец?
– Вы в нем.
– И революция была здесь?
– Да.
– Большое, большое спасибо.

*
– Сколько стоит этот ваш Эрмитаж?
– Простите?
– Ну, билет.
– Один рубль.
– А если на троих?

*
– Вот мы купили билеты и не знаем, что смотреть.
– А что вас интересует?
– А нас ничего не интересует!

*
Мужчина вида ответственного работника.
– Выставка Манэ открыта?
– К сожалению, вчера закрылась.
– А в кассе мне сказали, что открыта!
– Они ошиблись.
– А почему я должен верить вам?
– Не верьте. Пройдите в музей и проверьте сами.
– Нет, где синхронность вашей работы? Вы меня поняли?
– Я вас поняла. Что вас еще интересует?
– Меня интересует истина.
– Истину надо искать выше.
– Понятно. Где главный администратор?

*
– Вы даете справки?
– Да.
– Тогда скажите, вот я купил два билета в "Золотую кладовую", а я один. Что мне делать?
– Продайте билет.
– Но я час стоял в очереди и не могу так просто кому-нибудь продать билет!
– Найдите в очереди хорошенькую девушку и предложите билет ей. Чудный способ познакомиться.
– Большое спасибо!

*
– Что у вас тут есть про войну?
– Про какую войну?
– Ну, про какую-нибудь.

*
– Как мне пройти на выставку "Медальерное искусство Финляндии"?
Долго и подробно объясняю.
– И там только выставка "Медальерное искусство Финляндии"?
– Да.
– Ну это меня не интересует!

*
– А где здесь зверей показывают?




Микеланджело. Скорчившийся мальчик
   
*
– Как пройти к "Скрюченному мальчику"? ("Скорчившийся мальчик" Микеланжело)



Из ляпов экскурсоводов Эрмитажа


*
– Перед вами репрезервативные портреты Ван Дейка.

*
У натюрморта Кальфа.
– Посмотрите, как замечательно написан лимон. На нем даже видны капельки пота!

*
В отделе русской культуры.
Рафинированная дама: Во времена Петра I был изобретен этот зубофрезерный станок!

*
– А это трость из кости Екатерины II.




Рембрандт. Даная
   
*
У "Данаи" Рембрандта.
– Обратите внимание, как прописаны простыни под Данаей!



*

– А это перед вами гробница Александра Невского-2! (по аналогии с названием станции метро)

*
Экскурсовод долго рассказывает группе сюжет "Данаи", потом оборачивается и видит с ужасом, что стоят они перед картиной Луки Джордано "Битва лапифов с кентаврами". Тогда без паузы он говорит: "И вот в тот самый момент, когда Зевс в виде золотого дождя появился перед Данаей, у подножия этой башни развернулось сражение лапифов с кентаврами!"



* * *

В общем, как говорили на латыни еще древние греки: Vita brevis, ars longa – Жизнь коротка, Искусство вечно.
С чем мы, припадающие к источнику Ипокрены их бледные потомки, не можем не согласиться.




© Татьяна Разумовская, 2003-2024.
© Сетевая Словесность, 2003-2024.
© Государственный Эрмитаж, иллюстрации.





ОБЪЯВЛЕНИЯ

НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Михаил Поторак. Признаки жизни [Люблю смотреть на людей. Мне интересно, как они себя ведут, и очень нравится глядеть, как у них иногда светло переменяются лица...] Елена Сомова. Рассказы. [Настало время покинуть светлый зал с окнами под потолком, такими, что лишь небо можно было увидеть в эти окна. Везде по воздуху сновали смычки и арфы...] Александр Карпенко. Акустическая живопись Юрия Годованца (О книге Юрия Годованца "Сказимир") [Для меня Юрий Годованец – один из самых неожиданных, нестандартных, запоминающихся авторов. Творчеству Юрия трудно дать оценку. Его лирика – где-то посредине...] Андрей Баранов. Давным-давно держали мир киты [часы идут и непреодолим / их мерный бой – судьба неотвратима / велик и славен вечный город Рим / один удар – и нет на свете Рима...] Екатерина Селюнина. Круги [там, на склоне, проросший меж двух церквей, / распахнулся сад, и легка, как сон, / собирает анис с золотых ветвей / незнакомая женщина в голубом...] Ольга Вирязова. Напрасный заяц [захлопнется как не моя печаль / в которой всё на свете заключалось / и пауза качается как чай / и я мечтаю чтобы не кончалась] Макс Неволошин. Два эссе. [Реалистический художественный текст имеет, на мой взгляд, пять вариантов финала. Для себя я называю их: халтурный, банальный, открытый, неожиданный и...] Владимир Буев. Две рецензии [О романе Михаила Турбина "Выше ноги от земли" и книге Михаила Визеля "Создатель".] Денис Плескачёв. Взыскующее облако (О книге Макса Батурина "Гений офигений") [Образы, которые живописует Батурин, буквально вырываются со страниц книги и нагнетают давление в помещении до звона молекул воздуха...] Анастасия Фомичёва. Красота спасёт мир [Презентация книги Льва Наумова "Итальянские маршруты Андрея Тарковского" в Зверевском центре свободного искусства в рамках арт-проекта "Бегемот Внутри...] Дмитрий Шапенков. По озёрам Хокусая [Перезвоны льются, но не ломают / Звёзд привычный трассер из серебра, / Значит, по ту сторону – всё бывает, / А по эту сторону – всё игра...] Полина Михайлова. Стихотворения [Узелок из Калужской линии, / На запястье метро завязанный, / Мы-то думаем, мы – единое, / Но мы – время, мы – ссоры, мы – фразы...] Дмитрий Терентьев. Стихотворения [С песней о мире, с мыслью о славе / мы в проржавевшую землю бросали / наши слова, и они прорастали / стеблями стали...]
Словесность