Сетевая
Словесность
КНИЖНАЯ
ПОЛКА
Белый ворон. N4(8) Зима 2012
Литературный альманах
Екатеринбург
Евдокия
2013
212 стр.
ISBN: 9781300650065
Стихи победителей и участников конкурса "Кубок Мира по русской поэзии - 2012". А также поэзия Ольги Гришиной, Василия Бородина, Сергея Комлева, Евгения Орлова и других авторов.

ЗОЛОТАЯ ПОЛКА ЗАХАРА ПРИЛЕПИНА

Давеча Захар Прилепин излил душу журналу "Story": "Современная русская литература есть, она полна сил и мрачного задора... Литература не осыпалась вместе с российской государственностью, нужные книги были написаны и ждут своего времени. Когда с нас спросят, чем мы занимались, нам будет что предъявить". Далее следует реестр авторов, создавших ну о-очень нужные книги: Александр Терехов, Алексей Иванов, Сергей Шаргунов, Михаил Елизаров, Борис Рыжий и проч.

Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно.

Рефутацию г-на Прилепина придется начать издалека, с отечественной исторической цикличности. Российская история, уж простите за ликбез, движется по синусоиде: периоды реформ чередуются с периодами контрреформ, - теорию Пантина и Лапкина еще никто из ученых не опроверг. А самое главное, - жизнь ее давно и безоговорочно подтвердила: реформатору Александру I наследовал контрреформатор Николай I, точно так же, как реформатору Ельцину - контрреформатор Путин. Параллель эта возникла не всуе, ибо путинская эпоха представляет собой удивительно точный слепок с николаевской: та же бархатная диктатура с всевластием спецслужб и повальной коррупцией.

К чему это я? - а вот к чему. Марксистский закон соответствия базиса и надстройки нынче пылится в архиве, и совершенно напрасно. Ибо в стагнирующем обществе не может быть процветающей словесности.

В середине 1840-х Сенковский ехидно заметил: в Российской империи есть великие писатели, зато нет хороших книг. В отечестве нашем все повторяется, и без малого два века спустя Вик. Ерофеев почти дословно воспроизвел барона Брамбеуса: у нас есть писатели, но нет литературы. Точно так: качественной литературы днем с огнем не сыскать. Зато великих писателей пруд пруди, на все буквы алфавита: от Елизарова до Шаргунова. Парадокс? Да ничего парадоксального: чины людьми даются, а люди могут обмануться.

Вот, скажем, Терехов - лауреат "Большой книги" и "Нацбеста", зализанный критикой до сального блеска. Но изъясняется лавровенчанный мэтр на редкость коряво, под стать полуграмотному селькору 20-х: "убедительно сгораемая жизнь", "девушка не выглядела запоминающе красивой". Срочно за парту - грамматику учить!

Букероносный Елизаров, объявленный Платоновым наших дней, - ровно того же поля ягода: каталог всех мыслимых ошибок, от плеоназма ("временное затишье") до лексической несочетаемости ("мачете импортного производства"). За парту, к второгоднику Терехову...

Шаргунов предпочитает плеоназму откровенный маразм. "Была весна. Май... Она купалась без лифчика... Груди у Насти были маленькие, но упругие, в застывших каплях воды", - застывшие капли воды? так май у нас на дворе или декабрь? "Ощущая только пляску, бешеную пляску в кишках и аортах", - я-то, по невежеству своему, считал, что аорта у человека одна... "Читать я научился раньше, чем писать", - а что, возможен обратный порядок действий? Кстати, весьма точное признание, - ибо писать Шаргунов и по сю пору не выучился. Отправить бы и его за парту, - да боюсь, обычной школы тут мало, понадобится коррекционная...

Рыжий был канонизирован еще при жизни, - и, сдается, совершенно незаслуженно. Взять хоть хрестоматийные, до дыр зацелованные критикой вирши: "Ордена и аксельбанты/ В красном бархате лежат, / И бухие музыканты / В трубы мятые трубят... /Отставного хоронили / Адмирала на заре..." Похороны на заре - не рановато ли? Более того, я не так давно полтинник разменял, но ни разу не видел, чтобы за гробом военного несли аксельбанты. И откуда, скажите на милость, у адмирала аксельбанты? - он что, дембель ВДВ с веревочной регалией через плечо?.. Или это казахский адмирал преставился? Если угодно, еще одна общеизвестная цитата: "От заворота умер он кишок". В результате неуклюжей анастрофы возникает сюрреалистическое словосочетание: "он кишок". Разве невозможно уложить высказывание в пятистопный ямб, не ломая языковые нормы? - к примеру, так: "Причина смерти - заворот кишок"...

Особо отмечу: я намеренно не касаюсь ни психологизма, ни сюжетостроения, ни идеи. До таких ли тонкостей, если простейший экзамен на профпригодность благополучно провален? Потешаться над несуразицами прилепинских фаворитов можно до бесконечности, - благо, поводов не счесть. А потому впору перейти от частностей к закономерности.

Я уже не первый год спрашиваю: человек без навыков работы топором - не плотник; так с какого перепуга человек без навыков письменной речи считается писателем? Ну да, чины людьми даются, а люди могут обмануться. Отчего же мы так охотно обманываемся?

Характерная черта любых российских контрреформ есть примат семиологии над онтологией, проще говоря - господство видимости над сущностью. В 1839 году маркиз де Кюстин назвал николаевскую Россию империей фасадов. Путинская Россия заслуживает той же самой характеристики: за что ни возьмись, все декоративно. Медицина не лечит: патологоанатомы говорят, что 70% диагнозов были ошибочны. Школа не учит: судя по опросу ВЦИОМ, 33% россиян считают, что Солнце вращается вокруг Земли. Реестр видимостей можете продолжить по своему усмотрению: ошибиться практически невозможно... Ситуацию можно назвать постмодерном (по Беллу и Бауману), можно спектакулярностью (по Дебору), но суть от этого не меняется: мы в очередной раз поставили во главу угла симулякр - вторичный образ без первичного подобия. Так почему словесность должна быть исключением из общего правила? Законы спектакулярной экономики распространяются и на литературу: и здесь 70% цены товара составляет бренд. Была бы этикетка хороша, а пипл и не то схавает.

Вернемся, однако, к прилепинской цитате: "Нам будет что предъявить..." Возможно, и будет. В одном уверен: это не Шаргунов & Co, ибо сочинители с золотой полки Прилепина будут числиться по ведомству курьезов. Точно так же пращуры наши полагали, что предъявят вечности Кукольника и Бенедиктова, - однако на поверку вышло несколько иначе. История - великий учитель, но где ее ученики?


Александр Кузьменков, редактор



СОДЕРЖАНИЕ

АЛЕКСАНДР КУЗЬМЕНКОВ.. ЗОЛОТАЯ ПОЛКА ЗАХАРА ПРИЛЕПИНА.. Слово редактора

МЯТЕЖНЫЙ КАРАНДАШ

ДМИТРИЙ ГОСТИЩЕВ. ДЕНЬ ТИШИНЫ. В ПАУТИНЕ. рассказы
ЖЕНЯ ПАВЛОВСКАЯ. КАРИБСКИЙ КРИЗИС. Рассказ
СЕРГЕЙ ПЕТРОВ. САККО И ВАНЦЕТТИ. рассказ
ИННА ИОХВИДОВИЧ. ТРАВЕСТИ мини-повесть
ЕВГЕНИЙ ВИШНЕВСКИЙ. РАССКАЗЫ ПРОСТОДУШНОГО МАЛЬЧИКА
ЕЛЕНА ГОЛУНОВА. РУССКИЕ. Роман (начало)

БРЕД ПОЭЗИИ СВЯЩЕННЫЙ

В. БРАЙНИН-ПАССЕК. ЖИЗНЬ, КОТОРАЯ ВЕЗДЕ
ИГОРЬ БУЛАТОВСКИЙ. КВАДРАТИКИ
ОЛЬГА ГРИШИНА. AD MEMORIAM
ВАСИЛИЙ БОРОДИН. НА ОРДЕНАХ
МАРГАРИТА ПАЛЬШИНА. СОЛНЦЕ НАД КРЫШЕЙ
СЕРГЕЙ КОМЛЕВ. НЕЖНЫЕ НАПЕВЫ, БЕЖЕВАЯ ГЛАДЬ
АНДРЕЙ МАНСВЕТОВ. ДОРОГА ДОМОЙ
АНАТОЛИЙ ЮХИМЕНКО. ПРОТОКОЛ
ЕВГЕНИЙ ОРЛОВ. НА ОЩУПЬ
МАЙЯ ШВАРЦМАН. МУЗЫКА
ЕГОР БЕЛОГЛАЗОВ. В ЧЕТЫРЕ САПОГА
АЛЕКСАНДР САМАРЦЕВ. ЗАЛ ДЛЯ КУРЯЩИХ

ПАЛЬМОВАЯ ВЕТВЬ

Стихи победителей и участников конкурса "Кубок Мира по русской поэзии - 2012", Рига

СВЕТЛАНА ЧЕРНЫШОВА. ЗАВЕЩАННАЯ ЗЕМЛЯ
АЛЕКСАНДР ЛАНИН. МЕТАПОЭТИКА
ЕЛЕНА КРЮКОВА. РОЗОВО НАД ВОЛГОЮ
ЕЛЕНА ФЕЛЬДМАН. МЕЖДУ ТОМОМ БРЮСОВА И КОФЕМОЛКОЙ
ЕЛЕНА КАЧАРОВСКАЯ. ПОЖАЛУЙ
ТАНЯ СКАРЫНКИНА. ПУХ БЕЛОГО КРОЛИКА

ФЛЭШМОБ

ИРИНА АКС. "Проходными, переулками, задами..." КОНСТАНТИН КОМАРОВ. "На третьей остановке от тебя..." БОРИС ЮДИН. ЦЫГАНОЧКА СЕРГЕЙ КУРГУЗ. "ТИТАНИК". ЖЕСТОКИЙ РОМАНС АНТОН БАХАРЕВ-ЧЕРНЕНОК. "И через двести лет, если не сгинет мир..." ЕЛЕНА БАЯНГУЛОВА. СОЛДАТСКАЯ РУСЛАН КОМАДЕЙ. ТАКТЫ ИЗ СОБАЧЬЕГО ВАЛЬСА, 2 МАРИЯ КУЧУМОВА "Здесь холод такой, что пора запасаться солнцем..." НАТАЛИЯ КРОФТС. БОГ ЗА МОРЕМ ИЛИ LA PETITE MORT ЕЛЕНА МЕНЬШЕИНА. ЕВРОПА СЕВА ГУРЕВИЧ "Мой стих, конопатый прострелами точек..." ЕКАТЕРИНА СИМОНОВА. "замерзшее слово пытаешься отогреть во рту..." ОЛЕСЯ СУРИКОВА. "После темного, влажного и нутряного..." СЕРГЕЙ ШИРЧКОВ. ЭЛЕКТРИЧКА СЕРГЕЙ ИВКИН. "Отказаться от любви много проще..." МАРИНА ЛИХОМАНОВА. "Звери мои, ангелы!.."

МАЭСТРО

ЕВГЕНИЯ ПЕРОВА. ИГРА - САМОЕ СЕРЬЕЗНОЕ ИЗ ВСЕХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. О графике Сергея Ивкина.

НЕВЕРНАЯ НИТЬ АРИАДНЫ

ЭМИЛЬ СОКОЛЬСКИЙ. МЕРЦАЮЩИЕ ЗВЕЗДЫ и другие рассказы воспоминаний
ЕВГЕНИЯ ПЕРОВА. НЕПРАВИЛЬНЫЙ ГЛАГОЛ. ДАЧА-КЛЯЧА

РАЗРЕШИТЕ ПРЕДСТАВИТЬ

Страница,  на  которой  Вы  сможете  купить  журнал




Сетевая
Словесность
КНИЖНАЯ
ПОЛКА