ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Рубрику ведет
Сергей Слепухин


Словесность


Последняя статья

О рубрике
Все статьи


Новое:
О ком пишут:
Игорь Алексеев
Алена Бабанская
Ника Батхен
Василий Бородин
Братья Бри
Братья Бри
Ольга Гришина
Ольга Дернова
Юлия Долгановских
Михаил Дынкин
Сергей Ивкин
Инна Иохвидович
Виктор Каган
Геннадий Каневский
Игорь Караулов
Алиса Касиляускайте
Михаил Квадратов
Виктория Кольцевая
Сергей Комлев
Конкурс им. Н.С.Гумилева "Заблудившийся трамвай-2010"
Конкурс "Заблудившийся трамвай"
Александр Крупинин
Борис Кутенков
Александр Леонтьев
Елена Максина
Надежда Мальцева
Евгений Минин
Глеб Михалёв
Владимир Монахов
Михаил Окунь
Давид Паташинский
Алексей Пурин
Константин Рупасов
Илья Семененко-Басин
Александр Стесин
Сергей Трунев
Феликс Чечик
Майя Шварцман
Олег Юрьев







Новые публикации
"Сетевой Словесности":
Андрей Коровин. Из книги "Любить дракона" (2013) Часть II. Стихи
Татьяна Куземцева. И надеяться, и любить... Стихи
Екатерина Вольховская. Чёрный пёс и другие. Рассказы и стихи
Елизавета Григ. Сима. Рассказ
Никита Николаенко. Взгляд обывателя. Рассказ
Алексей Смирнов. Где стол был яств и Доктор Энгельгардт. Два рассказа
Яков Каунатор. Кто же ты есть, как тебя звать... (Булат Окуджава). Эссе
Валерий Горюнов. Пиратская летопись о времени и себе. О книге Матвея Цапко "Экранка"
Александр Хан. Созерцание и размышление. О стихах Александра Разина и Дарии Солдо
Литературные хроники: Владимир Буев. Пять рассказов о судьбах крымских татар в обрамлении прелюдий и ноктюрнов. Творческий вечер писателя Шевкета Кешфидинова
Литературные хроники: Зина Виноградова. Одна сплошная исповедь. Презентация книги Макса Батурина (1965-1997) "Гений офигений"
ПРОЕКТЫ
"Сетевой Словесности"

Алексей Верницкий. Две строки / шесть слогов

[01 января]   Избранные танкетки декабря.


        межа
        межсезонье



Сергей Слепухин

НЕБО РАЗЛИВАЯ НА БУМАГУ...

(о первой книге Елены Максиной)


Нет, не созерцательность, присущая восточному мышлению, а особенность воспитания чувств, способна объяснить "пейзажность" стихов авторов моего поколения. Саврасовские "Грачи прилетели", левитановский "Март", шишкинские "Мишки в сосновом лесу" и другие замечательные картины в учебнике "Родной речи" были в детстве нашими проводниками в мир. Художественный мир поэта и художника Елены Максиной - при взгляде издали - представляется мне единым целым, но при ближайшем рассмотрении распадается на несколько согласно звучащих мелодий и тем. Техника акварели - с ее возможностью достигать чистоты цвета и передавать движение природы и души - словно создана для работы в жанре лирического пейзажа, в жанре лирической поэзии. Внешнюю незаконченность, эскизность, а точнее ощущение незаконченности - все эти особенности акварельной техники, Елена без использования красок и кистей сумела мастерски перенести на полотна своих стихов, используя только кириллические буквы и слова родной речи. Это продуманная позиция поэта. Это не погоня за мимолетным, за "остановись, мгновенье" - как это делали французские импрессионисты, это "сочинение" импрессии, умение выделить из памяти те подробности заоконного пейзажа, которыми достигается наибольшая экспрессия чувства и глубина мысли. Иногда, как бы "смазывая" внешний образ мира и "обманывая" читателя, поэт проникает в иррациональное - в "несказанное, тайное". В сборнике, который вы раскрыли, как мне кажется, поэту удалось уловить неизбывную грусть пейзажа русской жизни, вот почему в нем так много "осенних" стихов. Почему-то даже на каком-нибудь июльском пиру солнца, ветра, буйной зелени неизбежно думается, что все это пройдет, превратится в уныние, обретет застылость форм, замирание жизни. В печали акварельных пейзажей Елены Максиной звучит вечная печаль рощ и полей далекой родины, брезжащая неясным выходом, неясной надеждой. Это мудрость и глубина "последней" простоты, о которой всякий иногда бессильно мечтает. Это отзвук "последних" ответов, которые с живописного подрамника умело перенесены на подрамник слова. Симфония чувства, углубление тона, отказ от строгих речевых формул - стихия поэта вне слов, вне формул. Редкое умение - называть не называя, избегать фотографичности, но представать чародеем настроения.