// -->

Медитация на темы Таро


В галерее "G", что напротив гостиницы "Виру", проходит интересная выставка. Интересна она, в частности, тем, что художник, чьи картины там выставлены, относится к достаточно редкому в наших широтах направлению - к медитативной живописи. Нам без конца твердят, что на дворе, дескать, "эпоха постмодернизма" - т.е. всеобъемлющего релятивизма и цитатности. Когда кругом лишь языки и коды, а "истина", реальность, "постижение" - наследие тяжелого прошлого, выдумки попов и философов - хлам, которому не место на корабле постистории, дрейфующем неведомо куда и зачем. И вот приходит художник, который своим творчеством заявляет: "Истина реальна и самоочевидна. Люди ищут ее далеко, а она близко. Для того чтобы понять тайну Бога и мира, нужно лишь обратить направление взгляда - от вещей мира сего внутрь самого себя - к сокровенному единству духа, который является основой и источником всех вещей".

Канва жизни

Александр Егоров родился в последний день 1954 г. в Ленинграде. Окончил Ленинградский электротехнический институт, пять лет обучался живописи в вечерней школе при Ленинградской Академии искусств. В 80-х много путешествовал - Абхазия, Валаам... В 1992-1994 годах в Вене были опубликованы три созданные им колоды Таро. Они не остались не замеченными - Егорову посвящена страница в вышедшей недавно в США многотомной "Энциклопедии Таро".

Арканы большие и малые: экскурс в историю и теорию Таро

Таро - это особые карты, изобретение которых уходит в глубокую древность и приписывается египетскому магу и мудрецу Гермесу Трисмегисту, или "Триждымудрейшему". Считается, что Таро где-то в начале XIV века было занесено цыганами в Испанию, а оттуда распространилось по всей Европе. В колоде Таро, как правило, 78 карт, которые подразделяются на две неравные группы: первая, включающая четыре масти по 14 карт каждая, называется "Малые Арканы"; вторая, называемая "Большие Арканы", состоит из 22 карт, каждая из которых имеет свое название, пронумерованных от 1 до 21 ("Шут" или "Дурак" не имеет номера или обозначается нулем). Карты Таро, особенно "Большие Арканы" традиционно используются для предсказания судьбы, гадания, медитации или общения с высшими силами, а также для игры.

Колода Таро существует во множестве разновидностей - прежде всего художественного или тематического свойства. Колоды могут различаться размером, формой и даже количеством карт. Бывают колоды астрологические, медицинские, фольклорно-исторические и т.п. Оформление одних колод опирается на определенную мифологическую систему, других - на ту или иную психологическую теорию... Одним словам, Таро - дело темное, и не зря "arcanum" по-латински значит "тайна". Поэтому-то Таро часто соотносят с Каббалой (одним из первых кто это сделал, был французский масон Антуан Кур де Гебелен), и оно издавна привлекает внимание оккультистов. Символика Таро явно или неявно лежит в основании многих литературных текстов - от "Голема" Густава Мейринка до "Темной башни" Стивена Кинга.

В России интерес к Таро ярко появился в начале XX века. Именно тогда появились русские переводы западных трактатов о Таро. Один русских художник начал рисовать оригинальную колоду Таро, но завершить свою работу не успел...

Петербургская йога

Вот мы плавно подобрались к тому, с чего начали, - к художнику Егорову из Петербурга и к вопросу о том, с чего это он вдруг начал рисовать Таро.

По его словам, некие американцы предложили ему закончить колоду, начатую упомянутым дореволюционным художником. Хотя проект провалился, идея запала в душу. Непосредственным же толчком послужили роды жены. Егоров в свое время выполнял заказ одного питерского роддома и, насмотревшись на то, в каких ужасных условиях находятся там младенцы, отдать туда жену не решился. Рожали в домашних условиях, в воде. "Потрясающе! Прямо в мои руки шел новый человек. Иначе, как космическим это действо не назовешь. Три месяца я жил в состоянии постоянного восторга: вот он я, со мной мой ребенок и - весь мир. Тогда-то я, единым духом, и нарисовал все карты - все 78 листов", - рассказывает художник.

Первая колода была в русском стиле, за ней последовали другие... Прошло время, и Александр Егоров вместе со своей женой оказался в Вильнюсе, в монастыре, где проходили занятия Школы Игоря Калинаускаса, автора методики саморегуляции "Огненный цветок". Кто-то предложил помедитировать на темы Таро, и снова - взрыв: 30 сеансов - 30 картин.

Медитативная живопись на русской почве - не новость. Вспомним хотя бы живописные экспериментальные группы В. Налимова и Ж. Дрогалиной (не говоря уж о более отдаленных во времени образцах - например, о Рерихе). Медитативное, йогическое видение - видение "внутренними очами" - открывает "ландшафты духа", в которых индивидуальное растворяется в опыте универсального сознания. И оказывается, что сущность отдельной личности совпадает с сущностью других людей и сущностью Вселенной - между ними нет разрыва, источник форм бытия един.

Отсюда - формальная простота и орнаментальность работ Егорова, чистота и локальность цвета, отчетливость линий. В них нет ничего "заумного", и это отвечает его сверхзадаче: помочь зрителю преодолеть дробность обычного восприятия и сопрокоснуться с вечным и истинным, которое скрыто в душе каждого из нас.

Мирза Бабаев

День за Днем, 2 февраля 1996