"Сеть": Интернет на большом экране


Стремительное развитие информационной технологии несет человечеству не только благо, но и невиданные раньше проблемы. "Сеть" - новый фильм Ирвина Уинклера ("Рокки", "Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?", "Ночь и город", "Под подозрением") посвящен Интернету и заговору хакеров, стремящихся к мировому господству. Еще пару лет назад такой фильм был бы невозможен. Подобный сюжет мог бы привлечь фантастов, но никак не лечь в основу жизнеподобного триллера.

Анджела Беннетт (Сандра Баллок) живет в мире, где все, от заказа пиццы до получения сведений с другой стороны земного шара, может быть сделано с помощью компьютеров, соединенных в единую мировую сеть посредством телефонных линий и оптико-волоконных кабелей - с помощью Интернета. В мире, где компьютерный взломщик, вооруженный знанием и эффективной программой, может вторгнуться в удаленный компьютер и изменить любую информацию: расписание воздушных рейсов, медицинские и уголовные отчеты, сверхсекретные правительственные документы, даже чью-нибудь личность... Анджела, как и большинство из нас, не задумывается об этом - до тех пор, пока не обнаруживает... что ее стерли.

Ирвин Уинклер о том, как возникла идея фильма:

Пару лет назад я прочитал рассказ о японском бизнесмене, который, собираясь наняться на работу в преуспевающую фирму, решил выяснить, что его предполагаемый работодатель может узнать о его прошлом, и нанял частного детектива, чтобы тот собрал доступную информацию о его прошлой жизни, включая знакомых и друзей. И узнал о себе вещи, которые, как полагал, никогда не смогут выплыть наружу. Когда мы стали размышлять о человеческой идентичности и ее утрате, явилась идея компьютерного манипулирования личными данными. Когда начинаешь понимать, что вся твоя жизнь фиксируется электроникой, неизбежно возникает вопрос: как ты можешь защитить свою приватность, свою личность? Ведь если кто-нибудь получит доступ к твоим персональным данным (медицинская карта, банковский счет...), он может изменить твой личностный профиль... или уничтожить его. Так родилась идея "Сети".

Сандра Баллок ("Demolition men", "Скорость"), сама увлеченный пользователь и поклонник Интернета, прослышав о проекте, загорелась идеей сняться в фильме. Ее героиня - типичный представитель "компьютерного поколения". Ей не нужно ходить в офис, свою работу она делает дома, подключив свой компьютер к сети. Ей свойственна определенная агорафобия - не в том смысле, что она прячется, попав в помещение, в котором полно людей, а в том, что она предпочитает не попадать в такое помещение. Она изолировала себя от реального мира и с людьми предпочитает общаться через IRC. Именно поэтому она так уязвима. Когда за ней начинают охотиться, оказывается, что ей практически не на кого опереться. Анджела вынуждена открыть в себе внутренние ресурсы, позволявшие бы ей выйти из ситуации, которая кажется безвыходной. Коллизия чисто американская: герой-одиночка борется за справедливость и свою жизнь.

Однако Ирвин Уинклер и продюсер Роб Коуан стремились подчеркнуть другое. История Анджелы - это история о том, как человек выходит к реальному миру, к людям. В этом смысле, это история личностного роста. "Это фильм о массе людей в современном обществе, которые проводят часы, дни, недели, месяцы за компьютером, не вступая в реальные человеческие контакты, - говорит Уинклер. - О людях, которые общаются с другими посредством разговорных компьютерных линий. О людях, которым модем в определенной мере заменил язык. Идея фильма - в том, что, когда утрачиваются живые человеческие контакты, ты уязвим. Никто, по сути, не знает тебя. Не знает даже твоего имени, постольку можно обойтись маской и прозвищем. Я думаю, что фильм учит нас. Что реальные человеческие отношения гораздо важнее любой технологии".

"Сеть" начали снимать 5 января 1995 г. в Сан-Франциско, на торговой выставке "MacWorld", на которую съехалось около 70 тысяч человек, желающих ознакомиться с новейшими программами "Эппл" и "Макинтош". Многие удивлялись, видя фирменный знак никому не известной компании "Cathedral System" - и тут же оказывались втянутыми в съемки финальной сцены фильма.

Учитывая, что зрительская аудитория компьютерного века является весьма искушенной, авторы "Сети" столкнулись с дополнительной задачей: было необходимо создать интерфейсы и функции, которые не только выглядели был правдоподобно, но и были бы достаточно современными, чтобы не устареть, когда фильм выйдет на экраны. Технический консультант и специалист по компьютерной графике Тодд Маркс совместно с Харольдом Мэнном из "Мэнн Консалтинг" написали компьютерный код к фильму. При создании многочисленных экранов, фигурирующих в фильме, они опирались на макинтошевскую программу "Macro Media Director".

Кроме того, материал к фильму черпался непосредственно из Интернет - не только в смысле сюжета, но и для разработки и показа различных компьютерных элементов. "Это дало нам громадную гибкость и позволило в считанные минуты осуществлять изменения, которые требовались по ходу дела", - говорит Маркс.

Компьютерная искушенность Баллок позволила команде Маркса разработать программу, посредством которой она могла взаимодействовать с камерой. "Она прекрасно справилась с этим, - утверждает Маркс, - и это придало жизненной убедительности тому, что она делает на экране".

Не нужно быть Парацельсом, чтобы предсказать, что тема Интернета, зловредных хакеров и виртуальной реальности станет в скором времени сверхпопулярной. Интерес к киберреальности растет не по дням, а по часам, и Голливуд не упустит эту золотую жилу.

Однако "Сеть" - не просто фильм об Интернете и его обитателях, но и профессионально сделанный триллер. Своим вдохновителем Ирвин Уинклер называет Хичкока. "Мы тщательно изучили его стиль и технику ведения рассказа, - говорит он, - и если вы будете смотреть фильм внимательно, вы сами убедитесь в этом".

Мирза Бабаев

День за днем, 10 ноября 1995