Религия в киберпространстве


Если принять традиционную этимологию слова "религия" (от religio - "связываю"), то Интернет, Сеть сетей - alter ego религии или по крайней мере ее ближайший родственник. В какой степени и как именно соотносятся между собой два эти типа связывания?

На поверхности все просто. Интернет - универсальный медиум, средство распространения любой информации, включая религиозную.

Еще в 1982 году в Сети была опубликована книга "Как найти Бога в Интернете" ("Finding God on the Internet"), представлявшая собой путеводитель по интернетовским религиозным ресурсам. Ресурсов было много уже тогда, сейчас их гораздо больше. Зайдите хотя бы в отдел религии на Yahoo. Впечатляет, не правда ли? Большая часть (не все!) русскоязычных религиозных сайтов проиндексирована в "Рамблере" и "Ау!".

Что это за ресурсы? Прежде всего, конечно, священные тексты и разного рода комментарии к ним. Тут вам и Библия, и Коран, и Упанишады, и полн. собр. соч. Кастанеды, и стихи Марии Деви Христос. Поражает количество сект и разного рода мистических организаций. Некоторые предлагают стать пожизненным членом их кружка, для чего требуется всего лишь отправить заявку по э-почте и $1 наличными в конверте. Виртуальные церкви, онлайновые проповеди, сетевые кладбища и комнаты для медитаций... У христиан есть даже свой собственный бесплатный софт и обмен баннерами. Плюс, конечно же, "интерактив" - гостевые книги, каналы IRC, списки рассылки... Плюс - специализированные индексы: Интернет для католиков, мормонов, буддистов, сатанистов и проч.

Такое изобилие наталкивает на мысль, что обитатели Сети - люди в массе своей религиозные. Исследования это подтверждают. Согласно результатам опроса пользователей Интернета, проводящегося с 1995 года на сайте survey.net, 65,7% опрошенных верят в Высшее существо и 55,8% - в реальность рая и ада в той или иной форме. Более 40% считают себя христианами, доля других вероисповеданий гораздо меньше, но их разнообразие весьма впечатляет. 36,7% респондентов считают религию своим личным делом, 46,1% полагают, что со временем их религиозность усилилась, и почти 70% - что религия оказывает созидательное влияние на общество. Опрос выявил также характерную черту сетевого сознания - терпимость: 85,1% опрошенных в качестве своего идеала и принципа назвали "уважение к тем, кто верит иначе".

Таким образом, развитие информационных технологий вовсе не уничтожает религиозные верования. Интересней другое: новые возможности коммуникации (которые открывает, в частности, Интернет) трансформируют традиционные религиозные практики и самый институт религии.

Дэвид Е. Гордон в дипломном сочинении на тему "Религия и Интернет" отмечает, что открытый доступ к религиозной информации способствует развитию религий, в основании которых лежит не догма, а личностное отношение к божественному. Поиск информации в Сети приравнивается им к поиску истины: "дай"-протокол (термин Дмитрия Манина, обозначающий тип коммуникации, когда связь инициируется получателем информации, а не ее отправителем) становится доминирующим не только в сфере сетевой коммуникации, но и в области духовного поиска.

Очевидно, что, несмотря на неизбежные контрдвижения, основанные на антитехнологическом пафосе (традиционализм и религиозный изоляционизм), большинство религиозных движений будет трансформироваться в гармонии с принципами Интернета - открытость, обратная связь, возможность личного выбора. Характерный пример - позиция православной церкви: с одной стороны, брошюрки, утверждающие дьявольскую природу телевидения и Интернета, с другой - создание серверов и обращения патриарха Алексия II к "братьям и сестрам во Христе, пользователям Интернета".

Разнообразие представленных в Сети религиозных учений и свобода выбора между ними может иметь двоякий эффект. С одной стороны, признание такого разнообразия нормой ("Сколько людей - столько и путей к Богу"). С другой стороны, оно может вести к ослаблению и полному уничтожению религиозного чувства ("Если истин так много - значит, нет вообще никакой истины, все относительно, иллюзорно и все позволено"), к вырождению религии в симуляцию и игру (кибология и церковь эвтаназии - яркие тому примеры).

В любом случае очевидно, что природа Сети благоприятствует больше синтетическим, а не фундаменталистским религиозным движениям, мистицизму, а не церковности. Расхожая фраза, что религии разъединяют людей, а Интернет их объединяет, верна лишь отчасти. Если религии связывают людей с божественным, то Интернет связывает их между собой. Бог, как кажется, от этого только выигрывает.


Мирза Бабаев

Русский журнал, 1 апреля 1997