П.К. Иванов и его детки


На стенде в Научной библиотеке я прочел объявление: "20-го октября в 13-й школе – встреча с последователями П.К. Иванова. " Я решил сходить. У нас в Тарту культурные акции на русском языке вообще редкость, так что один только факт такого события – само по себе событие. Конечно, народ у нас по преимуществу какой-то нелюбопытный, об этом еще А.С. Пушкин писал. У среднего поколения голова бытом забита, как за квартиру уплатить да чем ребенка накормить. Бизнесмены о бизнесе своем мыслят. Так и получается, что не до лекций никому, не до встреч. Среди студенческой молодежи, у которой и времени побольше, и к культуре она тянется, популярен "киноклуб", некоторые еще на дискотеку ходят. А тут – "встреча с последователя," Иванова". Фамилия -то какая смешная! Да и объявление неброское, без картинок – ни тебе сатанинских панк-рокеров, ни красоток со всеми прибамбасами, ни даже элементарного восклицательного знака!

Так что народу собралось немного - в основном, старички- пенсионеры, да еще потом школьников пригнали. Встреча, тем не менее, удалась. Меня, во всяком случае, впечатлила.

Последователей было трое, все таллиннцы: Нина Григорьевна Цавкилова, Сергей Николаевич Константинов и Инна Григорьевна Евглевская. Они выступали по очереди, рассказывая о6 Учителе, его "Детке", о там, как они пришли к практике и как она изменила их жизнь. Простая, неакадемическая речь, эмоциональность, откровенность, переходящая за рамки приличий, рассказ о знании, полученном не из книг, а из личного опыта – все вело к перерастанию лекции в проповедь, что было сильна, но иногда как-то чересчур. "Так, наверное, выглядели первые апостолы," шепнул мне на ухо сидевший рядом со мной Барсуков. Сравнение небезосновательное.

Кажется, Будда говорил, что в этом зоне на землю явятся 100 000 вселенских учителей, которые дадут миру великие учения. Если это так, то Порфирий Корнеевич Иванов, безусловно, один из них. Его учение, изложенное в двенадцати заповедях, "Детки", – не только "система естественного оздоровления", но и своего рода религия. Приведу эти краткие заповеди в своем еще более кратком изложении:

  1. Два раза в день купайся в холодной воде или обливайся ею.
  2. До или после купания, а если возможно, то и одновременно с ним, выйди на природу, встань босыми ногами на землю или на снег, вдохни через рот несколько раз воздух и мысленно попроси себе и всем людям здоровья.
  3. Не употребляй алкоголя и не кури.
  4. Старайся хоть раз в неделю полностью обходиться без пищи и воды – с вечера пятницы до 12 часов воскресения. Если тебе трудно, держи хотя бы сутки.
  5. В 12 часов воскресения выйди на природу босиком и несколько раз подыши и помысли, как написано выше /т.е. в пункте 2/. Это праздник твоего дела. После этого можешь кушать все, что тебе нравится.
  6. Люби окружающую тебя природу. Не плюйся, не выплевывай из себя ничего.
  7. Здоровайся везде и со всеми, особенно с людьми пожилого возраста.
  8. Помогай людям чем можешь, особенно бедному, больному, обиженному, нуждающемуся. Делай это с радостью, отзовись на его нужду душою и сердцем.
  9. Победи в себе жадность, лень, самодовольство, стяжательство, страх, лицемерие, гордость. Верь людям и люби их. Не говори о них несправедливо и старайся не думать о них плохо.
  10. Освободи свою голову от мыслей о болезнях, недомоганиях, смерти. Это твоя победа.

За внешний простой этих двенадцати правил стоит учение величайшей силы и эффективности. Оно помогло вернуть здоровье и сделать свою жизнь осмысленной и гармоничной множеству людей. Последователи Иванова исчисляются сотнями тысяч, если не миллионами. Кроме России, они есть уже и в Европе, и в Америке и даже, как говорят, в Африке. Точнее их количество определить невозможно, поскольку лишь малая часть адептов "Детки" объединена формальными организациями. Проводятся конференции, где наряду с простыми людьми, которым практика "по Иванову" спасла жизнь и сделала их счастливыми, выступают ученые, пытающиеся теоретически осмыслить ее чудодейственные эффекты. Последняя такая конференция прошла 8-9 в Москве, следующая состоится 3-го декабря в Санкт-Петербурге.

Порфирий Корнеевич был, конечно, человек феноменальный. Очевидец его жизни пишет: "С одной стороны, это философ со своим знанием жизни, с другой – человек-легенда, обладавший необыкновенными возможностями. Пятьдесят лет Иванов ходил в одних трусах. босиком, каждый день обливался холодной водой, голодал четыре дня в неделю. Мог обходиться без еды сто с лишним дней, из них пятьдесят – без воды, около недели бродить по зимнему лесу с голым торсом, босиком, долго находиться без дыхания под водой.

Увидев его впервые, испытал ощущение, будто меня опалило огнем, такая мощь исходила от этого человека. Казалось, что он обладает беспредельной любовью ко всему живому, кротостью, способностью к самопожертвованию... "

П.К. Иванов родился в селе Ореховка Луганской области 26 "февраля 1898 года в бедной шахтерской семье. Окончил четыре класса церковно-приходской школы, с 15 лет пошел работать на шахту. До 35 лет жил "как все". Но весной 1932 года он испытал резкий поворот в сознании, то, что можно назвать "просветлением".

Ему открылось, что смысл человеческой жизни – в единении с Природой, с ее силами, "тремя живыми телами" – воздухом, .водой и землей. Это единение с Природой даст человеку силы стать независимым от Природы и, в конечном счете, приведет его к бессмертию.

С это о времени начинается великий эксперимент по выявлению предельных возможностей человеческой природы – эксперимент, который продлится пятьдесят лет и который ставит на себе один человек, чтобы дать путь всему человечеству.

Интересно, что примерно в это же время подобный эксперимент проходит в Индии. Шри Ауробиндо и Мать /по рождению – Мирра Альфасса/ осуществляют опыт по супраментальному преображению человеческого тела, стремясь одухотворить, сделать полностью сознательной косную физическую материю. Эти эксперименты проходят совершенно независимо друг от друга и система Иванова может быть названа "русской йогой" только условно, в плане типологии, а не из теоретических корней или влияний. В ней нет ни теологии, ни метафизики, ни специальных медитативных техник. Как писал сам Учитель; "У меня мистики нет, у меня практика".

Культурный контекст возникновения учения Иванова – специфически русский, даже советский. Конечно, средства к достижению личного физического бессмертия – главнейший объект исканий эзотериков всех времен: алхимиков-герметистов на Западе, даосов и тантриков на Востоке. Однако задача победы над смертью в масштабе всей Земли была сформулирована именно в России. В начале ХХ века о возможности физического воскрешения мертвых и достижения бессмертия заявляет библиотекарь, аскет и мудрец Н. Федоров. Его "Философия общего дела" пользовалась в пореволюционные годы громадной популярностью. Она оказала сильнейшее воздействие не только на творчество отдельных писателей, таких как, например, Андрей Платонов и Маяковский, но и определила общий пафос коммунистической утопии. Но если Федоров путь к бессмертию видел в преодолении законов природы с помощью техники, то Иванов, напротив, в открытости стихиям, лишь благодаря которой и можно их превзойти. Его определение коммунизма: "Человек Природе не будет вреден, а Природа – человеку". Примечательно, что текст "Детки" – это письмо Иванова, посланного им в 1982 году в ЦК КПСС.

Отношение П.К. к христианству в чесал-то напоминает коммунистический антропоцентризм. Как я уже обмолвился, на мой взгляд, его учение – это не только практика очищения " физического и духовного организма в мирском, терапевтическом смысле, приводя человека в гармонию с природой, с миром, оно предполагает кардинальное изменение сознания /"Ты делаешься в Природе человеком новым"/, обнаруживая тем самым свой глубокий религиозный смысл.

Обращение к Учителю за помощью – для последователей Иванова обычное дело. Сам же он говорил: "Бог пребывает на земле в человеке, кто сумел одержать победу над собой". И еще: "Бог – это эволюционный человек, которого просят, а он помогает".

Московская конференция, о которой я упоминал, называлась так: "Учение П.К. Иванова в решении проблем сегодняшнего дня". Я на ней не был, но вполне могу догадаться, о чем там шла речь.

Экзистенциальный минимализм, опрощенье, возвращение к Природе – задача вполне актуальная как для нас, так и для Запада /хотя и несколько по разным причинам/. "Сила в том, кто голый, и босой" – можно над этой фразой посмеяться, можно увидеть в ней рефлексы коммунистической утопии... А можно задуматься: так ли уж мы действительно свободны и счастливы, не являются ли наши болезни и сама смерть не законами, а всего лишь привычками природы? Дурными привычками, от которых можно освободиться. Если захотеть.

Если найти того, кто может помочь нам.

На всякий случай сообщаю, что таллиннские последователи П.К. Иванова собираются каждый четверг в 18 часов в Актовом зале на 4 этаже в общежитии завода "Двигатель" /ул. Палласти, 33/.

Милые вы мои люди, гляньте вы на солнце, увидите вы свою правду, свое выздоровление, быть таким, как я, Победитель Природы, Учитель народа, Бог Земли.


Мирза Бабаев

День за Днем, ? 1995