// --> |
Магизация общества и литература
Я не открою Америку, если скажу, что интерес к магии, колдовству и чудесному в самых разных его проявлениях сейчас просто огромен. Кастанеда и прочие современные шаманы идут нарасхват, молодежь килограммами поедает "священные грибы", а "магистры белой и черной магии" рекламируют свои услуги буквально на каждом столбе. Однако если социальные проявления магизма достаточно самоочевидны (секты и религиозно-мистические общества растут как грибы), то литературный процесс, как кажется, не поспевает за процессом магизации современного общества. Я имею в виду, конечно, русскую литературу.
Ни Россия, ни русская диаспора до сих пор не породила писателя, соразмерного по масштабу таланта с Кастанедой или Стивеном Кингом. Как ни парадоксально, русская литература, традиционно воздействовавшая на Запад именно своей духовностью, мистичностью, глубиной проникновения в запредельные сферы человеческой психики, сейчас переживает очевидный упадок, барахтаясь на отмелях поверхностного "реализма" (прежде всего - халтурной его разновидности, которую я обозначил бы как "коммерческий реализм"), либо - играя в погремушки "постмодернизма", главной чертой которого как раз и является принципиальная светскость - отрицание всяких глубин и "бездн". Оригинальные русскоязычные произведения, трактующие явления "сверхнормальные", либо пишутся в жанре "трактатов" и "учебников", к тому же корявым и часто просто безграмотным языком (примеры бесчисленны - от Авессалома Подводного до Павла Глобы), либо - сползают в тот же ни во что не верящий постмодернизм и оказываются просто слабыми художественно ("Русская красавица" Виктора Ерофеева, например). Одним словом, и Булгаков, и Даниил Андреев - все в прошлом. Отдельные маргинальные авторы (например, Мамлеев) погоды не делают (да и написал он свои лучшие вещи в 60-70, а что он пишет сейчас никто не ведает). Грустно, господа! И обидно за литературу русскую!
Однако литература и магия не могут не взаимодействовать (ведь всякое действенное слово, и прежде всего слово художественное, само по себе магично). Тематизация же магии происходит прежде всего на литературной периферии (заговоры, "страшилки", "городской фольклор" и т.п.), откуда затем переходит в высокую культуру (вспомните гоголевские "Вечера" или фильм Баркера "Candyman").
На днях мы получили из Тарту интересный текст, где магизация литературы осуществляется "с другой стороны", а именно - как олитературивание магии. Сами авторы, пожелавшие остаться анонимными, склонны рассматривать свое произведение как запечатление реального магического опыта ("астральная охота"). Однако этот текст может быть рассмотрен и иначе: не как фиксация, а как моделирование магического опыта - моделирование определенными словесными средствами. И в этом смысле - перед нами особый литературный (или фольклорный, в силу его анонимности) жанр, представляющий интерес не только для любителей оккультных практик, но также и для ценителей экспериментов в области изящной словесности.
Opus #2 Гой еси, Государь Сатана,
дай нам в помощь три ржавых гвоздя,
сушеный хвостик и злой нарыв.
Дай нам сил, чтобы видеть их.
Гой еси, Государь Сатана
и третий судья твой дьявол.Ничего не вижу. Вижу белую мышь.
У тебя есть ключ? Вот ключ от комнаты.
Белая мышь на желтом полу.
Раньше этого не было.
Стоп. Мне кажется, что-то не то.
Кто сзади? Посмотри, кто сзади.
Ничего не вижу. Слишком яркий свет.
Не оборачивайся. Поставь стену.Мне кто-то мешает. Входи первый.
Что там? В комнате новая дверь.
Видишь цветок на полу? Вижу.
Назад.Я здесь. Я знаю. Куда она делась?
Я иду прямо, как в прошлый раз.
Осторожно. Я видел этих двоих.
Меняется цвет. Все идет как надо.Коридор свободен. Проверь карманы.
Ну конечно, уже успели.
Вперед, мы теряем время.
Смотри. Вот она. Видишь?Иди сюда, милая. Ты меня слышишь?
Ну куда ты? Уходит. Надо бегом. Быстрее.
Поворачивай в зал. Не отвечай на вопросы.
Остановитесь. Туда нельзя. Опасность.Не слушай. Все в норме. Идем в седьмую.
У тебя есть ключ? Она открыта.
Заходим одновременно.Стоп. Пятно на полу. Это не важно.
Плащи на месте. Одевай, теперь будет легче.
И все-таки, откуда это пятно?
Это нас не касается.Матерь Божия, помоги нам!
Дай нам силы двигаться дальше.
Дай нам силы достигнуть цели
и направь нас на верный путь.
Матерь Божия, помоги нам
во имя Его и врагов Его.Идем по лестнице с двух сторон.
Подождем. Сейчас она будет здесь.
Линии ярче. Ты слышишь, учитель?
Я сказал вам: ШАКТИ.Она будет здесь. Разлитое молоко.
Учитель, мы помним: ШАКТИ.Мирза Бабаев
День за днем, 2 апреля 1996
Архивы "Сетевой Словесности"