Сокровища Карабаса


Одна знакомая рассказала мне такой случай. Лет семь назад ехала она со своим сыном в автобусе в тогда еще Ленинграде. Вдруг на одной остановке дверь открывается и в автобус протискивается Матти Милиус, держащий под мышкой завернутую в какие-то тряпки картину, а в другой руке свою неизменную трубку. Едут они себе дальше. И слышит моя знакомая, как ребенок ее что-то бурчит себе под нос. Прислушалась: "Карабас-Барабас, Карабас-Барабас..."

Милиус действительно напоминает Карабаса - и бородой, и зычным голосом, и комплекцией, и зубами... Вот только, в отличие от Барабаса, никто его не боится. Скорее, наоборот. Да-да, не побоюсь этого слова - Милиуса ЛЮБЯТ. Чем еще объяснить поразительный факт, что ему удалось собрать такую коллекцию живописи, графики и прочих предметов искусства практически без денег? Не злобным же каким гипнотическим даром - на Кашпировского Матти ни капельки не похож! А коллекция действительно уникальная. Судить о советском искусстве 60-80 годов, особенно о том, которое делалось в Прибалтике, не обращаясь к работам, собранным Милиусом, уже нельзя. Можете убедиться в этом, посетив выставку "Эстонское, латышское и литовское современное искусство из художественного собрания Матти Милиуса", которая имеет место быть в Национальной библиотеке.

К сожалению, не представлены работы русских авангардистов 60-70-х. Они экспонировались на предыдущих выставках и, кроме того, всю коллекцию в один зал никак не поместить, даже большой. Конечно, в идеале Милиусу нужна собственная галерея, и вроде бы ее строительство даже намечается - в Табасалу, при баре "Мерихобу", где Милиус работает сторожем и подсобным рабочим.

На выставке представлено около сотни работ, преимущественно 70-80-х годов, хотя есть и более ранние, и совсем свежие. Перечислять имена - занятие утомительное, скажу кратко: весь цвет. Некоторые искусствоведы говорят о том, что вкус Милиуса консервативен, что, дескать, его "современность" не идет дальше подпольной эстетики 80-х, а новейшее искусство он не понимает, не принимает и не любит. Здесь мы с ним сходимся: я тоже его не люблю, хотя отчасти и понимаю. Ну, концептуализм, ну, метаискусство, - ради Бойса, пусть себе будет. Но ведь если сердце не затрагивает, то какое же это искусство! Скука это, по-моему, и все.

На милиусовской выставке не скучно. А если спросите, какая работа больше всего меня поразила, скажу не таясь: "Глаз" Яна Тоомика. А Милиусу, похоже, больше всего по душе его собственный портрет кисти несравненного Аррака.

Бабай и Карабас-Барабас на фоне старого холста (к снимку).


Мирза Бабаев
Фото: Тоомас ВЕЭМАА.

День за Днем, ? 1996