Бабай: Миф или Реальность?


Целью данного исследования является вычисление истинной личины известного феномена русской культуры - Бабая.

В основу исследования положена следующая гипотеза: любой фольклорный персонаж имеет под собой реальную историческую или социально-психологическую основу. При этом истоки таких издревле распространчнных и зафиксированных в источниках персонажей, как Баба-Яга и Змей Горыныч, чрезвычайно трудно поддаются исследованию именно в силу своей древности, в то время как Бабай -- явление достаточно молодое. В силу этого мы можем надеятся, что прототипы или социально-психологические константы, генерировавшие образ Бабая, еще не совсем исчезли с лица земли. Следовательно, выяснение корней Бабая должно строиться на стыке нескольких областей знания: истории, филологии, социологии и психологии; задача, достойная самых широких специалистов.

Библиографический фон данной темы чрезвычайно узок, поскольку как отечественное, так и зарубежное бабаеведение находится в самой начальной стадии развития. Источниковая база темы, напротив, очень богата. В представленной работе широко используется русский и советский фольклор, а также среднеазиатский и европейский эпос.

Что мы знаем о Бабае? На Российской земле этот персонаж известен как Дед Бабай или под уменьшительным прозвищем Бабайка, а также как часть набора эвфемизмов (например, "Екарный Бабай", "Бабай с ним"). В народе Бабайка как правило предтавляется сидящим под столом под звуки русских народных инструментов; в других случаях образ Бабая используется родителями как устрашающее средство для плохо ведущих себя детей или чрезмерно любопытных молодых женщин. Заметим следующее: образ Бабая как правило относительно негативен, "страшен", но в то же время харизматичен и инструментален для поддержания общественного порядка.

Интерпретируя семейный уклад как микрокосм государственности, мы можем отметить, что Бабай играл существенную охранительно-идеологическую роль в советском обществе, сопоставимую с ролью органов государственной безопасности. Негативное и опасливое отношение к Бабаю, а также факт нахождения его под столом ( за стеной; в трубке телефона) подтверждают уместность данного сравнения. Особенно интересен тот факт, что, как и все наводящие ужас предметы и явления, в народном представлении Бабай часто выступает в комической роли и нередко подвергается осмеянию (i.e. "У Бабайки на носу черти ели колбасу"). Налицо так называемый синдром психологической амортизации, характерный для атмосферы многих пост-тоталитарных и авторитарных режимов.

Обсудим хронологические рамки изучаемого нами явления. Как мы уже говорили ранее, Бабай, в отличие от древних фольклорных образов, является характерным компонентом современной русской культуры. Бабай не фигурирует в русских народных сказках, следовательно, не отражает реальности старше XIX века. Вспомним, что наиболее современный полумифический объект, зафиксированный в русской сказке, -- ето старуха Изергиль, которая врохновила великого писателя на бессмертное произведение и расцвет сил которой пришелся, вероятно, на 1870-80е годы. После этого в русской фольклорной культуре наступил значительный провал, и вплоть до 1920-х годов в общественном сознании не рождалось таких ярких и двусмысленных образов.

Бабайка всплыл на поверхность в условиях гражданской войны, разрухи и засилья блатной культуры. Первое упоминание о нем приписывается Василию Ивановичу Чапаеву, который, согласно неофициальной биографии героя, часто дразнил этим именем своего закадычного друга Исаака Еммануиловича Бабеля. Однако любые гипотезы о возможности отождествления этих трех персонажей, рифмования их имен, а также приписания оным строительства знаменитой шоколадной фабрики мы отметаем как лажу. Наиболее вероятным кажется предположение, что Бабай появился на Руси на рубеже веков в результате серьчзных сдвигов в общественном сознании и меньше чем через пару десятилетий развернул активную подрывную деятельность, чем и можно объяснить частое его упоминание в негативном контексте.

Откуда взялся Бабай? Исконно ли русский это образ или привнесенный в нашу жизнь извне? Основываясь нашем материале, мы полагаем, что Бабай -- явление изначально пришлое, возможно, заимствованное, но вполне вероятно также, что насаждчнное. Термин "Бабай" не имеет решительно никаких корней в русском языке; исследование всевозможных созвучных слов неизбежно заводит нас в тупик. Есть определенная вероятность, что слово это пришло на Русь из Средней Азии как русифицированная форма тюркского "бабА", что в переводе с одних языков значит "отец", а с других -- "мать". Однако напрашивается следующий вопрос: каким образом в процессе путешествия это слово приобрело столь странный смысл? Нам известны многочисленные случаи подобного изменения грамматики (добавление "й" в конце слова) при заимствовании слов из многих частей света помимо Средней Азии; так, европейский "кофе" превратился в кофей, китайское "чя" преобразилось в чай, а из грузинского "Серго" получился Сергей. Грамматика изменилась, но не изменился смысл. Значит, обсуждаемое нами слово пришло на Русь в неизменности, как и сам пресловутый образ, носящий это имя. Другая возможная интерпретация слова "бабай" вытекает из аналогии с европейским "barbaros", которое еще у древних римлян обозначало всч чуждое, страшное, непонятное (при этом, заметим, часто смехотворное). Вполне возможно, что "бабай" возник на нашей земле наряду со "варваром" как одно из многочисленных обезьянств с наших более развитых европейских соседей.

Но давайте предоставим филологам вычислять точную этимологию Бабая и обсудим наиболее правдоподобные варианты проискождения этого явления, основываясь на историческом материале. Для этого нам придется вернуться к обсуждению того, какую роль Бабай играет в народной культуре и как его образ закреплен в сознании людей. Бабай -- явно существо посюстороннее, но его связи с потусторонним миром не подвергаются сомнению. Он вылезает из темных, глухих углов, и никто не знает место его постоянного жительства. Он связан со сном, темнотой, подземным царством и прочей бредятиной. Он производит неизгладимое впечатление на слабых духом, но люди более-менее умные и самоуверенные не придают значения исходящей от него опасности. Бабайка для них -- образ интересный, излучающий определенную харизму и привлекающий любопытство. То, что к Бабаю взывают с целью наказания или посылания кого-либо в туды, придает ему еще одну характеристику: охранитель, очиститель, проводник.

Напрашиваются как минимум две аналогии. Первая - ето Харон, мифический перевозчик через подземную реку Лету в древнегреческой мифологии. Харон -- связующее звено между здешним и потусторонним миром; в последующей христианской традиции эта область называется чистилищем.

Вторая и более близкая аналогия -- Оле Лукойе из немецко-скандинавского фольклора. Вспомним, что Оле Лукойе, как и Бабай, -- это харизматический дух сна, весьма занятный, хоть и порой довольно мерзкий. Он вылезает из темных углов и гонит всякий бред, заставляя окружающих медленно сходить с ума.

Какие выводы мы можем сделать из вышеизложенных соображений? Один несомненный вывод состоит в том, что корни Бабая следует искать в Европе, скорее всего, в западной или центральной еч части. Принимая во внимание современность Бабая, мы должны помнить о том, что ко времени его появления на нашей земле европейские заимствования играли важнейшую роль в российском общественном сознании и культуре. То, что Бабай так быстро освоился и "обрусел" (стал играть на балалайке etc), не вызывает особенного удивления ввиду наличия в России исключительно благодатной почвы для подобного рода явлений.

Итак, что мы имеем:

1. Бабай -- полумифический персонаж с отрицательной харизмой, имеющий связь с потусторонним миром.

2. Бабай -- существо крайне оригинальное и извращчнное, однако имеет отдаленные аналоги в других частях света.

3. Бабай играл существенную роль в Советском обществе как идейный вдохновитель, охранитель общественного порядка и устрашитель противников дисциплины, однако умные люди никогда его всерьчз не воспринимали.

4. Бабай явился к нам из западной Европы на границе 19 и 20 веков, после чего довольно быстро освоился и натворил массу неприятностяй, за что мы его и поминаем недобрым словом.

Так кто же такой Бабай?

Сведя наши данные в одну кучу и окинув их орлиным взглядом, мы не можем не прийти к гениальному выводу, что Бабай есть ни кто иной, как всем известный ПРИЗРАК КОММУНИЗМА, который, как мы все знаем, после продолжительных блужданий по европейской части континента забрел на Русь в конце девятнадцатого века и устроил на ней полную хренотень на неопределенный срок. Быстро освоившись, Бабай Коммунизма врос в русскую почву и надолго предопределил социально-психологические характеристики российского народонаселения. Следы Бабая пролегли везде, начиная от политики и кончая литературой и семейной жизнью. Царство Бабайки простерлось от океана до океана на семдесят лет, что говорит о некотором инфантилизме нашей нации и эпохи. Заметим, однако, что Бабай -- это не сама идея, а ее призрак, инкарнация, а следовательно, превеликий изврат, к чему люди разумные и начитанные не могут относиться серьезно. Все остальные люди, к сожалению, относятся к Бабаю очень серьезно, вследствие чего нам надо быть на страже: у каждой эпохи, у каждой идеи есть свой Бабай, и еще неизвестно, что и когда вдруг перебредет через границу и средь бела дня внезапно выскочит из-под стола.

Жанна Бадалян,
10 апреля 1997