Словесность      
П
О
И
С
К

Словесность

[ Оглавление ]



2-Й  ФЕСТИВАЛЬ  ПОЭЗИИ  ПОВОЛЖЬЯ-2014



Сергей Сумин
Алексей Александров
Андрей Пермяков
Сергей Трунёв
Галина Булатова
Сергей Рутинов
Янис Грантс
Сергей Щёлоков
Самый юный участник Максим
Марина Волкова
Дарья Муранова
Константин Латыфич
Эдуард Учаров
Борис Кутенков
Видеовыступление Евгения Морозова

4 октября 2014 года библиотека имени Татищева в Центральном районе города Тольятти принимала участников 2-го фестиваля поэзии Поволжья. Впрочем, название фестиваля можно считать условным, ведь помимо Тольятти, Самары, Димитровграда, Казани, Нижнекамска, Саратова, Нижнего Новгорода сюда приехали представители Москвы, Челябинска, Кирова. Фестиваль открыл в полдень организатор, вдохновитель и он же меценат проекта Сергей Сумин. В первом блоке читали стихи Сергей Щёлоков (Тольятти), Алексей Александров (Саратов), Илья Дацкевич (Нижний Новгород), Янис Грантс (Челябинск), Елена Кочева (Тольятти), Андрей Пермяков (Москва - Петушки, как он сам определил своё местопребывание).

У Сергея Щёлокова, выпускника филфака СГПУ, начинавшего свой поэтический путь в Самаре и долгое время бывшего координатором творческой лаборатории "Орфей", спокойная и вдумчивая манера исполнения, настраивающая слушателей на размышления и требующая от них определённой культуры для понимания гипертекстуальности, т.е. нелинейности его поэзии.

Среди иногородних участников, выступивших в первой обойме, я бы выделила троих, что, в общем-то, неудивительно, поскольку саратовец Алексей Александров ещё 15 лет назад стал лауреатом фестиваля "Культурные герои XXI века", с 2001 года является редактором альманаха "Василиск" (совместно с Д.Голиным) и с 2008 редактором отдела поэзии журнала "Волга". Янис Грантс из Челябинска - лауреат нескольких фестивалей, в их числе "Глубина" (2007), "Человеческий голос" (2007), лауреат Первой независимой литературной премии "П" (Челябинск, март, 2009), создатель литературного салона "Грабля" (Челябинск). Наконец, Андрей Пермяков, победитель Пермского турнира поэтов (2008), участник и один из основателей товарищества поэтов "Сибирский тракт", организатор различных пермских литературных проектов. Поэты, зрелые не только своим творчеством и достижениями, но и реальным возрастом: всем троим чуть за 40.

На этом фоне "мёртвые слепые девочки" 25-летнего Ильи Дацкевича из Нижнего Новгорода выглядели попыткой эпатировать публику. Впрочем, организатор, видимо, и не ставил целью представить публике рафинированные выступления поэтов и даже как будто специально ввёл в программу спорные моменты и элементы шоу. Важным для Сергея Сумина было дать слово молодым. Объявляя участников литературной студии Волжского университета имени Татищева, которой он руководит с 2011 года, Сергей поделился, что литературному студенческому объединению как раз в эти октябрьские дни исполняется 8 лет. Занятия проходят в тёплой обстановке "с чаем и баранками" и включают читки и разбор не только своего, но и мировых образцов поэзии и прозы. Недавно вышел 3-й выпуск сборника произведений молодых литераторов "Между строк", и присутствующие на фестивале имели возможность услышать выступления Евгения Кузнецова, Романа Бровченко, Надежды Захаровой, Ильи Морозова, Кристины Власовой. Как подытожил потом Сергей Пиденко, "самое главное - это та наглость и бесшабашность, которой учит Сергей в общении с классиками". В выступления студийцев очень удачно вписался незапланированный выход к микрофону семилетнего Макара, который так вдохновился прочтением отрывка военной направленности, что заслужил восторженные аплодисменты зала, а от организатора фестиваля - приглашение через несколько лет войти в состав участников литературной студии.

В первый же день праздника у микрофона побывали Борис Кутенков (Москва), Сергей Трунёв (Саратов), Галина Булатова (Тольятти - Казань), Айвенго (Тольятти), Александр Коровкин (Димитровград), Эдуард Учаров (Казань).

Отмечу наиболее яркие фигуры данного блока. Это поэт, культуролог, доктор философских наук, автор более 100 научных и литературно-критических публикаций Сергей Трунёв; победитель турнира поэтов литературной универсиады-2013 в Казани, автор двух поэтических книг, член редколлегии журнала "Казанский альманах", культрегер Эдуард Учаров; а также поэт, литературный критик, редактор отдела поэзии и критики журнала "Лиterraтура" Борис Кутенков, успевший в свои 25 окончить литературный институт имени Горького, стать соискателем кафедры новейшей русской литературы, организовать литературные чтения "Они ушли. Они остались", выпустить книгу "Неразрешённые вещи", с критикой войти в шорт-лист Волошинского конкурса-2011.

Даже на фоне эксцентричного шоумена Айвенго, чьё выступление, впрочем, вызывало у зрителей иногда и улыбку, выступление Александра Коровкина из Димитровграда выглядело явно слабым звеном. Да и сам автор, видимо, воспринял своё участие как попытку развлечься, написав в соцсетях: "...гоняли в Тольятти стишки читать".

А вот уральский блок преследовал более значимые цели. Издатель и организатор просветительских путешествий Марина Волкова (Челябинск) представила библиотечку серии "ГУЛ" (галерея уральской литературы), основанную совместно с Виталием Кальпиди. Каждое посещение Волковой - это продвижение чтения. В 2013 году "Издательство Марины Волковой" организовало пять автопробегов, которые посетили семь тысяч человек. Литераторы побывали в 37 регионах России и девяти странах. А с учётом интернет-проектов в мероприятиях издательства приняло участие более 300 тысяч человек. В исполнении Марины Волковой и Яниса Грантса прозвучали стихи авторов, вошедших в библиотечку серии "ГУЛ": Александра Самойлова, Вадима Дулепова, Вадима Балабана, Евгении Извариной, Алексея Сальникова и др.

Сергей Рутинов (Самара) представил роман-комикс "Фанки Фунги": уникальное издание тиражом в 500 экземпляров, которое делалось 14 лет (автор текста ныне покойный Андрей Темников, рисунки Сергея Рутинова). По словам Рутинова, роман представляет собой высокопоэтическую прозу в сопровождении сюжетообразующей графики.

После кофе-брейка в уютном подвальчике этого же здания зрители могли услышать выступления тольяттинцев Лады Дождь, Сергея Пиденко, Ладо Мирания, а также кировчанина Виктора Липатова, чьё выступление произвело очень хорошее впечатление, и нижегородца Ильи Дацкевича.

Приглашая присутствующих обсудить проблемы литературы, Сергей Сумин обозначил главную тему: "Региональная литература: упадок или возрождение". За круглый стол были приглашены Алексей Александров (Саратов) - поэт, редактор журнала "Волга"; издатель Марина Волкова (Челябинск); Эдуард Учаров (Казань) - поэт, член редколлегии журнала "Казанский альманах"; Борис Кутенков (Москва) - поэт, критик, организатор литературных чтений "Они ушли. Они остались"; Андрей Сергеев (Саратов) - культурный обозреватель "Газета недели в Саратове"; Георгий Квантришвили (Самара) - поэт-футурист, музыкант, художник, краевед; и Айвенго (Тольятти), участие которого чуть не превратило круглый стол в клоунаду, поскольку внезапные игры на дудочке и губной гармонике во время выступлений участников как-то не очень вязались с серьёзностью поднятой темы. По мнению Марины Волковой, "российская литература сегодня - это прежде всего поэзия. Отличительные черты провинциальной поэзии - большая человечность, размеренность. Если раньше, например, говорили о существовании уральской литературы и литературы центра, то сейчас слово "центр" пропало, поскольку уральская литература интересна сама по себе. Характеризуя степень живости литературы, отмечу, что столичная поэзия - это отсутствие духовности, мертвечина, формальная красота". "Мы, как региональная литература, появились относительно недавно, - в беседу включается Георгий Квантришвили. - Ведь Тольятти, бывший Ставрополь, с 30-х годов прошлого века и практически до строительства ГЭС оставался селом. Естественно, речи о литературе тогда не могло идти. Литературу образуют три кита: это не столько поэзия и проза, сколько литературоведение, критика и библиографическое описание. Вот что важно". "Литература - это личность, - возражает Алексей Александров. - Литературные силы консолидируют не журналы, а, во-первых, институты, аккумулирующие вокруг себя литературные и культурные процессы: музеи, библиотеки, клубы; во-вторых, люди, которые занимаются этим и, в-третьих, амбиции города. Эдуард Учаров рассказал об особенностях национального литературного процесса и о стимулировании развития национальной литературы за счёт множества республиканских премий. Борис Кутенков отмёл деление литературы на столичную и провинциальную: "Нет провинциальной литературы. Но есть понятие "провинциальность": это нежелание выходить из своего мирка. Замкнутый мирок - дурная провинциальность. Правильнее вести речь о региональной литературе, это термин безоценочный, в отличие от провинциальной. Что же касается негативных тенденций, кастовости, то такое наблюдается не только в Москве. Однако любой человек может противопоставить негативному свою деятельность. Яркие примеры - Марина Волкова и Виталий Кальпиди". К разговору подключились Сергей Трунёв, Андрей Пермяков, другие зрители в зале. О чём правильнее говорить - о географическом или качественном аспекте? Как относиться к людям, демонстрирующим антипровинциальность - это снобизм или возвращение поэзии поэзии? Есть поэты, но нет читателей? Правильнее ли налаживать контакты с регионами не через Москву, а напрямую? Имеет ли смысл искать государственную поддержку или обходиться личными связями? Что делать? В качестве ответов прозвучали тезисы: "Приезжайте в Челябинск", "Приглашайте людей", Заходите в общественный транспорт и читайте стихи" и даже "Берегите Сумина!"

На этом официальная часть первого дня была исчерпана. В фойе участники любовались барельефами и картинами на стенах, листали выставленные для продажи образцы издательской деятельности и книги участников фестиваля, обменивались автографами и готовились к неформальной встрече в театральном центре на Голосова, 20, где в 20-00 должен был состояться первый в истории фестиваля слэм: своеобразный турнир поэтов, отсеивающий в каждом туре некоторое количество участников. Выбранное место проведения, по словам Сергея Сумина, для тольяттинской андеграундной культуры знаковое. Да и что есть поэтический слэм как не театральное шоу. Перед поединком поэтов на сцене выступил Людвиг Анохин (гитара, вокал), профессионально исполнив музыкальные зажигательные композиции. После чего участники слэма, жюри, зрители в большинстве своём уже изрядно повеселевшие и покрасневшие отнюдь не от холода, на протяжении двух часов определяли победителя. Два финалиста получали возможность публикации в журнале "Графит", а победитель - бутылку 5-звёздочного коньяка от Сергея Сумина. Кроме того, были и призы симпатий от члена жюри Андрея Пермякова. Учитывалось не только качество текста, манера подачи, театральность, харизма, но и соответствие временному регламенту: от 2 минут в первом туре до 5 минут в финале. За всем этим строго следило жюри - Андрей Пермяков, Георгий Квантришвили, тайм-судья Елена Шустрова и 3 случайных зрителя из зала, менявшиеся в каждом туре. Из 12 участников поэтического поединка восемь продолжили борьбу в четвертьфинале. Это Айвенго (Тольятти), Андрей Князев (Тольятти), Кирилл Миронов (Самара), Андрей Савкин (Самара), Борис Кутенков (Москва), Эдуард Учаров (Казань), Андрей Сергеев (Саратов) и Дарья Муранова (Тольятти). К сожалению, в спорной ситуации при подсчёте очков выбыл в первом туре Виктор Липатов (Киров), читал он очень достойно и заслужил большего; не смогли пробиться дальше Евгений Кузнецов (Тольятти), Александр Коровкин (Димитровград) и Анна Чеховская (Тольятти). В полуфинал вышли два тольяттинца - Андрей Князев, Дарья Муранова и - мощная гвардия в лице Эдуарда Учарова (Казань) и Бориса Кутенкова (Москва), которых судьба свела в одном баттле, что конечно же, было несправедливостью, т.к каждый из них достоин финала. И по энергетике, и по накалу чувств, и по ценности, значимости текстов выступления Бориса и Эдуарда стали украшением слэма. Начав с полуфинала вытворять кульбиты с оцениванием, жюри пропустило в финал Эдуарда Учарова и Дарью Муранову и сделало победительницей тольяттинку.

В 12 часов следующего дня, 5 октября, участников и гостей принимала литературная гостиная библиотеки Автограда Дворца культуры, искусства и техники. Коллективный сборник "Девичник" презентовал его редактор-составитель Вячеслав Лобанов. Читали стихи Алексей Александров (Саратов), Константин Латыфич (Самара), Илья Дацкевич (Нижний Новгород), Эдуард Учаров (Казань), Борис Кутенков (Москва). Были представлены журналы "Волга" (Алексей Александров и Сергей Трунёв, Саратов), "Казанский альманах" (Галина Булатова), "Чёрные дыры букв" (Елена Богатырёва, Самара). Марина Волкова (Челябинск) продемонстрировала мастер-класс поэтического видеоарта. Зрителям удалось услышать стихи в аудиоисполнении Евгения Морозова (Нижнекамск), который сам не смог приехать на фестиваль по состоянию здоровья. Не обошлось и без дискуссии о Лермонтове и лермонтовских музыкальных номеров тольяттинской филармонии - в преддверии 200-летнего юбилея со дня рождения поэта. Напоследок участники фестиваля выступили в зимнем саду библиотеки Автограда.

Фестиваль окончился и можно подвести какие-то итоги. Что хорошо: в одном месте собрались люди, по крайней мере, неравнодушные к поэзии. При мне зрительница, далеко вышедшая из юного возраста, говорила, что собирается прийти на заседание лито ВУИТа, которую ведёт Сергей Сумин - настолько впечатлилась рассказом о работе студии. Присутствие и выступления на фестивале молодого контингента - залог приобщения его к современной литературе. Выступления в библиотечных залах и гостиных поэтов, издателей и редакторов - закономерным образом очерчивает круг причастных к созданию и распространению книг. Звучащее со сцены слово способно не только воздействовать на зрителя, но и дать новый творческий толчок самому автору. Время, проведённое поэтами вместе, неформальные встречи позволили поэтам сблизиться, навести мосты и, возможно, решить какие-то профессиональные вопросы (те же публикации). Фестиваль позволил выявить проблемы региональной литературы, её отличия, обособленность, сблизил участников, повысив у каждого чувство ответственности за то, что делает, ведь, как ни крути, а литературу, как и историю, делают личности. Поэтому на организаторах литературных процессов лежит большая ответственность: и по качественному отбору участников, и по соблюдению баланса между перфомансом и поэзией.


В заключение - несколько откликов.


Сергей Сумин (поэт, редактор журнала "Графит", организатор фестиваля): "Второй фестиваль поэзии Поволжья завершился! Он прошёл на достойном, серьезном уровне. Напряжённо вслушиваясь в стихотворения лучших современных поэтов: Пермякова, Александрова, Грантса, Кутенкова, Учарова, Латыфича, Квантришвили, Липатова, тольяттинские зрители поднимались над собой. Этот труд вслушивания абсолютно необходим, и спасибо всем тем, кто помогал осуществить задумку".

Сергей Пиденко (поэт, прозаик, переводчик): "2-й фестиваль поэзии Поволжья - неординарное литературное событие в жизни города. Разумеется, я лицо заинтересованное, человек из группы оргтехподдержки - встретить-проводить, накормить-напоить, стулья поставить, кровать застелить, но именно поэтому мне есть кое-что сказать. После двух напряжённых дней фестиваля я испытал не чувство усталости и облегчения, мол, всё, финал, отмучились... Нет, было чувство подъёма, наполненности, радости от общения с серьёзными литераторами. И то, что со многими из них удалось встретиться, посидеть и поговорить в неформальной, бытовой обстановке, красок фестивалю добавило и глубину восприятия увеличило. Открытием фестиваля для меня был Борис Кутенков из Москвы, очень молодой и очень впечатляющий поэт".

Семён Краснов (поэт, руководитель литературной студии в ТГУ): "Презентация Казанского альманаха прошло солидно, с использованием видеоряда. Уровень представленных авторов был высоким. Особенно хочется отметить цельную, глубокую поэзию Эдуарда Учарова".

Вячеслав Смирнов (поэт, журналист, учредитель журнала "Город"): "Отдельно следует отметить то, что фестиваль проводится благодаря энтузиазму как организаторов, так и самих участников. Фестиваль не имеет ни бюджетного финансирования, ни спонсорской помощи. Да и участники приезжают в Тольятти за свой счет. Можно лишь сказать отдельное спасибо библиотекам, предоставившим свои площадки. Хорошо это или плохо - сложно сказать, материальная поддержка никогда не бывает лишней. Но бескорыстие и приверженность к поэтической стезе не могут не вызывать удивления и уважения".


Галина Булатова, Тольятти - Казань, 4-9 октября, 2014.


В фойе библиотеки им.Татищева

Книги

Круглый стол

Презентация журнала "Волга"

Презентация "Казанского альманаха"

Презентация журнала "Чёрные дыры букв"




© Галина Булатова, 2014-2024.
© Сетевая Словесность, публикация, 2014-2024.