Словесность

[ Оглавление ]







КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


   
П
О
И
С
К

Словесность




"Ничего не забудь из того, что казалось ненужным..."



В Зверевском центре современного искусства в рамках цикла "Московское время: персоналии" арт-проекта "Бегемот Внутри", руководимого Николаем Милешкиным, состоялся вечер Натальи Ванханен. Переполненный зал собрал ценителей поэзии разных поколений.

Участница литературной студии "Луч" Игоря Волгина и поэтической группы "Московское время", хрупкая поэтесса удостоена титулов "Великий офицер ордена Габриэлы Мистраль" (Чили, 2002), "Офицер ордена Гражданских заслуг" (Испания, 2018), является кавалером ордена "Честь и слава" III степени (Абхазия, 2020). В совершенстве владея испанским языком, она переводит произведения испанских и латиноамериканских поэтов, начиная с эпохи Возрождения до наших дней – Лопе де Вегу, Тересу Авильскую, Антонио Мачадо, Федерико Гарсиа Лорку, Габриелу Мистраль, Синтио Витьера и многих других. Также перевела стихотворения Атиллы Йожефа (Венгрия), армянского классика Егише Чаренца, роман в стихах Мушни Ласурия (Абхазия). В 2000 году стала лауреатом премии журнала "Иностранная литература" "Инолиттл".

На вечере прозвучали стихи в неповторимом авторском исполнении, песни на слова поэтессы исполнила Ирма Крекнина. Затем к выступавшим присоединился актёр и режиссёр Александр Солопов, и зрителям был представлен яркий мини-спектакль из фрагментов пьесы Кальдерона "Жизнь есть сон" в переводе Ванханен. "Это самая известная драма эпохи барокко, – отметила Наталья Юрьевна. – Даже те, кто о ней не слышал, зачастую знают это словосочетание. Произведение переводили Бальмонт, Дмитрий Константинович Петров, Инна Тынянова, Михаил Донской. Недавно в архивах обнаружен перевод Валентина Парнаха. Мне хотелось сделать перевод легко читаемый, поэтичный и максимально близкий к строфике Кальдерона. Хотелось показать Кальдерона-поэта".

Коллега Ванханен по поэтическому цеху Наталья Рожкова во вступительном слове сказала: "Когда в Союзе литераторов России решался вопрос об избрании председателя секции поэзии, исходили из того, что при всей ценности организаторских способностей, возглавлять эту секцию должен, прежде всего, настоящий поэт. И избрали Наталью Ванханен". Отметив, что поэзия героини вечера соответствует определению Михаила Гаспарова: "В принципе каждое существительное в тексте является именно "образом", атомарной единицей статического содержания произведения, а каждый глагол – "мотивом", атомарной единицей динамического содержания произведения", и подчеркнув, что и прилагательные здесь на своем месте, Рожкова прочитала стихотворение Ванханен, в котором есть такие строки:


Предвесенняя синь,
предвечерний лазоревый путь,
молодые проталины света
под месяцем вьюжным.
Ничего не забудь,
никогда ничего не забудь,
ничего не забудь из того,
что казалось ненужным.



© Елизавета Терпиловская, 2022-2023.
© Сетевая Словесность, публикация, 2022-2023.
Орфография и пунктуация авторские.



 
 


НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Айдар Сахибзадинов: Третья осень в Урюме [Уже ноябрь. Березки, черемуха и верба в моем дворе облетели. В деревнях, как правило, срубают все, что не плодоносит, или, по крайней мере, не заморское...] Ольга Кравцова: "Не стенать на прощанье и влюбляться навек": о поэзии Александра Радашкевича [Поэзия Александра Радашкевича притягательна своей смелостью, даже дерзостью ума и речи, загадочна именно той мерцающей магией чувств, которую обнаружит...] Андрей Мансуров: Начистоту – о рассказах А.И. Куприна [...после их прочтения остаётся тягостный осадок: что герои такие тупые и безвольные, и не испытывают ни малейшего желания улучшить свою судьбу и жизнь...] Алексей Миронов: Сомнительный автограф [Так бы хотелось быть воздухом лётным, / невыдыхаемым, неприворотным. / За поворотом бы ахнуть в потьме / так бы хотелось, конечно, и мне...] Георгий Чернобровкин: Качание эпох [Подумаешь, что можно вдруг шагнуть / за грань стекла и за вечерним светом, / зимы познать действительную суть, / что ведома деревьям и предметам...] Леонид Негматов: Улица Леннона [Ночь привычно шаркает на запад, / шлейф с подбоем синим волоча. / Вслед её походке косолапой / не смотрю. Я наливаю чай...]
Словесность