Словесность

[ Оглавление ]






КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ
     
П
О
И
С
К

Словесность




                    

И ВСЁ ЖЕ ЖИВЁТ

Антологию рано ушедших поэтов "Уйти. Остаться. Жить" трижды представили в Питере и Ленинградской области.










Автор фотографий: Анжела Мнацаканян

В Санкт-Петербурге и Лодейном поле состоялись презентации антологии "Уйти. Остаться. Жить", вышедшей в начале 2019 года и посвящённой рано ушедшим поэтам 70-х и 80-х гг. XX века. Напомним, что составители антологии - поэты и культуртрегеры, редактор "Учительской газеты" Борис Кутенков, куратор клуба "Стихотворный бегемот" Николай Милешкин и сотрудник "НГ-EL" Елена Семёнова ведут важную просветительскую работу в разных городах России - объездив разные регионы, от Твери и Тулы до Вологды и Ижевска, и рассказывая о забытых именах, заполняя лакуны в истории литературы.

В рамках книжной серии "Поэты литературных Чтений "Они ушли. Они остались" (первой ласточкой в которой стал сборник рано погибшего поэта Владимира Полетаева "Прозрачный циферблат") готовится книга Михаила Фельдмана (1952 - 1988). О его тонкой поэтике, полной пророческих предощущений, не вписывающейся в советскую официальную традицию, о "стихотворной исповеди, суть которой - утрата опоры во внешнем мире и трудный поиск новой точки опоры" (как написала Галина Гампер в предисловии к единственному на данный момент сборнику Фельдмана "Миновало", вышедшему в 1990-м) завораживающе рассказывала поэт Ольга Аникина.

"мой / одноногий калека / с гармошкой / который песню поёт / о напрасном рождении / и всё же живёт / наполняя мир / ещё одной болью".

Кутенков представил стихи Игоря Поглазова (1966 - 1980), самого юного поэта антологии, одарённого и невероятным, не по годам, даром, и акселерационным развитием; в исполнении Кутенкова звучала детективная история о том, как восторженное письмо от Андрея Вознесенского с отзывом о стихах Поглазова его мать, Вера Борисовна, получила... спустя 33 года после отправки письма, в 2015 году.


Вторая презентация - в "Библиотеке на Карповке" - получилась разноуровневой по содержанию докладов. Бережная подготовка к презентации, чёрно-белые фотографии ушедших поэтов антологии на стенах (идея и воплощение Алии Ленивец, куратора площадки). Она же с трогательными, почти материнскими интонациями рассказала о Сергее Трофимове (1953 - 1979), друге Ивана Ахметьева и, предположительно, студийце Игоря Волгина, не нашедшем себя в советской реальности и покончившем с собой в день рождения Брежнева, приняв смертельную дозу лекарственных препаратов. "Да будет жить на белом свете / Лишь тот, чьи сети не пусты! / Да будет славен в этом свете / Сын Человеческий - не ты". Литературовед Валерий Отяковский представил Ефима Зубкова (1947 - 1976), написавшего в автобиографии: "Первые стихи написал 12 апреля 1961 года. Они были посвящены полёту Ю. А. Гагарина"; этот автобиографический фрагмент Отяковский определил как "ключевой поэтический миф, из рефлексии над которым вырастает творчество".


Совсем отличным от двух предыдущих стало выступление перед литобъединением, а также любителями литературы библиотеки города Лодейное поле Ленинградской области. Как часто бывает в самодеятельных студиях и провинциальных библиотеках, хватало взыскательных взглядов и заинтересованных вопросов пожилых людей; оживились даже подростки-детдомовцы, которых пригласили на мероприятие. Елена Семёнова и Николай Милешкин рассказали о вошедших в антологию поэтах Бурятии - Дондоке Улзытуеве (1936 - 1972), писавшем на бурятском и переведённом Станиславом Куняевым, Владимиром Леоновичем и Евгением Евтушенко, и Намжиле Нимбуеве (1948 - 1971), большинство стихов которого написано на русском языке. "Ночь напролёт до самого рассвета / бродил я по аллеям, размышляя / о глубочайших тайнах бытия. // - Что потерял? - / спросила дворничиха" (Намжил Нимбуев). Участники заседания, несмотря на воскресный день, заинтересованно внимали рассказам о легендах национальной культуры Бурятии, а на прощание забросали составителей просьбами приехать ещё раз - и представить поэтов, не вошедших в эту презентацию. Поэтов, разных эстетически, объединённых ранним уходом - и живых, как их стихи.





© Глеб Богачёв, 2019-2022.
© Сетевая Словесность, публикация, 2019-2022.
Орфография и пунктуация авторские.





 
 


НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Сергей Слепухин: Портрет художника ["Красный", "белый", "зеленый" - кто может объяснить, что означают эти слова? Почему именно это слово, а не какое-нибудь другое сообщает о свойствах конкретного...] Виктория Кольцевая: И сквозная жизнь (О книге Александры Герасимовой "Метрика") [Из аннотации, информирующей, что в "Метрику" вошли стихи, написанные за последние три года, можно предположить: автор соответствует себе нынешнему. И...] Андрей Крюков: В краю суровых зим [Но зато у нас последние изгои / Не изглоданы кострами инквизиций, / Нам гоняться ли за призраками Гойи? / Обойдёмся мы без вашей заграницы...] Андрей Баранов: Последняя строка [Бывают в жизни события, которые радикально меняют привычный уклад, и после них жизнь уже не может течь так, как она текла раньше. Часто такие события...] Максим Жуков, Светлана Чернышова: Кстати, о качестве (О книге стихов Александра Вулыха "Люди в переплёте") [Вулыха знают. Вулыха уважают. Вулыха любят. Вулыха ненавидят. / Он один из самых известных московских поэтов современности. И один из главных.] Вера Зубарева: Реквием по снегу [Ты на краю... И смотрят ввысь / В ожидании будущего дети в матросках. / Но будущего нет. И мелькает мысль: / "Нет - и не надо". А потом - воздух...]
Словесность