Словесность

[ Оглавление ]






КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ
   
П
О
И
С
К

Словесность



        ПАМЯТИ
        КЛОДА  ШЕННОНА


        Сережа, видишь ли.
        Не знаю, с чего начать...
        Начну с чего-нибудь, расскажу
        о том, что было после того,
        как я не дождался тебя у метро
        и ушел один по бульварам гулять.

        Летняя полночь в Париже.
        И я,
        не глядящий дальше письменного стола,
        мышки, клавиатуры, экрана,
        сосредоточенный на кончике карандаша,
        я должен был видеть вулканы
        открытых, кипящих, ночных кафе.

        Хорошо. Стараясь как можно ровней дышать,
        я за сорок минут дошел до Марэ
        и вошел наугад в пещеру чудовищ,
        где провел в общей сложности полтора часа.

        Что меня привело туда,
        кроме желания встряхнуть нервы,
        возбудить невидящие глаза?

        Предупреждаю крик.

        Твой - что ты со всем арсеналом
        эстетики, этики, только что не дианетики,
        подвергнешь ужасающей критике
        мой визит в пещеру цветных огней,
        ритмичной музыки, негритянского пения,
        чрезмерного, возможно, употребления
        спиртных напитков, сигарет курения,
        нецеломудренного поведения,
        и меня заклеймишь за пребывание в ней.

        Я мог тебе ничего и не говорить.
        А пятьдесят франков - сказать, что попросту дал кому-то
        или где-нибудь потерял.

        Но послушай меня.

        Есть простые истины, например вот эта:

        и по ней - ты требуешь у действительности ответа
        на вопрос о грозящей тебе опасности
        и ты имеешь право такой ответ получить.

        Наученный горьким белым мартини,
        я смотрел, как пляшут цветные тени
        и тени черные, которые отбрасывали на стены
        все явления там, и старался предугадать
        конфигурацию следующей картины.

        Что же такое пророчество? Ты помнишь, Сережа, мои стихи
        про лейтенанта Смита
        , сбитого ПРО марсиан
        и упавшего, как на банкноту** упавший Экзюпери,
        на другую планету, в страшно холодный сухой океан?

        Так реально погибли из-за стеченья стихий
        дорогостоящие американские корабли.

        Так мы вглядываемся в марковские цепочки дней
        и с вероятностью ноль запятая три
        ту катастрофу, которая у нас внутри,
        угадываем вовне.

        Март 2001, Париж



        Примечания:

        Клод Шеннон (1916-2001) - американский математик, один из основателей теории информации и основоположников кибернетики.

        * В слегка упрощенном виде - одно из основополагающих уравнений теории Шеннона, читается: "Количество информации равно минус сумме марковских вероятностей, умноженных на логарифм вероятности". Из этого уравнения видно, что максимум информации приходится на диапазон вероятности 0,3 - 0,4.
        ** 50 французских франков




        © Анатолий Величко, 2001-2022.
        © Сетевая Словесность, 2001-2022.






 
 


НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Сергей Слепухин: Портрет художника ["Красный", "белый", "зеленый" - кто может объяснить, что означают эти слова? Почему именно это слово, а не какое-нибудь другое сообщает о свойствах конкретного...] Виктория Кольцевая: И сквозная жизнь (О книге Александры Герасимовой "Метрика") [Из аннотации, информирующей, что в "Метрику" вошли стихи, написанные за последние три года, можно предположить: автор соответствует себе нынешнему. И...] Андрей Крюков: В краю суровых зим [Но зато у нас последние изгои / Не изглоданы кострами инквизиций, / Нам гоняться ли за призраками Гойи? / Обойдёмся мы без вашей заграницы...] Андрей Баранов: Последняя строка [Бывают в жизни события, которые радикально меняют привычный уклад, и после них жизнь уже не может течь так, как она текла раньше. Часто такие события...] Максим Жуков, Светлана Чернышова: Кстати, о качестве (О книге стихов Александра Вулыха "Люди в переплёте") [Вулыха знают. Вулыха уважают. Вулыха любят. Вулыха ненавидят. / Он один из самых известных московских поэтов современности. И один из главных.] Вера Зубарева: Реквием по снегу [Ты на краю... И смотрят ввысь / В ожидании будущего дети в матросках. / Но будущего нет. И мелькает мысль: / "Нет - и не надо". А потом - воздух...]
Словесность