В Индии чуть больше 400 классифицированных языков. Из них 22 имеют статус официальных языков, а два из них (английский и хинди) считаются общенациональными. Не будем вдаваться во все проблемы, вызванные многоязычием. Отметим только, что язык хинди в Индии самый большой по числу говорящих на нём и самый распространенный. Хотя хинди считается языком Северной Индии, тем не менее, хиндиязычные авторы с полным правом могут представлять страну в целом, ибо проживают на всей её территории, включая даже южные штаты, где использование хинди крайне ограничено.
Литература на хинди древняя и многоликая. Каждый год появляются тысячи новых авторов, пробующих себя в разных жанрах и направлениях. В этом творческом многоголосии непросто придумать что-то совершенно новое. Но новое, однако, пробилось. Новым явлением в литературе хинди стала так называемая литература далитов. Кто такие далиты? Это социальные группы, известные под названием "неприкасаемые" или "низшие касты". Слово "далит" означает "раздавленный" или "притесняемый". Далитская литература - это произведения не просто о далитах. Она прежде всего творчество самих далитов. Мы хотим представить вам образец этой литературы - рассказ Шатругхны Кумара "Отнятый хлеб".
Согласно Индийской Конституции (ведущим авторов которой, кстати сказать, был далит Бхимарао Амбедкар) кастовые различия в стране были упразднены, и притеснение человека по кастовому признаку ныне уголовно наказуемо. Но, как бы красиво ни звучала Конституция, от реальной жизни она может быть очень далека. Так произошло и в Индии. Одно дело провозгласить равенство, и другое - осуществить его. Ситуация осложнялась и тем, что далиты - это самая забитая, бедная и невежественная часть населения. В этих условиях конкурировать с представителями высших каст для них представлялось совершенно нереальным. И тогда правительство избрало политику протекционизма по отношению к низшим кастам и отсталым племенам (scheduled casts / scheduled tribes). Были определены обязательные процентные квоты на прием далитов в учебные заведения и государственную службу. Это обеспечило мощный приток представителей низших каст во все сферы жизни общества. Сегодня женщина-далит, Маявати, возглавляет правительство самого большого штата Уттар-прадеш, а другая женщина-далит, Мира Кумар, является спикером (председателем) главной палаты Парламента. Далиты, испокон веков презираемые индуистским обществом, во все времена пытались изменить свой статус путем перемены вероисповедания. Они издавна подпитывали религиозные общины сикхов и мусульман, переходя в их веру. Но к их глубокому разочарованию, и там кастовое неравенство сохранялось, хотя и в иной форме. Нынешние далиты массово принимают буддизм, отвергающий кастовое неравенство. Но и этот трюк не спасает, потому что в глазах индуистского окружения они по-прежнему остаются далитами.
Правительственная политика протекционизма принесла положительные плоды, но и привела к неожиданным последствиям. Сегодня далиты не только не хотят забыть о своем прошлом, не только не скрывают своего происхождения, но, наоборот, всячески его подчеркивают. Социальные льготы, на которые могут рассчитывать представители низших каст, превратились в фактор сохранения кастовых различий. Многие далиты (хотя мы далеки от обобщений) превратились в льготников, поступающих в учебные заведения и государственные учреждения по квотам, а не по талантам и знаниям. И это вызывает зависть и раздражение у прочих индийцев, кто должен толкаться в очереди на общих основаниях. На днях правительство вышеупомянутой Маявати приняло решение обязать частные колледжи принимать 50% (!) студентов из числа низших каст и отсталых племен. Верховный Суд Индии отклонил протест колледжей. За право быть зачисленным в список низших каст и отсталых племен идет сегодня война в полном смысле этого слова. Недавно племя гурджаров на западе Индии устроило настоящее восстание, перекрыв железнодорожное движение на важнейших магистралях. Они требуют для себя квот в размере 5 процентов.
И теперь вот возникла литература далитов. На самом деле она скорее политическое и социальное явление, нежели художественное. В представленном на суд читателя рассказе герои выведены упрощенно, раскрашены либо белой, либо чёрной краской. Автор торопится объяснить читателю каждое слово и каждое действие героев, словно опасается, что его могут неправильно понять. Стиль повествования назидательный и лозунговый. И тем не менее, необычайно познавательно познакомиться с зарождающимся творчеством далитов, в котором отражается их боль, борьба за выживание и специфический взгляд на мир.
Шатругхна Кумар (1956) - лингвист, профессор языка хинди в Заочном Университете имени Индиры Ганди (IGNOU) в городе Дели.
Елена Мудрова (1967-2024). Люди остаются на местах[Было ли это – дерево ветка к ветке, / Утро, в саду звенящее – птица к птице? / Тело уставшее... Ставшее слишком редким / Желание хоть куда-нибудь...]Эмилия Песочина. Под сиреневым фонарём[Какая всё же ломкая штука наша жизнь! А мы всё равно живём и даже бываем счастливы... Может, ангелы-хранители отправляют на землю облака, и они превращаются...]Алексей Смирнов. Два рассказа.[Все еще серьезнее! Второго пришествия не хотите? А оно непременно произойдет! И тогда уже не я, не кто-нибудь, а известно, кто спросит вас – лично Господь...]Любовь Берёзкина. Командировка на Землю[Игорь Муханов - поэт, прозаик, собиратель волжского, бурятского и алтайского фольклора.]Александра Сандомирская. По осеннему легкому льду[Дует ветер, колеблется пламя свечи, / и дрожит, на пределе, света слабая нить. / Чуть еще – и порвется. Так много причин, / чтобы не говорить.]Людмила и Александр Белаш. Поговорим о ней.[Дрянь дело, настоящее cold case, – молвил сержант, поправив форменную шляпу. – Труп сбежал, хуже не выдумаешь. Смерть без покойника – как свадьба без...]Аркадий Паранский. Кубинский ром[...Когда городские дома закончились, мы переехали по навесному мосту сильно обмелевшую реку и выехали на трассу, ведущую к месту моего назначения – маленькому...]Никита Николаенко. Дорога вдоль поля[Сколько таких грунтовых дорог на Руси! Хоть вдоль поля, хоть поперек. Полно! Выбирай любую и шагай по ней в свое удовольствие...]Яков Каунатор. Сегодня вновь растрачено души... (Ольга Берггольц)[О жизни, времени и поэзии Ольги Берггольц.]Дмитрий Аникин. Иона[Не пойду я к людям, чего скажу им? / Тот же всё бред – жвачка греха и кары, / да не та эпоха, давно забыли, / кто тут Всевышний...]