Словесность

[ Оглавление ]








КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


Наши проекты

Цитотрон

   
П
О
И
С
К

Словесность




"ПОРЯДОК  СЛОВ",
или  РЕЧЬ  БЕЗ  ПРОПИСКИ


Ночами в Минске не продают спиртное. Ничего, крепче пива. И за тем-то вьются благополучно подзабытые нами очереди, длинные, как некогда в Мавзолей...

В другое время и для других гостей столицы Беларуси этот фактор, наверное, стал бы огорчительным. Но для тех, кто с 4 по 6 августа формировал "Порядок слов", он прошел по касательной, не затронув главного чувства. Судя по отзывам гостей фестиваля "Порядок слов", коими пестрит сейчас литературный Интернет, главная его эмоция - скромная (а может, и не такая уж скромная) гордость. Мы, сто пятьдесят человек, сделали это!..

Участие в литературных конкурсах, фестивалях, сейшнах и перформансах для кого-то уже сродни профессии, для кого-то - хобби. Мне кажется, это совершенно объяснимо - новое поколение "ВРП" (великих российских писателей, прошу любить и жаловать, в каждой шутке лишь доля шутки, остальное - правда) наконец-то определилось с тем, как строить собственную творческую карьеру. Она во многом отличается от карьеры наших предшественников.

Не знаю, кому адресовать за это сердечное спасибо. Возблагодарим небеса, смену общественно-экономических формаций и корректировки ментальности культурного страта. Слава объективным обстоятельствам! - мы избавлены от необходимости работать истопниками и дворниками, писать стихи-"паровозики" и рассказы-"буксиры" (остро конъюнктурные), стоять в долгой очереди (почти как та, о которой сказано выше) на прием в союз писателей (когда принимают лишь тех, у кого есть книги, а книги издают лишь членам союза писателей). У нас есть литературные сообщества, живые, интерактивные, расположенные в бескрайнем и плодородном поле Интернета. У нас есть замечательные сетевые литпорталы, которыми руководят совершенно адекватные, образованные, тонко чувствующие слово люди. У нас, в общем, есть все условия, чтобы стать ВРП. И даже, не зацикливаясь на географической привязке, - ВП. От тех, кто этого хочет, требуется немногое: наличие таланта и немного жизненной активности. Ибо под лежачий камень вода, как и в прежние эпохи, не течет.

Кстати, о ВП. Посвятил же просто неприлично талантливый Ербол Жумагулов стихотворение "Бахыту" с эпиграфом "И звезда с звездою говорит..." Когда зачин этого стихотворения прозвучал в Минске, в музее Максима Богдановича, зрители засмеялись и захлопали, автор оправдывался: "Вы не о том подумали!.." Все правильно - плох тот солдат, что не мечтает стать генералом.

Алексей Караковский в "Сетевой словесности" поместил настолько подробный и обстоятельный обзор минского фестиваля (назвав его "Вудстоком", что автоматически повысило планку мероприятия), что повторяться и описывать это действо незачем. "Буква" прописана. Остановлюсь на том, что в первую очередь интересует публициста - на духе.

Дух самой белорусской столицы проник в мое существо исподволь и породил глубинное противоречие. Минск - замечательно красивый город, восстановленный из послевоенных руин с не русским, а, скорее, западным тщанием и аккуратностью. Красота Минска все время поддерживается в должной форме, и недоработки, продиктованные "авосем", не лезут досадно наружу из-под нарядных фасадов. Троицкое предместье, где и располагается музей Богдановича, - просто прелесть, что за возрожденный уголок старинного Минска! Бережно законсервированная история навеивала на фестиваль "Порядок слов" романтический флер преемственности поколений. Богданович в манишке, казалось, одобрительно взирал на поэтов в джинсах. А когда в середине второго дня фестиваля, 5 августа, соблазнившись тихим солнышком, из музея вынесли в мощеный брусчаткой двор стулья и брезентовые подстилки, расположившиеся на них таланты и гении обрели сходство с менестрелями на привале. Мало того, что фестиваль был результативным - он был еще и просто красивым.

Однако же у каждой медали, и красота не исключение, есть две стороны. Чистота и порядок улиц - чистота и порядок жизни - чистота и порядок в умах... Стоп! Возможно, я не права, но мне кажется, что искусство рождается из хаоса.

Социальные реалии Беларуси таковы, что искусству, судя по всему, в них... скажем так, неуютно. После закрытия фестиваля огромная компания россиян поехала в гости к прекрасной белорусской поэтессе Анастасии Кузьмичевой. Где вокруг дружеского чайного стола затеялся разговор, неизбежно затронувший тему культурного становления отдельно взятой личности. Как известно, оно имеет два этапа: первый - выработка творческой личности с собственным мировоззрением и голосом, второй - реализация этой творческой личности как полноправной единицы литературного сообщества. Проще говоря, каждому пишущему нужно, чтобы его голос кто-то слышал.

Поэты в Беларуси отличные. Самодостаточные и интересные. Каждый по-своему, меня покорили Анастасия Кузьмичева, Сергей Прилуцкий, Георгий Бартош, Николай Сулима, да все "хозяева" фестиваля. Но вот сложностей с самореализацией у минчан, пожалуй, больше, чем у москвичей. Они живо напомнили мне, провинциалке, тесноту российского периферийного литературного мирка. Мы долго рассуждали о том, почему же Союз писателей Беларуси поддерживает не самых одаренных, не самых смелых, не самых "современных" из белорусских литераторов. Как водится, к единому мнению не пришли. Говорили и о том, почему не работает или почти не работает государственная политика книгоиздания (это в Беларуси-то! Чьи социальные программы поддержки различных категорий населения стали сегодня притчей во языцех для многих российских политиков и политологов!). Хотя схемы возможного субсидирования издательства молодых писателей буквально лежат на поверхности. Но, увы, и то не секрет, что в мировой практике в самых благополучных государствах меньше всего внимания обращают на развитие культуры. Это почетная прерогатива каждого творящего - находить свою дорогу к славе, почету - или к умам и сердцам слушателей/читателей.

Таковой возможностью "Сделай себя сам", естественно, не пренебрегают и белорусские авторы. Едва ли не самым весомым итогом "Минского Вудстока" стало официальное оформление группы "LITO.БЕЛАРУСЬ" в подразделение широко известного "Лито.Ру", оно же "Точка.Зрения". Пользователи литературного "By.Net" объединились под руководством прозаика, поэта, человека обширных радикальных взглядов Георгия Бартоша и его заместителя Анастасии Кузьмичевой. Я лично с таким пиететом отношусь к сетевой литературе и признанию в сети, что мои поздравления не уместились бы ни на какой лист бумаги. Выход! - вот главное, чего ищет творчество. Выход у нас пока один. Включаешь компьютер...

А в остальном... Каким он был, этот зрелищный из-за обаятельных минских "декораций" фестиваль "Порядок слов"? Каким он остался в памяти своих адептов? Мне, например, более чем показался - фактически своими глазами наблюдала! - сгусток поэтической энергии, сопровождающий нас, куда бы мы ни направлялись. Стихи не заканчивались. Несмотря на то, что ночью в Минске не продают водку. Стихи звучали на улицах и в гостинице. Было уже за полночь, когда один из лучших российских культуртрегеров запросил пардону: "Ребята, а может, хватит на сегодня поэзии? Давайте просто споем!.."

Спели. Очень душевно. Презрев то, что ночью в Минске невозможно купить спиртное.

Я педалирую эту деталь неспроста и не по причине собственного латентного алкоголизма. Она, по-моему, лучше всего характеризует состояние общества в нынешней Беларуси. Можно многое - но до 23.00. Кое-чего нельзя и раньше. На всякое действие найдется равное ему по силе и противоположно направленное противодействие. "Бриллиант" Национальной библиотеки, вознесшийся над Проспектом Независимости, не играет всеми цветами радуги, вопреки замыслам проектировщиков. Поговаривают, промахнулись со стройматериалами... А может, не в том суть?

Думаю, пытаться приуменьшить значение фестиваля "Порядок слов" для Минска не стоит. Все же 150 ярких представителей современной литературы из России, Украины, республик Прибалтики, Казахстана не каждый день таким составом съезжаются в гости. Не только в Минск. Они и в Москве, и в Киеве не каждый день сходятся на тусовку такого звездного масштаба. Это поистине феерично - когда и Литературный институт глаголет своим академическим языком: "И лежа, и на коленях копируя эллинизм" (Александр Чернов). И, в противовес гуманитарному образованию, серьезнейшие "технократы" по дипломам доказывают, во сколь изящный рисунок можно сложить молекулярную сущность слов: "Подруги наших дней сурковых..." (Юрий Ракита). Ракита, кстати, подверг "самому острому -кизму" благословенное шестидесятничество. За ваше право высказать собственное мнение я готова пожертвовать жизнью, - но все-таки с их космодрома мы, нынешние, и стартанули, растеряв к текущему моменту на всех космических ступенях те самые фрагменты, без которых ракета не летит. Как они называются, забыла, простите мне технический кретинизм... Феерично, когда лирическая вязь "женской" поэзии ("Попугайлив ангел на плече..." - Наталья Осташева) пересекается с душевным мужским разговорцем ("Презик лопнет - президентом станет сын" - ах, Сергей Прилуцкий, кому-то напророчил?!). Впрочем, о "мужских" или попросту табуированных выражениях речь впереди, на целую статью рассуждений хватит. Достаточно нашлось благодатного материала для изучения. Один "порно-панк" Олега Ульянова-Левина чего стоит!..

Художественный уровень фестиваля? Задайте этот вопрос лет через 20-30. Когда художественная ценность произведений участников фестиваля распределится литературоведами по системе четких градаций. Будущее выделит первых, вторых, третьих и внеконкурентных. Пока же делатели современной русской литературы представляют собой бурлящую поэтическую лаву, а грозная жидкость эта такого свойства, что "не-авторов" (недостаточно одаренных и просветленных, чтобы стать авторами) просто выталкивает. На мой взгляд.

К случаям упреков и неуважения "Порядок слов" подготовился. Тем, кто поморщился бы, сочтя, что происходящее (все или эпизодами) к поэзии не имело отношения, лапидарно возражали футболки Дмитрия Плахова, Александра Ефимова и многих их единомышленников: "Сам ты не поэт!". Крупно и внятно.

В общем, замечательно сказано у Евгении Вежлян (Воробьевой): "Речь моя родная без языка и прописки". В Минске ли, в Москве, в Алматы, на Альфе Центавра в числе прочих вербальных средств общения живет и здравствует одна и та же речь. Поэтическая.




© Елена Сафронова, 2006-2024.
© Сетевая Словесность, 2006-2024.






НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Елена Мудрова (1967-2024). Люди остаются на местах [Было ли это – дерево ветка к ветке, / Утро, в саду звенящее – птица к птице? / Тело уставшее... Ставшее слишком редким / Желание хоть куда-нибудь...] Эмилия Песочина. Под сиреневым фонарём [Какая всё же ломкая штука наша жизнь! А мы всё равно живём и даже бываем счастливы... Может, ангелы-хранители отправляют на землю облака, и они превращаются...] Алексей Смирнов. Два рассказа. [Все еще серьезнее! Второго пришествия не хотите? А оно непременно произойдет! И тогда уже не я, не кто-нибудь, а известно, кто спросит вас – лично Господь...] Любовь Берёзкина. Командировка на Землю [Игорь Муханов - поэт, прозаик, собиратель волжского, бурятского и алтайского фольклора.] Александра Сандомирская. По осеннему легкому льду [Дует ветер, колеблется пламя свечи, / и дрожит, на пределе, света слабая нить. / Чуть еще – и порвется. Так много причин, / чтобы не говорить.] Людмила и Александр Белаш. Поговорим о ней. [Дрянь дело, настоящее cold case, – молвил сержант, поправив форменную шляпу. – Труп сбежал, хуже не выдумаешь. Смерть без покойника – как свадьба без...] Аркадий Паранский. Кубинский ром [...Когда городские дома закончились, мы переехали по навесному мосту сильно обмелевшую реку и выехали на трассу, ведущую к месту моего назначения – маленькому...] Никита Николаенко. Дорога вдоль поля [Сколько таких грунтовых дорог на Руси! Хоть вдоль поля, хоть поперек. Полно! Выбирай любую и шагай по ней в свое удовольствие...] Яков Каунатор. Сегодня вновь растрачено души... (Ольга Берггольц) [О жизни, времени и поэзии Ольги Берггольц.] Дмитрий Аникин. Иона [Не пойду я к людям, чего скажу им? / Тот же всё бред – жвачка греха и кары, / да не та эпоха, давно забыли, / кто тут Всевышний...]
Словесность