Словесность

[ Оглавление ]








КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


Наши проекты

Мемориал-2000

   
П
О
И
С
К

Словесность



ПО  НАПРАВЛЕНИЮ  К  ПРОЗЕ

Шкатулка избранных не-стихотворений


* ДАНЬ ПАМЯТИ ШВЕДСКИМ ПОЭТАМ
* НЕДОСКАЗАННАЯ СКАЗКА
* Однажды мне показалось, что память...
* Когда ночь разваливается...
* Руки - сквозь стекло - наружу...
 
* Расщепляя окружающее...
* Художник...
* Когда ему надоело разбрасывать звезды...
* ABSENTIA


      ДАНЬ ПАМЯТИ ШВЕДСКИМ ПОЭТАМ

      Инеем -
      Зимней простынью синею
      Вдруг осыпало нас. И сейчас мы сидим рядом, взаимно переотражаясь, словно обледеневшие орхидеи во всеми забытом саду. Я легонько дотрагиваюсь до твоих нежных лепестков и с удивлением наблюдаю, как переливающийся холодный сахарный песок, составлявший ранее со мной одно неделимое целое, медленно осыпается с моих рук, отчуждается и отдаляется от меня, превращается в ничего не значащий прах. Почему?.. Чуть позже я замечу, как в золотистом облаке оттаявшей пыльцы начнут крошиться мои пальцы, и как ты тщетно попытаешься ощутить меня тем, что только секунду назад было твоими губами. Когда начнут таять мои предплечья, я потеряю сознание...

      Имени
      Твоего извилистость линий,
      Свивающаяся (?) слогами и бьющая точно в сердце необычными ударениями, несмело и как бы нехотя проникает в мою душу, долго ворчливо ворочается там, а через некоторое время, неосторожно отслоив от своего нового пристанища несколько кусочков и беззаботно (как больно!) выбросив их наружу, наконец, засыпает, оставив меня в покое. По крайней мере, на ночь. Жаль, она забыла, что...

      Лилия,
      Издалека так похожа на тебя, милая.
      Совершенно одна. Только пруд-насильник, грубо сжимающий в затхлых своих объятьях цвета умерших не своей смертью листьев, составляет ей компанию. Я чувствую, как душно, как холодно ей здесь, но ничего не могу сделать, ибо сам нахожусь в подобном положении. Все что мне остается - бессильно наблюдать за бликами заходящего солнца на поверхности воды над головой. Это продлится недолго - я уже чувствую, как тускнеет свет, и сумерки сгущаются вокруг меня, еле видимый солнечный диск скоро приобретет багровый оттенок, а позже - погаснет и тотчас же исчезнет. Я этого уже не увижу.

      Лил и я
      В твои губы яд, но не вылил я, -
      Боялся, что не рассчитаю верное, единственно правильное количество капель, а ведь ты еще не привыкла к ним, цвет твоих новых глаз может поменяться на обратный, а взгляд - умереть ранее, чем мы того добиваемся.
      Кровавый колокол на старинной часовне пробьет полночь, и таинство свершится, но будет уже слишком поздно1...

      "...Луна ее зеркало. В нем созерцает она свою наготу, в которой созерцает мужчина отраженную башню. Башню. В ее близости молнии останавливались, а пламя смерзалось в лед. Но глаза прожигают печали газ..."

      Призрак Кутика-Седерберга.

      И тогда я вновь попытаюсь расправить крылья... (?)

      09.10.1998

      _^_




      НЕДОСКАЗАННАЯ СКАЗКА

      ...Двор и стены домов вокруг - словно сосуд.
      Дно его наглухо забито асфальтом, а
      сверху он так же плотно прикрыт ночным небом.

      И Луна - может, и не луна вовсе,
      а небо - вовсе и не небо, а
      непроницаемый плащ бога,
      в котором люди проделали отверстие и
      теперь, глупые, взирают на окружность света в темноте,
      даже не зная, что они видят на самом деле.

      03.11.1998

      _^_




      * * *

      Однажды мне показалось, что память - это древняя инкунабула с годами, словно
      Пожелтевшими от времени, прошлым пахнущими листами,
      Складывающимися в причудливые оригами. Я
      Перебираю события минувших дней - эти бесконечные вереницы уснувших слов, но
      Скоро пойму, что они являются всего лишь сухими цветами,
      Предназначавшимися для неоконченного кем-то гербария.

      декабрь 1998

      _^_




      * * *

      Когда ночь разваливается на шестнадцать миллионов кусочков
      и лучик Солнца впервые в новом дне падает на землю,
      все живое покидает свои всевозможные ночные укрытия
      и выходит на поверхность. Наблюдать.

      ...и золотой отблеск, нежно поглаживая вершины гор,
      постепенно опускается все ниже и ниже,
      наконец, приходит в Город,
      находит свое отражение в его зеркальных глазах, но вскоре,
      утомленный фальшивостью последнего,
      бросает это занятие и спешит еще дальше, вниз, где
      встречается с людьми,
      запутывается в модных прическах,
      поглощается строгими деловыми костюмами,
      искрит на дорогих камнях колье, и -
      еще ярче - на простеньких пластмассовых украшеньях,
      освежает небесные цвета на кокарде,
      игнорирует (принцип!) солнцезащитные очки,
      насквозь пронизывает легенькие полупрозрачные блузки,
      благословляет на быстрый бег ноги в коротких штанишках,
      останавливается отдохнуть в букетах цветов...

      Но, как ни печально, скоро устает и уходит...

      Этот лучик и есть Любовь.

      24.03.1999

      _^_




      * * *

      Руки - сквозь стекло - наружу
      В мир.
      В свет.
      В кровь - разбиты...

      Но она (кровь же) -
      Тоже
      Пусть подышит,
      Вернее - вздохнет.

      Дыхание ее слышите?
      Нет?

      26.04.1999

      _^_




      * * *

      Расщепляя окружающее
      Пространство строго -
      На верх
      И низ

      Опустится, навалится
      Внезапно, закружит
      Поднимет - вверх,
      Уронит - вниз.

      Заговорит, приласкает,
      Потом - чем-то стальным-блестящим
      Сквозь ночь -
      Ф-фе-рххх,
      Ф-ф-ниссс...

      Убьет.

      17.07.1999

      _^_




      * * *

      Художник,
      "Сосредоточив цветную руку",
      Сосредоточившую-соединившую
      Общее направление и отдельные,
      Понятные только ей детали,
      Выстраивает на листе пространства:
      Основное (видимое), еще -
      Над-,
      Под-,
      Вне-,
      За-пространства.
      …Закончив эту работу,
      Помещает туда копию автора.

      Обычно - на обратную (темную) сторону.

      18.10.1999

      _^_




      * * *

      Когда ему надоело разбрасывать звезды
      На свеженаписанном небе,
      Он решил, что композиция в любом случае
      Не завершена и из оставшихся принадлежностей
      Наспех сделал
      Людей.

      Когда люди научились добывать звезды,
      Пользуясь весьма хитроумными приспособленьями,
      Он решил, что все - к лучшему, ибо понял, что они тоже
      Имеют право обзаводиться собственными
      Красками.

      Когда же людям наскучили упражнения даже
      С прекраснейшими из его творений,
      Они собрали их всех и сделали прекрасноликого
      Бога.

      Он тоже был там, но, разумеется, не был никем замечен.

      Когда же он услышал, что люди
      Устами собственного бога заявили
      С превеликой уверенностью,
      Что именно последним сотворен
      Мир,

      Просто свернул холст, собрал оставшиеся краски и ушел...

      09.02.2000

      _^_




      ABSENTIA
      Диптих

      1.   ... Занимает2 блюз - совершенно голубого цвета -
                Встроен в сумерки - точную (в плане значения!)
                     копию света, наложившего вето
                          На излучины собственного излучения.

      2.   Любимые книги, полотна Винсента (и моч-
                Ку уха впридачу) отдал бы за бессвязный рассказ поэта
                     О том, как в первую сентябрьскую ночь
                          Из старого города уходило лето…

      1999, 11.08.2000

      _^_


      Примечания:

      1 Чрезмерно яркие (а потому - узнаваемые и неметафоричные) символы, заметил бы Борхес... Но что поделаешь?..
      2 Занимает - т.е. - душит.


      Сходить к антиквару, купить шкатулку для часов, сложить в нее стопку рифмованных строк, встряхнуть, повертеть по часовой и против - и обнаружить под крышкой комочки самозародившейся прозы, биомассу новой поэзии... (прим.ред.)



© Алексей Онуфриенко, 1998-2024.
© Сетевая Словесность, 2001-2024.




Словесность