Словесность

[ Оглавление ]






КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ

Наши проекты

Обратная связь

   
П
О
И
С
К

Словесность




GB:
Сюжеты  тени

(Short  version)


Финал: от незнакомых людей, заполонивших квартиру, - сквозь лабиринты страннозагадочных помещений, в полумрак помещенных неким эстетом, обладающим запоминающимся (sic!) вкусом (но не более того), - рассматривая скульптурные композиции новородившейся ночи, - наружу, на поиски весны...

...и особенно интересны нижние этажи, подвалы, вообще, - строения, направленные-устремленные вниз, вернее - внутрь, к некому центру, что ли... Здесь, быть может, и отсылки в довольно отдаленное прошлое (человека/человечества), не исключено, - намеки на возможное будущее (что характерно, источник - протяженное настоящее, ибо вот же они, - полюбуйтесь!). Еще - уже упоминавшаяся загадочность всего, что по определению не знакомо/не ведает света естественного, света наземного и земного, ведь освещение искусственное приспособлено (наряду с иными целями) именно - но не исключительно - для создания теней1. Отсюда - неизменное-неизбежное обнаружение (даже неопытными исследователями) несуществующих днем орнаментов (ведь последние - ни что иное, как устройства, преднамеренно усложняющие фактуру поверхности, на которой они расположены, и, более того, - формирующие новое ее значение (в основном, - в сфере искусства (если - художественное произведение) или - значительно реже, особенно в настоящее время - науки (в случае применения новых технологий))). Их вычурность, в значительной степени кажущаяся, - следствие достаточно сложного мотива, быть может - сюжета, пронизывающего практически все творения тени, к разгадке которого, надеюсь, человечество когда-нибудь приблизится.

...признать, что первые успешные исследования присущи уже довольно зрелому возрасту, хотя, разумеется, единичные "столкновения" с описываемым явлением могут происходить (и происходят!) намного раньше.

Характерные образцы наблюдений (приводятся с согласия непосредственных авторов):

    1.   

    Файл № 17032000/002. "Лет семь или восемь... Конец марта - начало апреля. Я так хорошо помню, ибо встречал свой день рождения именно там, - в, казалось бы, не очень приспособленном для всяческих праздненств месте. И подарок, - замечательные сувенирные шахматы (посвященные истории моей родной страны), которые хранятся у меня до сих пор. Здание, насколько я помню, довольно старое (а иначе и быть не могло), хранящее, конечно же, море воспоминаний - в основном - по роду предназначения - о боли, страданиях и даже смерти (в общем - достаточно целостная модель мира вообще - ибо даже наслаждение можно описать в "терминах" боли, как сказал мне однажды один мой механистичный знакомец). Помещение, где в то время находился я с товарищами, в дневное время не представляло особенного интереса, но с приходом ночи ценность его в известном смысле повышалась весьма значительно, я бы даже сказал, - ценность эта появлялась-проявлялась (что означает ее дневное отсутствие/незаметность)... Врата. Именно так - Врата, некий проход в иной мир, наполненный секретами-для-исследования, загадочными персонажами, имеющий определенные правила, изучение-знание которых обеспечит чужакам достаточно комфортное существование в нем. Разумеется, переход сопровождался - в обязательном порядке - специальным ритуалом, изобретенным задолго до нашего прихода и открытия нами многих изумительных свойств Врат (в принципе, излишний пафос теперь не нужен - стало быть, просто - Двери).

        До того? Не уверен... Вы, несомненно, понимаете, почему. Так вот - двери - вот то, что действительно интересно... Думаю, многим приходилось видеть подобную картину - люди, попавшие в относительно незнакомую обстановку, склонны придерживаться тех правил, которые реально или мнимо существуют на момент их прихода. В данном случае - для нас, новоприбывших, выход из палаты символизировал прежде всего некое таинство, связанное напрямую с нестабильностью этого небольшого мирка ("который на самом деле не то, чем кажется") - ведь мы все прекрасно видели, с каким благоговением относились к дверцам старожилы... Разумеется, с течением времени наши представления о этом участке жилища постепенно менялись и трансфомировались - в конечном итоге - в целый набор "смыслов", перечень которых я постараюсь привести ниже:

        - как уже говорилось - "выход-из", - возможность изменить окружающий мир посредством собственного перемещения в нем;

        - после открытия двойственной природы Дверей - "вход-в", путь к неизведанному доселе, - начало путешествия;

        - "защита-от-вторжения";

        - к сожалению - "единственный-выход-из-темницы";

        - пространство, где – при помощи специальных полумагических манипуляций – можно встретить-получить близкого родственника (уснащенного конфетами и другими гостинцами) или, по крайней мере, его точную копию-дубль;

        - смерть некоторого рода ("туда-уходят-и-не-возвращаются-друзья"). Грусть. Воспоминания.

        - что-то еще (я просто забыл), связанное с тенями (и тенями теней);

        - "..." - это тень буквы!"

Считаю необходимым упомянуть, что довольно долгое время велись оживленные дискуссии, номинальной целью которых было разрешение одной весьма непростой проблемы. Итак, заинтересованные особы пытались выяснить, насколько упорядоченными должны быть данные непрофессиональных исследователей, на которые неизбежно вынуждены ссылаться теоретики в своих работах... Как обычно случается в подобных ситуациях, все точки зрения/подходы/концепции имели лишь одно общее-объединяющее свойство - их авторы стремились скорее к калейдоскопичному разнообразию способов самовыражения, нежели действительно занимались поисками - пусть и относительных - но истин... Неутешительный итог: несколько чрезвычайно пылких споров (стремящихся к дракам, позволю себе заметить) и полная уверенность автора этих записок в том, что единственно верным решением будет использование принципа "золотой середины"... Хаос - 50 %, порядок - 50 %... Или хаос - 54 %, порядок - 46 %... Или хаос - 49 %, порядок - 49 %, а два процента удержим в доход государства!

    2.   

    Файл № 14071999/001.

    "- Там очень интересно... Там, внизу. Где нет неба.

    - Пойдем туда?

    - Конечно. Только дай мне руку, - темно...

    Мы начинаем долгий спуск вниз, в мир новый, неизведанный ("молодой-незнакомый"), а посему - манящий. Нагромождения неимоверно длинных лестниц и переходов между ними - и два путника - мальчик и девочка, девочка и мальчик, кажущиеся настолько маленькими (незначительными) в этом каменном лабиринте, полном намеков на изначальную таинственность бытия человеческого, что теперь, по прошествии многих и многих лет, я иногда думаю (тихонько наблюдая за собой-восьмилетним), - не являлось ли наше полусказочное путешествие некой метафоричной формулой, описавшей-суммировавшей (уже-еще тогда!) практически всю мою последующую жизнь2 - /перемещение незначительной тени - сквозь сонм иных теней - одна из которых - я + любимая, постоянно меняющая лица/...

    ...Наиболее точное словосочетание - эстакады бетонных тропинок, целый водоворот направлений; выбор верного - почетная обязанность моей спутницы (ей, как ни удивительно, уже знакомо чувство ответственности за ближнего!); она знает, что я тоже не теряю времени даром - мне нравится изучать тайнопись тени на стенах и потолке нашего Пути (я употребляю это слово именно так не из-за того, что предполагаю наличие его, скажем, неких мистических свойств, но для необходимости обозначить отличность избранной нами дороги от ее теней3). Информация, скрытая от подавляющего большинства непосвященных, но - к счастью - доступная нам, создает ощущение обладания властью, не правда ли? Но - лишь ощущение, не более того...Письмена-надписи-существующие-лишь-для-меня-сегодняшнего:

    - "если смерть есть рождение-из-этого-мира, рождение-за, рождение-отсюда, не естественно ли будет испытывать мучения, участвуя в этом процессе?";

    - "загадочность иного дома - в непонимании его обитателями, что находится в действительном их распоряжении (к вопросу о хранилище теней)";

    - "защищается тот, кто пишет", а равно и иные, не менее загадочные и ... смешные :-). Впрочем, они - результат моих недавних наблюдений; то же, что я видел ТОГДА, боюсь, - скрыто в некаталогизированных хранилищах памяти... Остается лишь одно - попробовать вернутся туда вновь:

    ...Whirlwind звуков, настолько высоких по частоте, что точно позиционировать4 их источник в пространстве было невозможно, дополняет-достраивает динамически именяющееся изображение: скучно-серые стены, трубопроводы, полости невнятного назначения (неплохо, кстати, было бы поразмыслить на досуге - насколько сильно наличие полостей в некоторой конструкции влияет на желание пытливого ума немедленно приступить к ее (конструкции) исследованиям5), молчаливые "сотрудники" в белых халатах и, наконец, - удивительнейшее место, расположенное на нижнем уровне здания, глубоко-под-землей (не следует забывать - степень загадочности увеличивается прямо пропорционально продвижению внутрь-вглубь!), - довольно большая (просторная?) - особенно для ребенка - комната, населенная странноватыми существами-в-белом-и-синем; они занимаются непонятными манипуляциями:

    - переносят (без видимой причины; без очевидной цели; без ощутимых последствий) сосуды с влажными тканями,

    - издают гортанные звуки, имеющие мало общего с обычной человеческой речью,

    - управляют механизмами, для выполнения своих функций использующими (по всей видимости) паровые двигатели,

    - почти автоматически передвигаются по извилистым коридорам, образованными приборами таинственного назначения, мебелью, а иногда - и собственными собратьями... С другой стороны, с тем же успехом можно было заявить, что это лабиринты коридоров уплывали прочь, мерно шествовали мимо, оставляя нас с чем-то настолько важным, что чувствовалось - сразу же! - острое одиночество, а равно и единство с этой тайной тайной..."

    Наше путешествие - вследствие собственной успешности6 - должно было закончиться символично. Избрав способ "сотворения секрета", мы обменялись ценными вещами (она пожертвовала красивой пластмассовой заколкой, я - верным оловянным солдатиком) и спрятали их в соответствующих местах, разумеется, надежно уснащенных тенью. Обычай предписывал возвратиться сюда через некоторое время и проверить сохранность тайников, а равно и отследить изменения, которые могли произойти с их содержимым... После - нарисовав цветными мелками защитные и отвлекающие картинки, - мы поспешили в палату - ибо Дверь могла быть успешно преодолена только до определенного момента и - в случае опоздания - наша свобода могла быть подвергнута величайшей опасности... Что ж, - в этом заведении судили даже победителей..."

Читателю нечего боятся, - ЭТИ строки пишутся в специальной Комнате, оборудованной патентованными устройствами, защищающими автора от пагубного влияния теней и - с другой стороны - позволяющие работать с аутентичными документами, пропитанными опаснейшими тенеконструкциями и тенеизвержениями... Следовательно, пользователь данного текста получает - наряду с самыми достоверными данными, полученными от очевидцев - достаточно (точнее, - насколько это возможно) беспристрастный анализ феномена, проблемы изучения которого были отмечены вниманием довольно широкого круга публики. Кстати, - базовую инструкцию начинающего тенепользователя можно заказать у автора / [Написать письмо] /.

На сей раз - все. Остается лишь привести ориентировочный перечень вопросов-проблем, которые необходимо разрешить в long version этого размышления (номера 4-7 заполняются читателем):

1. Тень как упаковка смыслов (для журнала "Комментарии"). Производная мысль: в этой связи мне - как юристу - кажется весьма интересной тема свободы воли/проблемы выбора упакованного объекта... Или вот так еще: идет как-то Гоголь с картонной коробкой (надпись - недвусмысленно - Panasonic) на голове (из-под - знаменитые локоны), а навстречу ему - Пушкин...

2. (Мысленно - в сторону): - один из моих ранних рассказов назывался "Shadows уходящей ночи"... Интересно, можно ли в данном случае говорить о тесной и - несомненно - порочащей связи автора с объектом его пристального изучения?

3. Тень - лишь предлог для инкрустации домашнего жилища очередным текстом.

4. ____________________________________________________________________

5. ____________________________________________________________________

6. ____________________________________________________________________

7. ____________________________________________________________________



... Отложив перо, и - тем самым - прекратив (недадолго) сотворение вечного (относительно автора) монолога с собственными переживаниями-воспоминаниями, попробую вернуться в обычный мир... Есть еще какие-то дела - скажем, давно нужно было отнести кое-какие блоки тенезащитных устройств в ремонтную мастерскую... Покормить обжору-кота (в прошлом - знатный физик, однако, из-за личной трагедии отошел от дел четыре года назад)... Сдать - сегодня - четвертую статью (которая была обещана редакции два месяца назад)...

И... Вдруг, - внезапно, - не думая ни о чем, - не планируя ничего наперед, - забывая свое имя - и - наконец-то! - вспомнив имя той, чей образ даже острые приступы ностальгии последних лет не могли более восстановить, - непривычно быстро перебирая нижними конечностями, - круша и отбрасывая прочь ненужные более светильники и приспособления для безопасного чтения, инвалидную коляску, пижаму странного цвета, - прочь, - от незнаком...

    Что ж, господа, пора смотреть незатененный (пока еще!) финал.

P.S. Здесь заканчивается пятая (а равно и двадцать шестая) страница повествования!


1999-2001 гг.




Примечания

1 А тени, как мне кажется, - это макеты-эскизы соответствующих предметов, выполненные специальным карандашом для увеличения количества вероятных трактовок сущности и предназначения вещей (отсюда, возможно, и широко известный субмиф о том, что большинство "волшебных" существ не отбрасывают тени (даже если для этого созданы надлежащие условия); подобные характеристики могут говорить как о том, что изначальная сущность едина-синкретична (?) и, в общих чертах, - известна и поэтому не нуждается в комментариях (тем более, что подобным существам (разумеется, в "канонических" мифах), совершенно не свойственна изменчивость личностных качеств, по крайней мере, с определенного момента), так и о ее практической непознаваемости (хотя, конечно же, познаваемы и узнаваемы последствия "знакомства" - они всегда создают определенное настроение, пробуждают эмоции/чувства, вызывают иные реакции (страх, боль и т.п.)).
2 Как можно вообще позволить руке сотворить такое - "жизнь последующая", "жизнь предыдущая", "жизнь настоящая"?!
3 Можно было написать и так: пУТИ :-). В какой-то степени, этот вариант находился бы ближе к внутреннему диаметру истины...
4 (до чего люблю отчественный новояз - философский термин "хуй" можно заменить десятком слов иноязычного (как правило - германская zpsrjdfz (что значит - языковая) семья) происхождения, не только не нарушив всю сложную систему трактовок слова, но и дополнив последнее доселе неизвестными (скрытыми) нюансами!)
5 Это к вопросу о загадке привлекательности женщины...
6 Ведь был открыт целый регион-для-изучений!



Оглавление




© Алексей Онуфриенко, 2001-2022.
© Сетевая Словесность, 2002-2022.






 
 


НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Михаил Ковсан: Чужие сны [Будет фейерверк: радужно весёлое многоцветье, набухающие на чёрном фоне неземные цветы, яркие нити, небо с землёй единящие...] Анна Нуждина: Литературный туризм. О модели организации стихотворения Вадима Муратханова "Путешествие" [...в наше время клипового мышления именно литературный туризм способен сосредоточить на себе истинное внимание аудитории. Это принципиально новая техника...] Александр Попов (Гинзберг): Детские стихи для читателей всех возрастов [...Но за Кругом за Полярным / Дом замшелый в землю врос: / Там живёт непопулярный - / Настоящий Дед Мороз!..] Илья Будницкий: Заморозок [И все слова, как осенью листва, / Сошли с небес и стали покрывалом, / И я ищу не с музыкой родства, / Не с общечеловеческим хоралом...] Владимир Бененсон: День, когда убили Джона Леннона [...Несмотря на сытый желудок и правильное содержание алкоголя в крови, спать не хотелось, и воспоминания о тех шести месяцах службы под Наро-Фоминском...] Надя Делаланд, Подборка стихов по материалам курса стихотерапии "Транс-формация" [Делаландия - пространство, в котором можно заниматься поэзией, живописью, музыкой, психологией, даже танцами... В общем, всеми видами искусства, только...] Наталия Прилепо: Лодка [Это твой маленький мир. Здесь твои порядки: / Дерево не обидь, не убей жука. / Розовым вспыхнул шиповник, и что-то сладкое / Медленно зреет в прозрачных...] Борис Фабрикант: Стихотворения [Пробел в пространстве залатать стихами, / заштопать строчкой, подбирая цвет, / не наглухо, чтоб облака мехами / дышали вслух и пропускали свет....]
Словесность