Словесность

[ Оглавление ]








КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


     
П
О
И
С
К

Словесность




GB:
Ночь:  опыт  сотворения  и  трансляции


              А) "...И ночь - величайшая из теней!"
              Б) "...Утром без предисловия: "Скажи, ночь мевкая (мелкая)? Ее можно поймать? - "А зачем ее ловить? - "Себе взять... Буду спать, не когда ты хочешь, а когда я..."1


... Прежде всего - перечень необходимых ингредиентов-составляющих (разумеется, автор воздерживается от каких-либо рекомендаций (тем более - настоятельных), а также от утверждений, что предложенный рецепт - наиоптимальнейший):

  1. Отсутствие света (возможно - воображаемое) как следствие естественных (в подавляющем большинстве случаев - лучший вариант) либо искусственных событий-происшествий. Присутствие не-света - лишь в глобальных масштабах (локальные источники являются весьма и весьма необходимым предметом обстановки Дома ночетворца!).

    Плюс - игра реальности и отражений света/тени (что и было продемонстрировано - несколько пресно-примитивно - в предыдущем абзаце (или предыдущим абзацем)). Взаимная инверсия. Поочередно - метаморфозы:

    Я - ты,
    Ты - кто-то еще,- в свою очередь
    А последний - некто
    Совершенно нам неизвестный,
    Но настолько загадочный,
    Что просто не может не быть мною,
    То есть, - тобой...

    Такое положение (точнее - расположение) - в значительной степени - следствие именно светоограниченности-светоотреченности, которой-которыми, как наиважнейшим-наиважнейшими свойством-свойствами, должна обладать каждая (!) искусно приготовленная ночь. Так, недостаточность информации о формальных качествах предмета-явления делает совершенно ненужной слабоопределенную операцию абстрагирования (вернее, последнее осуществляется в данном случае как бы автоматически, являясь продуктом благоприятного-гармонического совмещения условий места/времени). В итоге - прекрасная возможность для человека ищущего открыть-определить vera rerum vocabula2 (мой покойный друг, человек, к которому я питал-питаю самые нежные чувства, однажды, - с помощью старинной настольной лампы, - выяснил истинную сущность, и, что важнее, задачи и методы работы одомашненного (как нам казалось) телефона. Последствия этого открытия (для всех нас) определяются специалистами как потрясающе-страшные - вышеупомянутое средство удаленной связи было снабжено всеми необходимыми материалами и отпущено на волю, а милый друг мой не только никогда не пользовался более ИХ услугами, но (впоследствии) всячески распространял среди друзей собственную аксиоматичную теорию об общей небезопасности телеприборов3. Не могу не признать, что некоторому влиянию его воззрений подвергся и я).

    Упомяну еще одно следствие светонеопределенности - множество смыслов и достаточно высокая степень метафоричности как основные признаки места обитания ночетворца (пусть даже и начинающего).

    Прибизительно так:

    Усат4, словно
    Кот,
    Тот,
    Кто
    Изучает вечерний сад,
    Полосат,- прошу заметить, изрядно
    Что значит (здесь), - не маркиз,
    Потом - превращается в
    Скат
    (то ли морской, то ли автомобильный5)...
    Словом - в животное некое,
    Имеющее возможность удивительную
    Днем сливаться с тенью,
    А ночью - с Луной.
    С обратной ее стороной,
    Той,
    Что, хоть и неосвещена
    И не к человеку обращена,
    Но к богу, надо полагать,
    Что, скажем так, - характерно,
    Ибо все это в целом - совершенно непостижимо
    И едино!..

    После надлежащих упражнений ночетворец также приобретает способность
    (весьма редкую!) мыслить себя как неоднозначноопределенную личность
    (индивидуальность), что, необходимо заметить, не всегда воспринимается
    окружающими как достоинство. Думается, что именно такой способ мышления (?) в конечном итоге сгладит известные разночтения (я такой, каким себя вижу сам; я такой, каким меня видят другие; я-настоящий), точнее, объединит их все в достаточно унитарную конструкцию ("мы" как совокупность многих внутренних и внешних "я"). Словом, приобретение вышеуказанного навыка можно было бы обозначить не вполне ясноопределенной и, конечно же, шаблонной моделью "высший (новый) уровень сознания". Не скрою, что я вообще против каких-либо (даже точных!) определений. Гораздо больше меня интересуют практические последствия использования данной способности.


    Конкретно - игра. Так, это позволить создавать многозначные и многозначащие ночи. В результате:

    А) Ночь-только-лишь-для-любви;

    Б) Ночь-для-размышлений;

    В) Ночь-для-чтения;

    Г) Ночь-которую-нельзя-проводить-дома;

    Д) Ночь-творение;

    Е) Ночь-материал-для-иной-ночи...

    И так далее. Точный индивидуальный комплекс-перечень просто невозможен, да и, наверное, не очень нужен. Главное - выяснить верное направление.

    Итог: отсутствие света говорит прежде всего о некоторой наполненности пространства, как ни странно (освещенная пустая комната для своего исследования требует лишь достаточно внимательного взгляда; та же комната (в темное время суток), не содержащая источников света - представляет собой нечто таинственное, объект, для изучения которого необходимо использовать определенные силы, механизмы и т.п.); неосвещенное место содержит (по крайне мере) одну загадку-вопрос ("А что/кто же здесь?..").

  2. Весьма очевидный нюанс: бессонница.

    Опять, конечно же, ночью, за столом двое - я и бессонница.
    Я - в халате (не светский же раут!), она - в кимоно (собственно, род халата).
    И вуаль - слепок с ночи. Кто ты? Не Люка ль Бессона родственница?
    Как бы не так! Внебрачная дочь невроза, усталости и заката.

    ... С другой стороны, представляется малоописанной ситуация продолжительного вхождения в сон, когда действительности и реальности мира еще доступны для восприятия/наблюдения, а равно и присутствует понимание того, что сон еще не начался (в том смысле, что сон не смог еще полностью подчинить себе сновидца и - более того - последний выступает в этом периоде в качестве полновластного управителя собой-во-сне!). Вот где (и когда) можно получить истинное наслаждение, конструируя миры и управляя собственной жизнью в них!

    Жаль, такая возможность предоставляется только на весьма ограниченное время, не всем и не всегда.

  3. Модели передачи ночи.

    А). Выбор. Здесь следует прежде всего руководствоваться особенностями адресата и собственными целями (или общими желаниями). Казалось бы, ничего сложного (особенно в том случае, когда точно знаешь, что именно нужно), но иногда все же возникают трудности: не так просто дождаться искомой, именно-той-ночи, в то же время, какие-либо компромиссные замены здесь неуместны. Учитывая тот неоспоримый факт, что существуют еще и объективно "полые" ночи, подготовительная часть передачи связана порой с весьма серьезными трудностями.

    Прибор для ловли ночи. Металлический каркас (куб со стороной 35 см), аккуратно обтянутый шелковой материей черного (ну разумеется!) цвета. В отечественных условиях подвешивается на ночь на специальном кронштейне на внешней стене Дома. В исключительных случаях во внутренней полости прибора предусматривают слот для приманки.

    Выбирая подарок-для-друга,
    Всегда необходимо помнить:
    Для понимания того, что именно нужно,
    Требуется спроецировать
    Образ персоны-персонажа
    На вещь, которая ей-ему предназначается.

    Б). Определение способа передачи. Последний напрямую зависит от характера передаваемого: ночь-для-любви лучше передать лично, из рук в руки (в идеале - из уст в уста); последнюю-перед-расставанием-ночь можно приложить к какому-нибудь памятному подарку (засушенный цветок и книга - ближайшая аналогия); ночь-которую-нельзя-проводить-дома - бросить в почтовый ящик (но ни в коем случае не передавать с почтальоном)... Но эти советы - лишь моя, сугубо субъективная точка зрения. В соответствующей литературе можно (при надлежащем терпении) найти более определенные (и более серьезные) рекомендации начинающим ночетворцам.

    Только - прошу вас - не забывайте:

    ... Ось тільки треба, щоб
    В зоряній пустелі
    Побачила Вона - чи Він
    Того, хто думає в цей час про неï,

    Пригрівши не грудях колиску спогадів...

    В). Собственно передача (трансляция). Весьма ответственный, хотя и простой (для исполнения) момент (странное сочетание, не правда ли?). Фактически - никакого творчества, необходимо лишь точное следование соотвествующим алгоритмическим предписаниям, свойственным каждому способу передачи. Впечатления от выполнения этого этапа варьируются следующим образом - от откровенно позитивных (fe: "ночь-встреча-со-старым-другом") до негативных (fe: "ночь-объяснение"). Хотя, как знать, какие именно эмоции может вызвать та или иная ночь. Главное - возможно - поддержать/поддерживать некий баланс, когда эмоции/чувства качественно одинаковы (или по крайней мере близки) и у получателя, и у отправителя (при условии наличия обоюдных добрых намерений).

  4. Четвертый, факультативный пункт: наличие собеседника, пусть даже и воображаемого. Приемлемо также присутствие "слепка" некой личности - в образе книги, кинофильма, музыкального произведения и т.д.

    Единственно важный момент (вышеперечисленные формальные отличия "слепков" собеседников не представляют существенного значения для ночетворца) - установление связи. В лучшем случае - взаимной.

    Влияет ли наличие собеседника на процесс трансляции ночи? Скорее нет, чем да. Но до чего же приятно проводить часы исследований в славной компании старых знакомцев!

    (В черновике у меня осталась запись следующего содержания: "К.Г.Юнг - интересное замечание!". Совершенно не помню, что конкретно я имел в виду).

  5. Одиночество. "Истинный человек всегда одинок". Весьма спорное высказывание (особенно относительно определения действительно "истинного человека"), которое, сейчас, впрочем, и не к месту (но оставим его, раз уж оно соизволило ПОЯВИТЬСЯ на бумаге). Как читатель уже понял, положение сие (№ 5) вступает в некоторое противоречие с предыдущим (но т.к. четвертый пункт является факультативным (да и сам собеседник очень редко бывает наделен телесной оболочкой), все же я воздержусь от внесения изменений в систему наших построений).

    Наверное, уместно будет оставить этот раздел без дальнейших пояснений.. В своеобразном одиночестве. В свободе-от-текстов6.

  6. Тишина (читайте А.Гениса).

    Определяется (иногда) - как совокупность временных отсутствий шума, скрепленная мелодичной вязью музыки (не правда ли, интересное словечко, - для раздела, озаглавленного "тишина").

    Манипуляция тишиной: попробуйте ее на вкус. Только лишь сбалансированность (отсылающая - прежде всего - к г-ну J.Balance) тишины, приобретаемая опытным путем (запаситесь терпением!) - правильное соотношение звуковой пустоты, мелодии + горсточка необходимых шумов - повлечет за собой появление-выявление отменных вкусовых качеств... Впрочем, этого не удалось даже Дж.Джойсу.

    Виключно знаками
    Можливо описати музику,
    Ïï настроï, кольори (навіть відтінки!),
    Почуття, емоційний нахил,
    Сексуальну енергію, час-із-музикою,
    Час-без-музики, ïï рими, а
    Рівно і ïх абсолютну відсутність,
    Особливу чутливість, антропоморфність
    Певного роду, складність ïï візерунків,
    Ревербераціï, особливості місця-для-прослуховування7,
    Ïï героïв, ïï Сал'єрі8, відсутність ïï,
    Доброзичливість, затишність,
    Силу, комерційну вульгарність,
    Гнучкість, науковість (фракталі!), дзеркальність
    Для авторськоï душі,
    Незвичайність, бідність, цікавість,
    Ïï недоторканність, вагомість, людяність,
    Ностальгію...

    Можливо?! Ні...

    Так музика - це частина тиші?

  7. Книги.

    Перечислить любимых авторов? Не стоит, полагаю, - они все здесь, на развернутой ладони листа...

  8. Заключение.

    Для чарівноï літньоï ночі
    Є спеціальний альбом
    Із бархатною обкладинкою чорного кольору,
    Інкрустованою сріблом... - чи платиною?

    Саме там - ïï тимчасове sanctuary,
    Невічне місцезнаходження.

    Поражает прежде всего хрупкость момента - практическая невозможность определения - там ли - под черно-серебряной обложкой - там ли она еще - сопровождает ли меня в этих занимательно-небезопасных внутренних странствиях-путешествиях? Не ушла ли она еще? Не покинула ли мой Дом ради ИНОГО, более ей интересного, более близкого, более интимного, наконец?..

    Проверить легко, - но ни разу еще не смог - не решился - не осмелился - хотя бы дотронуться до ее изящного бархатного пристанища...


    24.05.2000 г.



P.S. (от 27.08.2000 г.): Ночь как маска, - вот над чем еще стоит поразмыслить. И ночь как не-маска, - ибо в ней не нужно прятать истинное лицо, - ночь все сделает сама - надлежащим образом досторив-выстроив черты наших физиономий по направлению к собственным желаниям.
Однажды ночь сделала меня счастливым.



P.P.S. Несколько стихотворений (их еще предстоит написать):

1) ... ... ... .... .......... ... .. .....
..... ..... .... ................. .... ...............
....... .. ,........ .......... ....
....... ............ ................!

2) ** ****** ** ******** 8*** **, *****.
****** ****** ************* ****,
*** *.

3) Ю!



Примечания

1 См. статью Н. Логинова "Люди раньше были обезьянами? А ты... была?" // "Метро" № 9 (21.10.1997).
2 Истинные наименования вещей.
3 См. работу С.К. "Те Лефоны".
4 Усы, кстати, - символ двойственности всего сущего. Как минимум - двойственности. См. работы М.Павича.
5 Но ведь и пластиножаберная рыба - тоже авто-мобильна?
6 Не исключено, что когда-нибудь я все же возвращусь к этой теме.
7 Чи міста-для-прослуховування.
8  І Моцарт тут ні до чого!



Оглавление




© Алексей Онуфриенко, 2001-2024.
© Сетевая Словесность, 2002-2024.





Словесность