Словесность

[ Оглавление ]








КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


     
П
О
И
С
К

Словесность




ДЖАЗ,  ЛУЖИ  И  МНОГО  ДОЖДЯ


На город перевернулось средних размеров озеро. Стекает целеустремленными потоками в другое озеро средних размеров.

Потоки неудержимы и бесконечно уверены в своём предназначении. Они даже не догадываются, что два озера средних размеров в сумме дадут такое же озеро средних размеров...

Один мудрый человек рассказывал мне, что в этих потоках обязательно есть ручьи, которые текут в другую сторону.

Я верю этому человеку...



Не так давно, будучи сотрудником ООО, я принимал участие в анкетировании. Руководители ООО решили выяснить, каких знаний не хватает сотрудникам, и чему бы они хотели научиться. Я честно написал: "Хочу получить знания об архитектуре, живописи, джазе и освоить виндсерфинг". Через пару недель я искал другое место работы, а самым популярным ответом было: "Мне не хватает знаний по менеджменту". Можно было писать про маркетинг и логистику. Или про стратегическое планирование. В крайнем случае, про английский. Впрочем, не важно. Про джаз зря написал. Знания о джазе - скучны. Какая разница сколько альбомов у Майлза или у Каунта Бэйси? Я знаю людей, которые много знают о джазе, но они такие же скучные, как знания о джазе. Джаз чувствуют. Он или есть в жизни, или...он всегда есть в жизни. Просто не слышат многие.

Не хотят слышать.



Конечно, я нашел работу. С понедельника по пятницу утро опять стало ритмично-попсовым. Трудное пробуждение, бритье через раз, обязательный кофе, обязательный йогурт, поход на стоянку за машиной тире прогулка с собакой.

В поход вплетаются первые ниточки джаза.

Я здороваюсь с солнцем. Когда оно бывает. Чаще здороваюсь с предполагаемым местом его обитания. Глупость, конечно, но безобидная.

Я курю, пока греется машина. Смешиваю свежесть нового дня со свежестью первой сигареты. Пока я курю, собака где-то бегает. Машина всегда греется одну сигарету. Когда заканчивается сигарета, собака приходит. Я её не зову, она приходит сама. Иногда у неё находятся дела, и она не приходит. Звать бесполезно, когда у неё дела, она притворяется, что ничего не слышит. Она всегда приходит сама. Приходит, встает около машины и сосредоточенно смотрит вдаль. Мне кажется, она научилась этому в каком-то фильме про границу. Выдержав паузу для "взгляда вдаль", мы приступаем к любимому ритуалу.

- Бася, садись в машину.

Пара неторопливых шагов в сторону открытой двери.

- Бася, садись, садись.

Еще два-три шага. Нет, надо понюхать травку. Нюхаем. Жуем.

Подливаю в голос металла:

- Бася, быстро в машину!

Еще несколько неспешных шагов. Ей очень важно убедить себя и меня, что она добровольно, по собственной инициативе идет в машину.

Я делаю вид, что верю ей, тем не менее, голос у меня уже цельнометаллический:

- Я кому говорю! Быстро в машину!

Лениво взбирается на привычное место и вопрошающе смотрит на меня: "Ну? Не молодец ли я?".

Я должен похвалить её:

- Молодец, молодец.

С достоинством отворачивает голову, ритуал окончен, едем домой.

Наши действия повторяются изо дня в день с незначительными вариациями, но, что странно, не приедаются, а, наоборот, доставляют радость.

Наверное, потому что мы искренни друг с другом.

Искренни в своём притворстве.



А дальше путь на работу. Бездарный час в машине. Разве что иногда, по настроению, что-нибудь драйвовое на громкости 31 (31 - зеленая циферка на дисплее), зарядка для ушей, эмоциональная подпитка... И, всё равно, час бездарный. Плюс час с работы. 650 часов в год. Это двадцать семь дней. Почти месяц. Месяц из двенадцати в машине. Лучше не задумываться об этом...

И можно было бы не задумываться, но в году всего один день, когда мы замечаем листья деревьев. День между вчера и завтра. Вчера листьев еще не было. А завтра они становятся привычными и обыденными. Всего один день для листьев и двадцать семь в машине.

Время вытекает. Подставляй свою дырявую кружку-решето.

Я боюсь считать, сколько лет своей жизни я проведу в машине.

Можно бояться и не считать.

Можно сосчитать и успеть изменить всё.

Это ведь так несложно. Просто шаг в сторону, просто неожиданный аккорд.

Несложно, пока еще не всё вытекло...

Несложно/ложно/сложно/ложно/ложно/ложно/но/101/11/010...



Я превращаюсь в компьютер. Например, моя память. Те же ОЗУ и жесткий диск. ОЗУ - память для быстрых знаний: домашние задания в школе, зачеты, экзамены, работа над какими-то проектами. Знания в ОЗУ хранятся ровно столько, сколько они нужны. Зачет сдан и в процессор поступает запрос: "В буфере обмена большой объем информации. Очистить буфер обмена?". По умолчанию происходит очистка. Полная и навсегда.

На жестком диске хранится действительно важное - эмоции, опыт, запахи, знания, звуки. Диск организован пластами. Свежие наслоения открыты, доступ к глубинным пластам не описан процедурами и в большинстве случаев непредсказуем. К фрагментам памяти в нижних слоях привязаны ниточки-паутинки. Мы не видим и не чувствуем их, они сами находят нас. Нечаянное прикосновение к паутинке будит память. Память говорит, посмотри, какой кусочек у меня привязан к этой ниточке, и достает его из глубин. Кусочки связаны между собой, потянув за одну паутинку, можно вытянуть цепочку забытых событий, эмоций, чувств. Мы не знаем своих паутинок. Паутинки меняются. Паутинки рвутся. По радио случайно Высоцкий "...если Вы в своей квартире...", и вдруг шквал ощущений 25-летней давности - субботнее утро, я просыпаюсь, пылинки в лучах солнца, голоса родителей, мир наполнен радостью и гармонией.

Сработает ли эта паутинка следующий раз? Я не знаю.

Лучше бы отдать меня опытному юзеру...



...ты сумасшедший. Разве можно быть вместе, находясь за сто километров друг от друга? Научи меня как...

...мы никогда не уснем вместе, никуда вместе не поедем, не будем хохотать и брызгаться водой...

... давай руку, мы идем пинать рыжие листья, рыжие литься пинают по-особому...

...все кончится, будет что-то другое, ветер, снег, какие-то мысли или бездумное таяние снежинок на языке...

...придурок!

...как-то вдруг пронзительно поняла, что никогда и никому не буду так доверять, как тебе...

...очень хочется спрятаться куда-нибудь от всего, я не хочу праздника, я не буду больше молчать, я не знаю, как бороться с этой пустотой...

...теперь нет тебя и меня, всегда будем только мы...



- Эй! Откуда эти слова? Из прошлой жизни? Или из будущей?

- Какая разница? Из прошлой... из будущей... Они не из моей жизни.

- А из чьей тогда?

- Я не знаю... Моя жизнь только здесь и сейчас. В этой луже. Остальное - память, или сны, или просто слова.

- А багровые шрамы на запястье тоже сны?

- Не надо пытаться меня поймать. Милицейские замашки...

- Тогда объясни.

- Нечего объяснять. Шрамы - память о бытовой травме. Абсолютно нелепой...



...абсолютно нелепой, чтобы быть случайной.

Такой же нелепой, как джаз.

Как джаз в этой луже...



Если выкинуть на мусорку представления о собственной значимости, выкинуть дурацкие шаблоны и амбиции, выкинуть необходимость делать в квартире ремонт, поменять машину, купить новые ботинки, кастрюли и трехстворчатый шкаф-купе, то в луже вполне можно поместиться и даже чувствовать себя вольготно.

Я беру только маску для подводного плавания, которую купил в день, когда кончилось лето.

Я беру маску и живу в луже.

Мои друзья - инфузории-туфельки. Туфельки - правые и левые. У каждой туфельки обязательно есть пара. Дело в том, что туфельки размножаются делением, и от левой, например, отделяется правая, и наоборот. Но это только форма, а по сути туфельки unisex. Многие скептически пожмут плечами, мол, нашел с кем дружить, с инфузориями какими-то. Напрасно Вы так, Вы их просто не знаете. Они хоть и инфузории, но с ними не скучно. У нас много интересных и важных дел. Например, мы спасаем дождевых червяков, когда они нечаянно выползают в лужу. Они дождевые, но не морские же, и плавать почти не умеют. Вот и приходится... Когда спасать некого, мы развлекаемся тем, что цепляемся за лапки водомерок, скользим под поверхностью воды, разглядываем небо, облака и брюшки водомерок. Когда водомерки заканчивают все свои замеры и улетают, мы играем в обувной магазин. Это очень веселая игра - мы подбираем потерявшимся туфелькам пару. Должен сказать, что при этом мы серьезно нарушаем Закон о Защите прав потребителей, поскольку не отбиваем чеки. Но мы не боимся. У проверяющих слишком много собственной значимости и всегда есть необходимость поменять машину. Они никогда не поместятся в луже.

Есть еще много интересных и важных дел, но я не буду Вам всё рассказывать. Приходите, сами увидите. Еще успеете. В луже можно жить долго. До первого льда. Потом туфельки уходят в теплые края. Если в начале зимы Вы присмотритесь, то на свежем снегу обязательно разглядите тоненькие дорожки следов в сторону юга.

Туфельки не приемлют неподвижности.



А на город перевернулось средних размеров озеро. Стекает в другое озеро средних размеров. Два озера средних размеров в сумме всё равно дают озеро средних размеров. Зачем тогда?

У природы свой джаз. Не надо искать в нем смысла. Важны движения. Простые движения...



Я бережно храню в памяти восторг моего ребенка. Настоящий восторг, когда глаза ликующе горят: "Пап, неужели это мы? Неужели мы способны на такое?"...

Как-то гуляя, мы остановились на мосту дорожной развязки. Под нами был безжизненный поток железных машин. Казалось, в них нет людей. Но они же должны быть? Эй, люди, вы где-ее!? А-уу! Мы махали водителям руками, прыгали, на всех известных нам языках вопили "Привет!". И поток ожил, появились люди, они махали нам в ответ, сигналили, мигали фарами.

Час, или два, или десять минут мы провели на этом мосту? Не важно.

С тех пор прошел год, но когда мы бываем там, всегда звучит вопрос: "Пап, а помнишь...?", и глаза горят.

А совсем недавно, серьезно озадаченные списком хозяйственных покупок, мы отправились в соответствующие магазины. Так получилось, что первый магазин на нашем пути оказался несколько не соответствующим. Честно говоря, музыкальным он оказался. Список покупок открылся "Рамштайном" и "Тату" (текущие пристрастия дочери).

И всё.

Мы час гоняли по городу с педалью в пол, орущими на громкости 35 Татушками и Рамштайном, орущими еще громче нами, с открытыми окнами, с развевающимися волосами.

Нас не догонят!

В тот день в соответствующие магазины мы, конечно, не попали, но этот час я вычту из 650 годовых в машине и запишу в "актив".



Чтобы горели глаза, надо шагнуть чуть за границу. Небольшой, несложный шажок, но его достаточно, чтобы ненадолго стать сверстниками и долго помнить восторг этого маленького чуда.

Простые движения...



Я приезжаю на работу. Первый час всегда приятен. Большая кружка горячего сладкого чая. Вторая сигарета...

Я не тороплюсь с ней, надо подготовить себя, чтобы прочувствовать её в полной мере. Пожалуй, вторая сигарета наиболее ценная. Если я буду бросать курить, труднее всего будет расстаться со второй сигаретой.

Читаю почту, заполняю утреннюю пустоту в голове. Редкие письма от друзей, обильные и неизменно повторяющиеся новости в рассылках: "взорвали", "потерпел катастрофу", "выступил с заявлением". Это на ускоренной, читаю даже не заголовки, отдельные слова. Я ищу джазовые новости.



--- На каком-то там российском предприятии сгорел цех по производству огнетушителей ---

Учитывая, что пострадавших нет, замечательная новость. Даже не надо было и уточнять, что предприятие российское. Интереснее было бы в виде викторинки: "Угадайте, в какой стране сегодня сгорел цех по производству огнетушителей?". Попробуй-ка ошибиться, дружок.



--- Из Нью-Йоркской тюрьмы Рикерз-Айленд похищена картина Сальвадора Дали. Пропажу обнаружили в субботу утром. Оказалось, что злоумышленники заменили оригинал подделкой. Приглядевшись к висевшей в вестибюле картине, персонал заподозрил неладное и вызвал полицию ---

Этот факт не помещается в моей голове! В вестибюле тюрьмы (!) подлинник Дали (!!!). А как Вам тюремщики навскидку отличающие оригинал от подделки? Или у них искусствоведы переодетые в тюрьмах работают? Я не понимаю эту страну.



--- На Украине сгорел вагон спичек ---

Эге-гей! Не отстают братья-славяне! Даже словосочетание "вагон спичек" звучит очень по-хохляцки. А уж когда сгорел, ха-ха-ха.../мне безумно смешно/



--- На шоссе в американском штате Флорида перевернулся грузовик, который перевозил 80 миллионов пчел. Во время аварии 82-летний владелец груза погиб. Спасатели не могли извлечь тело в течение нескольких часов - пчелы кружили вокруг разбитого автомобиля и не давали приблизиться к телу ---

Что чувствовали пчелы? Кого они потеряли? Друга, отца, бога? Были ли у них слезы? Я не знаю ответа. У меня нет ни одной знакомой пчелы. Научите меня, как познакомиться с пчелой. Я буду покупать ей гречишный мёд. А она? Она пусть просто прилетает иногда и смотрит на меня своими глазами. Глазами-бусинками? Глазами-икринками? Глазами-росинками? Какие у пчел глаза? Черт, я не знаю! В интернете по запросу "пчела" фотографии мёда и упитанных пасечников. Неужели никому не интересно?

Научите меня, как подружится с пчелой, я расскажу Вам про её глаза, расскажу про её слезы.



А на город перевернулось средних размеров озеро.



Джаз-зззззззз шинами по мокрому асфальту.

Джаз-зззззззз порывом ветра с мокрых деревьев.

Джаз-зззззззз водопадами из водосточных труб.



Мы долго ждали лета.

Белые, полупрозрачные, выжатые прессом зимы, мы рвались впустить в себя тепло, рвались надышаться солнцем.

Дорвались.

Палатки, костер, хаотично-стремительное потребление спиртного, и, как закономерный итог, полное слияние с природой, познание мира растений изнутри. Дети Галактики, блин...

Помнить нечего и незачем.

Разве что Идентификацию...

Утром нашел в лесу четыре гриба. Четыре разных гриба, чтобы подвергнуть их Идентификации. Как-то купил на распродаже "Энциклопедию грибника", и, проснувшись, ощутил острую потребность оправдать покупку. Нет, пожалуй, это была второстепенная цель. Радикально изменить самооценку - вот была основная цель. Подумайте сами, все вокруг еще только делают робкие шажки в сторону homo sapiens, а я уже видный ученый-миколог.

Обязан предупредить последователей, быть микологом очень трудно. Во-первых, картинки в "Энциклопедии" черно-белые. Ладно, приврал, пусть не черно-белые, но серо-коричневые и размытые. Как пиратское видео. Ориентироваться можно лишь по силуэту гриба. Конечно, какого-нибудь дилетанта-грибника это вполне устроило бы, но не ученого-миколога! Я приступил к Идентификации по текстовому описанию. Но и тут препоны. Быстро выяснилось, что "Энциклопедия грибника" книжка переводная, с английского... Тут отвлекусь немножко.

Я долгое время мучился вопросом, что за люди такие наши леса наводнили? С лукошками, в платочках-телогрейках, в сапогах черных резиновых? И вот он ответ - англичане это, оказывается. Ходят, записывают всё про наши грибы. Замечали ведь, наверное, подойдешь к такому, бывало, спросишь: "День добрый! Сколь грибочков набрали?", а он насупится и молчит угрюмо в ответ. Оно и понятно, разве ж англичанин понимает по-нашему-то. Нет, конечно. Но вернемся к Идентификации.

Хоть я и видный миколог, но посреди похмелья мне было очень трудно разбираться во всех этих "пластинчатых низах гриба" и "чешуйчатых ножках". Посему важнейшим определяющим критерием стал запах гриба. Вы не поверите, но, по мнению английских коллег, грибы пахнут геранью, грушевой карамелью, крабами, сухофруктами, дыней и прочей парфюмерией. Ну откуда, скажите мне, грибу знать, как пахнет краб или дыня? Они и в глаза друг друга не видели никогда, а уж тем более не нюхали. Вполне естественно, что все мои грибы пахли грибами. Таких в "Энциклопедии", к сожалению, не было. Тем не менее, по совокупности признаков я смог идентифицировать Моховик Зеленый, Подберезовик Обыкновенный, Мицену Наклоненную и один неизвестный науке гриб. Мицена Наклоненная не съедобна. Ну и пусть бы несъедобна. Но ведь сформулировали-то как изуверски: "Несъедобен: очень маленький".

Что ж вы, сволочи английские, делаете с русским человеком!? Это же неприкрытый геноцид. Русского человека хлебом не корми, дай поэкспериментировать. Прочитает он такое и призадумается: "Мля-аа...а чё если Мицену вырастить побольше? Или, эта, ведерко Мицены набрать, да пожарить с картошечкой..."

Гнать надо англичан из наших лесов поганой метлой.

Гнать пока не поздно еще.

Почему только вот я должен думать об этом?

Почему все мои невинные исследования всегда заканчиваются тревогами за судьбы России?

Никто не ответит. Потому что дождь. Все спрятались.



Дождь не кончается.

Джаз-ззззззззз гулкими каплями по тугим зонтам-тамтамам.

Джаз-ззззззззз босыми ногами по мутным потокам.

Джаз-ззззззззз нервами-ручьями сквозь тело города.



А по лужам шагает милиционер в темных очках, тащит на плечо колесо от машины. Я ни разу в жизни не видел милиционера, который тащит колесо от машины в темных очках. Откуда у него это колесо? На тихой улочке остановил одинокую машину, водителя сожрал, а колесо отвинтил и тащит в укромный уголок. У каждого милиционера есть свой укромный уголок, куда он прячет добычу. И пусть прячет пока. Это несомненное благо для нашей Великой Страны. Когда наша Великая Страна вдруг станет совсем бедной, она проверит все укромные уголки, разбогатеет вновь и станет Богатой Великой Страной.

Только вот зачем он на себе колесо тащит?

Ты кати его, дурачок, оно же круглое...



Дождь бесконечен.

Похоже, на нас перевернулось маленькое море.

От обилия воды город разбух, превратился в гигантскую промокашку. Еще час назад яркий, многоцветный, он потускнел, размылся, стал серо-коричневым, как в энциклопедии про грибы. Попробуй, идентифицируй что-нибудь, разберись, что тут съедобно, что нет? Всё пахнет дождем. Всё стало дождем. Потоки воды неудержимы и бесконечно уверены в себе. Сопротивляться трудно. Легко плыть с ними, легко уплыть в них.

И если я еще здесь, а я не уверен в этом, но если я еще здесь, то лишь потому, что бесконечно верю кому-то мудрому, произнесшему однажды: "Есть ручьи, которые текут в другую сторону..."




© Олег Петров, 2003-2024.
© Сетевая Словесность, 2003-2024.





Словесность