"Роза Мира" и современная Россия


Алла Александровна Андреева - вдова известного русского мистика и поэта-духовидца Даниила Андреева (1906-1959), хранительница и издательница его творческого наследия. Благодаря ее стараниям в 1991г. был издан главный прозаический труд Даниила Андреева - "Роза Мира". Эта необычная и сложная книга неожиданно стала бестселлером: по приблизительным подсчетам ее тираж к настоящему времени перевалил за полмиллиона экземпляров. Вскоре последовали другие издания: стихотворный ансамбль "Русские боги", "Железная мистерия", "Новый Плутарх". Недавно вышел 1-й том Собрания сочинений Даниила Андреева, которое предполагается издать в 4-х томах. Последний том выйдет ограниченным тиражом - в нем публикуются избранные письма поэта. Напомню, что почти все произведения Даниила Андреева были написаны им в 1947-57 годах во Владимирской тюрьме.

Я познакомился с Аллой Александровной, когда она приезжала в октябре в Тарту на конференцию по русской культуре в метрополии и диаспоре. Я провожал ее до гостиницы. Мы разговорились, я попросил ее об интервью для "ДД".

- Известно, что произведения Даниила Андреева ходили в самиздате уже в 70-х годах. Какова, на Ваш взгляд, разница между тогдашним и нынешним их восприятием?

- В самиздате ходила только "Роза Мира". Количество копий было невелико - около 400. Кроме того, они изобиловали ошибками, пропусками или наоборот - произвольными вставками. Это была лишь предварительная подготовка к восприятию идей Даниила в их аутентичном виде. Что люди могли почерпнуть из "Розы Мира"? Во-первых, идею о множестве разноматериальных миров, о том, что ход истории определяется сразу на многих планах. Невоспринимаемые обычным человеком миры открываются мистическому или трансфизическому видению. Описание и осмысление процессов, происходящих на разных планах и взаимодействующих, было названо Даниилом "метафилософией истории". "Роза Мира" - это последовательное изложение мировой и, в особенности, русской метаистории. Во-вторых, книга создавалась в тюрьме, в тех исторических условиях, когда политическая тирания и торжествующая антидуховность были непосредственно переживаемой реальностью. Отсюда апокалиптические прозрения Даниила. Отсюда же - его далекая мечта: всемирная федерация государств с установлением над нею надгосударственной этической инстанции; идея в том, что управление миром должно осуществляться на основе этики, а не политики.

- Откуда же возьмутся люди, которые будут обладать достаточным для этого нравственным авторитетом?

- Даниил разработал целую программу, направленную на воспитание человека "облагороженного образа". Этический подход к жизни предполагает полное уважение друг к другу не только отдельных людей, но также народов и религий. "Роза Мира" как раз и означает всечеловеческое духовное братство. Как писал Даниил: "Если старые религии - лепестки, то Роза Мира - цветок: с корнями, стеблем, чашей и всем содружеством его лепестков". Конечно, "интеррелигия" - крайне неудачный термин. Нужно помнить, однако, что Даниил писал в то время, когда различия между религиями казались неважными перед лицом насаждаемой демонической антирелигиозности. Главная его идея: Бог един, а путей к нему много, это и различает религии между собой. Например, наш православный способ единения с Богом - литургия. Через евхаристию мы устанавливаем с Богом непосредственную личную связь. Это наш путь к Богу. У буддистов, скажем, он совсем иной. Но всякая религия, всякая вера достойна уважения - конечно, когда это вера, а не сектантское извращение.

- Что такое, по-Вашему, секта?

- Это нарушение основных догматов, отход от своей церкви. Сборища по домам, разного рода "эзотерические кружки"... Богородичный центр, Белое братство - настоящие секты, страшные, калечащие души. Даже на основе Розы Мира люди пытаются создавать какие-то общества.

- Что Вы думаете о распространении в России восточных религиозных учений?

- В качестве ознакомления это хорошо. Но принимать такую веру - это совсем другое. Мне кажется, что Общество Сознание Кришны не в Индии - это ерунда, оно не может быть действенным. Ведь религия тесно связана с землей, народом, его традициями...

- Каково отношение Розы Мира к экуменическому движению?

- Стремление к союзу и сотрудничеству между религиями "правой руки" естественно и может только приветствоваться. Только не нужно стремиться к их слиянию в какую-то новую религию. Замой 1990 года в Новосибирском Академгородке проходила конференция, посвященная Даниилу Андрееву. Там выступал, в частности, профессор Петербургской духовной академии, протоирей Владимир Софиулин. Он сказал очень правильную вещь. Попытки объединения религий делаются все время, и психологически это совершенно нормально. Нужно только разграничивать религию и нравственность. Это не одно и то же, а объединение религий обычно именно на почве этики. Этически относиться друг к другу - это еще не религия, это - до-религия. Но, конечно, я думаю, что все, кроме сатанистов, которые сознательно служат злу, даже любой дикарь - тянутся к Богу или богам.

- Кстати, у нас в Тарту не так давно обнаружились сатанисты. Эстонцы, совсем еще подростки. Оскверняли кладбища, молились дьяволу и зачем-то пырнули ножом известного эстонского поэта. А что в России?

- В прошлом году в Оптиной Пустыне на Пасху сатанист убил трех монахов самодельным мечом, на котором было выгравировано "666". Его посадили в психиатрическую больницу, немного подержали, а теперь он уже на свободе. А в Великую Пятницу нынешнего года там же, в Оптиной Пустыне, сатанисты длинной иглой закололи паломника. Святое место притягивает к себе силы зла. В этом году на Пасху там даже не было крестного хода вокруг обители - только во внутренней ограде и под охраной милиции.

- Я знаю, что некоторые православные священники осуждают "Розу Мира" за отступление от догматики...

- А я знаю многих священников, которые не осуждают. Все зависит от интеллектуального уровня конкретного батюшки. Планетарный Логос, Христос - стержень всей книги. "Роза Мира", несмотря на некоторые отступления от догматов, безусловно, православная книга.

- Как бы Вы определили жанровую природу "Розы Мира"? Что это - богословие, философия, поэзия?

- Хотя Даниил постоянно касается философских и богословских проблем, он - не богослов и не философ в чистом виде. Здесь, конечно, сказывается традиционная для русской культуры размытость границ между богословием, философией и литературой. Даниил Андреев - прежде всего поэт, но поэт особого склада: поэт-визионер или, если использовать русское слова, духовидец. Поэтому то, что пишет,- это не образ, не аллегория и не символ. Ему открывалась особого рода реальность - гораздо более реальная, чем реальность физического мира. Все его творчество - выражение личного духовного опыта; это не "символизм", а передача прямого видения.

- Как Вы оцениваете то, что происходит сейчас в России?

- Стремление к духовной жизни, к братству охватывает все большее количество людей. Одновременно мы видим разгул страшных, антихристианских сил. Общество поляризируется. Иногда кажется, что Апокалипсис совсем близок. Что же касается развала Союза, то мне кажется, что без этого можно было обойтись. Меня трудно подозревать в приверженности к советскому строю. Я отсидела в лагерях 9 лет и 4 месяца и никоим образом не являюсь советским человеком. Но то, что делается в России сейчас,- это просто страшно. Понятно, что результат 70 лет советской власти. У урода рождается урод. И все же я считаю, что могло быть иначе.

- Как именно?

- Мы все вместе могли изменить политический строй без того, чтобы разваливать страну на части. От разобщенности и взаимной ненависти не может выиграть никто.

- Что Вы думаете о российских политиках?

- В России у власти - банда. Очень важно сейчас искать путь честных людей. Они есть. Большую страну коррумпировать гораздо труднее, чем маленькую. Стоит только немного отъехать от Москвы, как сразу встречаешь нормальных, честных людей, которые хотят работать. Что же касается демократического движения, то его сейчас представляют три ведьмы - Боннэр, Старовойтова и Новодворская. Мне очень хочется послать им на Новый год в качестве подарков по метле, перевязанной праздничным бантиком. Что касается лидера коммунистов Ампилова, то, по общему мнению, это просто провокатор, настоящий поп Гапон.

- Как Вы относитесь к монархизму?

- Теоретически - сочувствую. Но реально - две пожилые женщины и толстый мальчишка, рвущиеся к престолу, - это просто смешно. Законного наследника нет. Морганатический брак не должен приниматься во внимание.

- Какие силы в России Вы считаете конструктивными?

- Я никогда не потеряю веру в Россию. Господь всегда посылает крест, который по силам. И то, что сейчас этот крест настолько тяжел, означает лишь то, что народ силен и способен его снести. Я верю в конструктивные силы. Их нет в правительстве и около правительства. Но они есть в народе, и рано или поздно они смогут возродить страну.


Мирза Бабаев

День за днем, 25 ноября 1994