Словесность

[ Оглавление ]








КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


Наши проекты

Мемориал-2000

   
П
О
И
С
К

Словесность




Трогательная история одной огромной любви


Посвящается моей жене, Алёне Гордиенко-Кураш

Постмодернизм - это болезненное маргинальное состояние современной культуры, метание между отживающим прошлым и необозначенным будущим, затянувшееся на долгие десятилетия. В большинстве своём, бесплодные хаотические поиски новых революционных форм самовыражения и отражения действительности. Попытка ухода от традиционных общепринятых систем и категорий восприятия и мышления. Попытка создания нового порядка вещей. Попытка переворота и переустройства общественного сознания. Попытка переосмысления моральных устоев и переоценки общечеловеческих и культурных ценностей. Попытка переориентации духовных устремлений человека.

Отцом "минимализма" и соответственно отпочковавшегося от него в начале второго тысячелетия и сформировавшегося как самостоятельное художественное направление "художественного документализма" многие современники считают Эрнеста Хемингуэя.

Как-то он поспорил с Фрэнсисом Скоттом Фицджеральдом, что сможет написать очень короткий рассказ. Хемингуэй выиграл спор, и написал рассказ, в котором было всего лишь шесть слов, крохотную трогательную историю жизни одного маленького мальчика: "Продаются детские ботинки. Неношеные" ("For sale: baby shoes, never worn").

После Хемингуэя в этом направлении пробовали себя многие известные мастера. И Раймонд Карвер, и Чарльз Буковски, и Арам Сароян, и Мэри Робинсон. Список знаменитых имён можно продолжать бесконечно долго.

Говоря о писателях минималистах, нельзя не вспомнить и о Василиске Гнедове и его "Поэме Конца". Эта "поэма" представляет собой чистый лист бумаги и ничего больше. Впрочем, утверждать, что поэма бессловесна и бессмысленна я бы не стал, есть название, в котором и заключена глубокая идея автора.

Хотелось бы сказать пару слов и о романе Владимира Блинова, который состоит из одной фразы: "Не надо! Я сама" - всего лишь четыре слова. И, тем не менее, Владимир Блинов определяет своё творение, как роман, считая его многогранным и поливариантным, открывающим богатейший простор для фантазии читателя.

Будучи писателем минималистом, в один прекрасный день я тоже захотел написать свою крохотную трогательную историю, такую же многогранную, глубокую и поливариантную, как у Хемингуэя и Блинова. И вот, что у меня получилось. Я написал рассказ в шесть слов, в котором была заключена история длиною в жизнь: "Я не хочу жить без тебя". Рассказ я назвал "Трогательная история одной огромной любви".

После этого я понял, что просто обязан сформулировать, хотя бы для себя, некоторые теоретические аспекты своего творчества. Ничего сверхоригинального из этого, конечно же, не получилось, зато появилось чёткое осознание того, что я делаю, того, на что убиваю всё своё свободное время. Итак:

Минимализм - художественное направление в литературе, базирующееся на минимализации использования в творческом процессе материалов, инструментов и средств художественной выразительности, на минимализации количества используемых слов при передаче максимума информации, на стремлении к упрощённости и единообразию форм. Герои в минималистских произведениях, как правило, безлики и не имеют характерных черт. В минималистических произведениях изображаются только самые необходимые, основные черты и детали. Автор, вместо того, чтобы описывать каждую мелочь или подробность, даёт только основной контекст, предлагая воображению читателя самому "дорисовать" историю.

Художественный документализм - художественное направление в литературе, в основу которого положено создание документа, отражающего ту или иную особенность действительности. Художественный документализм базируется на одиннадцати принципах:

1. Достоверность художественного образа.

2. Лаконизм. Для создания полновесного достоверного художественного образа достаточно минимального набора средств художественной выразительности.

3. Единство типизации и индивидуализации художественного образа.

4. Характер выступает центральным, главенствующим образом художественного произведения.

5. Детализация художественного образа. Каждая деталь важна для создания полновесного достоверного художественного образа.

6. Предметом художественного изображения является человек и окружающий его мир.

7. Идейное содержание является неотъемлемым компонентом художественного произведения.

8. Художественное произведение является системой ценностных ориентаций. Познавательная, воспитательная и эстетическая функции художественного произведения.

9. Пафос художественного произведения. Эмоциональность является стержневым важнейшим элементом любого художественного образа, любого характера и всего художественного произведения в целом, самым эффективным средством воздействия на читателя.

10. В основе любого художественного произведения лежит художественный вымысел, который является авторским способом отражения действительности.

11. Документализм. Всякое художественное произведение является своеобразным документом, в художественной форме фиксирующим те или иные черты действительности.

Владислав Кураш
Варшава
5 августа 2017




© Владислав Кураш, 2017-2024.
© Сетевая Словесность, публикация, 2017-2024.
Орфография и пунктуация авторские.





НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Елена Мудрова (1967-2024). Люди остаются на местах [Было ли это – дерево ветка к ветке, / Утро, в саду звенящее – птица к птице? / Тело уставшее... Ставшее слишком редким / Желание хоть куда-нибудь...] Эмилия Песочина. Под сиреневым фонарём [Какая всё же ломкая штука наша жизнь! А мы всё равно живём и даже бываем счастливы... Может, ангелы-хранители отправляют на землю облака, и они превращаются...] Алексей Смирнов. Два рассказа. [Все еще серьезнее! Второго пришествия не хотите? А оно непременно произойдет! И тогда уже не я, не кто-нибудь, а известно, кто спросит вас – лично Господь...] Любовь Берёзкина. Командировка на Землю [Игорь Муханов - поэт, прозаик, собиратель волжского, бурятского и алтайского фольклора.] Александра Сандомирская. По осеннему легкому льду [Дует ветер, колеблется пламя свечи, / и дрожит, на пределе, света слабая нить. / Чуть еще – и порвется. Так много причин, / чтобы не говорить.] Людмила и Александр Белаш. Поговорим о ней. [Дрянь дело, настоящее cold case, – молвил сержант, поправив форменную шляпу. – Труп сбежал, хуже не выдумаешь. Смерть без покойника – как свадьба без...] Аркадий Паранский. Кубинский ром [...Когда городские дома закончились, мы переехали по навесному мосту сильно обмелевшую реку и выехали на трассу, ведущую к месту моего назначения – маленькому...] Никита Николаенко. Дорога вдоль поля [Сколько таких грунтовых дорог на Руси! Хоть вдоль поля, хоть поперек. Полно! Выбирай любую и шагай по ней в свое удовольствие...] Яков Каунатор. Сегодня вновь растрачено души... (Ольга Берггольц) [О жизни, времени и поэзии Ольги Берггольц.] Дмитрий Аникин. Иона [Не пойду я к людям, чего скажу им? / Тот же всё бред – жвачка греха и кары, / да не та эпоха, давно забыли, / кто тут Всевышний...]
Словесность