Словесность

[ Оглавление ]








КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


   
П
О
И
С
К

Словесность




       

Кто сядет в кресло Хикмета
или
удар в "Солнечное сплетение"

ЖУРНАЛЬНЫЙ ЗАЛ

Знамя
обтрепалось

Новый мир
устарел

Октябрь
уж отступил

Звезда
угасает

эНЛэО
в пролёте

Урал
живу я тут

Волга
обмелела

Континент
как остров

Арион
не тонет

(авторские танкетки)


Глеб Бардодым
поэт Глеб Бардодым (Ижевск)
Михаил Бутов
член редколлегии журнала "Новый мир", прозаик, лауреат Букеровской премии Михаил Бутов (Москва)
Мария Ватутина
поэт Мария Ватутина (Москва)
Герман Власов
поэт и переводчик Герман Власов (Москва)
Ольга Ермолаева
поэт, редактор отдела поэзии журнала "Знамя" Ольга Ермолаева (Москва)
Александр Кабанов
поэт, лауреат премии журнала "Новый мир", главный редактор журнала "ШО" Александр Кабанов (Киев)
Павел Крючков
член редколлегии журнала "Новый мир", литературный критик Павел Крючков (Москва)
Геннадий Русаков
поэт, лауреат малой премии А.Григорьева и премии "Московский счет" Геннадий Русаков (США)
Олег Хлебников
поэт, зам. главного редактора "Новой газеты" Олег Хлебников (Москва)

1

Через год после завершения своего цикла статей "Актуальная словесность", посвящённого, в основном, одноимённому специальному проекту, бывшему направленным "на преодоление "географического неравенства", через установление прямой коммуникации региональных сообществ со столичной литературной средой" - возвращаюсь к нему с некоторой надеждой. Год прошёл отнюдь не как сон пустой, но мой царь (в голове) был вынужден (не без собственного желания) "жениться на другой". Теме, разумеется. Ибо проект "Актуальная словесность" в силу ряда причин, что называется, приказал долго жить. И приказ был выполнен (подробности - далее)...



В 2006 году "Культурными столицами Поволжья" были Нижний Новгород и Пермь. Последняя, должен сказать, подошла к реализации программы с размахом и ответственностью (а городское начальство даже загадывает на будущее сделать Пермь "Культурной столицей России"). В отличие от Нижнего, практически проигнорировавшего свой нынешний культурностоличный статус. При минимуме человеческих и других ресурсов в городе, в 1932-90 гг. носившем имя классика русской литературы, в рамках программы "Культурная столица Поволжья" нынче состоялись всего две встречи с писателями (зато какими!) - Фредериком Бегбедером в июле (см. "отчёт" пресс-секретаря "КСП" Ольги Татосьян) и Петром Вайлем в сентябре...

Литературная составляющая пермской "Культурной столицы Поволжья" была более насыщенной. В июле, например, сюда приезжал Томас Венцлова - для участия в международной научной конференции, посвящённой Пастернаку. Осуществлялись здесь и местные проекты, так или иначе связанные со словесностью - увы, как правило, "одноразовые". Тем ценнее опыт долгосрочного проекта "Узнай поэта!", нынче впервые проведённого в рамках программы "Пермь - культурная столица Поволжья-2006". Ежегодный студенческий конкурс поэзии "Узнай поэта!" учрежден философско-литературной студией "Арт Модерн" кафедры философии Пермского Государственного Технического Университета - и проводится на базе ПГТУ. Цель конкурса - создание постоянной поэтической площадки, дающей возможности студентам-поэтам публично представиться и поделиться своими литературно-философскими поисками.

24 октября Пермь (в лице немногочисленных вольных слушателей) действительно вживую "узнала поэтов". Среди которых попадались авторы с весьма интересными текстами (сам я, например, выступавший на вечере в качестве единственного иногороднего гостя, открыл для себя перспективного Сергея Богомягкова. Имеются и другие эмоциональные отзывы). Организаторами конкурса стали поэты Ольга Роленгоф (давний автор "Сетевой словесности"), Татьяна Миронова, философ Наби Балаев. А в его жюри вошёл яркий молодой поэт Павел Чечёткин, лауреат малой премии "Триумф" (2004). В финал вышли пятнадцать авторов в трёх номинациях. Успехов, пермяки!..




2

О главном. Предпосланный этой статье весёлый по форме и печальный по содержанию цикл танкеток о современном состоянии "толстых" литературных журналов я написал ещё три года назад. Времени и воды с литераторских перьев с тех пор утекло немало, а положение "толстяков" (во всяком случае, в читательском сознании) изменилось не очень. Об этом свидетельствуют и их тиражи (№11, 2006 "Нового мира" - 7500 экз., №11, 2006 "Знамени" - 4300 экз. и т. д.). В какой-то мере на исправление ситуации влияют довольно редкие поездки сотрудников редакций и авторов в регионы (на моей памяти в последние годы в Ижевске выступал лишь главный редактор "Знамени" Сергей Чупринин - в марте 2004 г.). Вообще, Удмуртии, находящейся на полпути между двумя культурными столицами - Москвой и Екатеринбургом (и, несмотря на вхождение в состав ПФО, исторически более тяготеющей к Уралу) - увы, в постсоветский период - до относительно недавнего времени - с подобными встречами не везло...*

Зато сейчас, на смену почившей "Актуальной словесности", пришёл бодрый арт-проект "Солнечное сплетение", направленный на популяризацию современной литературы и развитие литературного творчества, реализуемый с октября 2006 года. Тогда в рамках проекта состоялся четырёхдневный визит в Ижевск поэта и художника Дмитрия Пригова, говоря шершавым языком, получивший большой общественный резонанс и широко освещавшийся в местной прессе.

Продолжением "Солнечного сплетения" стали творческие встречи с поэтами и писателями - авторами и редакторами журналов "Новый мир" и "Знамя", проходившие с 1 по 3 декабря в Ижевске, Воткинске, Сарапуле при поддержке газеты "Известия Удмуртской Республики", компании "Билайн" и Сарапульского ЛВЗ.



Показательной (и отчасти почти скандальной) была встреча на родине Чайковского. 2 декабря в Музее истории и культуры г. Воткинска выступили: член редколлегии журнала "Новый мир", литературный критик Павел Крючков (Москва); член редколлегии журнала "Новый мир", прозаик, лауреат Букеровской премии Михаил Бутов (Москва); поэт, зам. главного редактора "Новой газеты" Олег Хлебников (Москва); поэт, лауреат премии журнала "Новый мир", главный редактор журнала "ШО" Александр Кабанов (Киев); поэт Мария Ватутина (Москва); поэт, редактор отдела поэзии журнала "Знамя" Ольга Ермолаева (Москва); поэт, лауреат малой премии А. Григорьева и премии "Московский счет" Геннадий Русаков (США); издатель современной поэзии Николай Филимонов (Москва); поэт и переводчик Герман Власов (Москва). Также здесь читали свои стихи поэты Глеб Бардодым (Ижевск) и ваш корреспондент.



Отрадно отметить, что "сплетение" оказалось действительно "солнечным" - и по составу "команды" литераторов и по качеству их текстов. И у каждого писателя нашлось своё "солнечное сплетение" с Воткинском. Например, визиту предшествовали переписка по электронной почте, взаимное включение в "список друзей" в "Живом Журнале" участников вечера и автора статьи, и т. д. А утром в день выступления, по дороге в музей, сюда позвонила Маша Ватутина (у которой есть стихотворение "Воткинск" и обширный ряд других "удмуртских" вещей), передавшая просьбу Михаила Бутова срочно найти в Интернете и распечатать его "самый короткий" рассказ "Цена". Просьбу удовлетворили...



Ещё и принтер не остыл, а гости уже были у нас. Случилось так, что именно в это время в музей привезли довольно крупные вещи, переданные вдовой великого турецкого поэта Назыма Хикмета, живущей в Воткинске - Галиной Григорьевной Колесниковой. И столичные литераторы добровольно взялись помочь в их разгрузке. Жаль, никто не запечатлел, как известный прозаик, член редколлегии "Нового мира" Михаил Бутов, набирающий популярность поэт и представитель главного спонсора проекта Глеб Бардодым, издатель современной поэзии Николай Филимонов (при моём посильном участии) - вручную переносят на второй этаж музея шкафы и другие предметы, некогда принадлежавшие классику мировой литературы. То есть, они и с ним "солнечно сплелись" (хотя от предложенного присаживания в рабочее кресло Хикмета, очередной юбилей которого (105-летие со дня рождения) отмечается 15 января 2007 года, вежливо воздержались). А самый старший по возрасту и заслугам поэт Геннадий Русаков вспомнил, что в молодости не раз видел в этом кресле его хозяина...



На самой творческой встрече в основном звучали стихи, но, в отличие от ижевских выступлений, замечательный прозаик Михаил Бутов не стал отмалчиваться, а прочёл "музейную" распечатку своего всё же довольно длинного рассказа, граничащего с публицистикой и вызвавшего горячие споры и в Москве, и здесь, в глубокой провинции. В целом, все участники, как говорится, были на высоте. Каждый на своей, а кое-кто и почти на "безымянной". Так, Николай Филимонов представил книги собственного издательства, специализирующегося исключительно на современной поэзии, что в наше время можно приравнять к "тихому подвигу" - причём, печатающего практически неизвестных (или малоизвестных) даже в узких кругах отличных московских и не-московских авторов (Константин Гадаев, Михаил Дидусенко, Вечеслав Казакевич, Михаил Кукин, Александр Страхов, Игорь Фёдоров...) тиражами 500-750 экземпляров. И новая полисемантическая звукопись Александра Кабанова или трепетный лиризм Германа Власова и Глеба Бардодыма ничуть не диссонировали с голосами ушедших классиков русской поэзии, бережно собранными Павлом Крючковым в интернет-аудиопроекте "Звучащая поэзия". А Ольга Ермолаева и Мария Ватутина не только мужественно читали свои великолепные "женские" стихи, но и героически представляли собравшимся "мужскую" часть делегации. И вместе с другими претерпели публичные нелицеприятные высказывания уроженца Ижевска Олега Хлебникова. Последний сначала выразил свою радость от встречи с земляками, а вслед за этим заявил, что всё услышанное им в ходе этих литературных чтений (кроме пронзительно-трагичных стихов Геннадия Русакова, в самом деле прекрасного поэта, специально для этой поездки прилетевшего из-за океана...) - "очень плохо", "ужасно" и "кошмарно", несмотря на то, что подаётся как лучшие достижения современной поэзии и прозы...



Что ж, хороший поэт с большим опытом литературного редакторства, разумеется, имел право обнародовать своё весьма критичное мнение, однако воткинские слушатели (аудитория довольно небольшая, вопреки активным призывам организаторов "ударить обязательной явкой по "Солнечному сплетению"", но "целевая"), не очень избалованные подобными встречами - остались откровенно благодарными всем участникам проекта, который будет продолжен и в 2007 году.



Что обнадёживает. Ибо от подобных "ударов" в местное "Солнечное сплетение" удмуртским поклонникам современной художественной литературы, образно говоря, становится легче дышать и ориентироваться в порядком захламлённом информационном пространстве. Ну, а кресло Назыма Хикмета в нашем музее ждёт тех, кто (памятуя поговорку о чужих санях) всё-таки рискнёт в него сесть...



Олег Хлебников и Николай Филимонов
Олег Хлебников и издатель современной поэзии Николай Филимонов (Москва)
Олег Хлебников и Александр Корамыслов
Олег Хлебников и Александр Корамыслов

Примечание

* На ранее глубоко провинциальный, маргинальный во многих (в том числе, филологическом) отношениях Ижевск наконец-то обратили внимание как на литературный объект (вернее, объект приложения писательско-издательских усилий) лишь в начале 2004 года. 24 января в рамках программы "Культурная столица Поволжья-2004" здесь открылся специальный проект "Актуальная словесность" (куратор - заместитель руководителя программы "Культурная столица Поволжья" Глеб Фирсов, Нижний Новгород). А в течение 2004-2005 гг. в Ижевске прошло множество интереснейших мероприятий проекта с участием таких мастеров как Михаил Айзенберг, Марина Вишневецкая, Дмитрий Воденников, Андрей Геласимов, Андрей Дмитриев, Виктор Ерофеев, Виктор Куллэ, Вячеслав Курицын, Людмила Петрушевская, Лев Рубинштейн, Александр Щуплов и других...



Приложения




© Александр Корамыслов, 2006-2024.
© Сетевая Словесность, 2007-2024.





НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Елена Мудрова (1967-2024). Люди остаются на местах [Было ли это – дерево ветка к ветке, / Утро, в саду звенящее – птица к птице? / Тело уставшее... Ставшее слишком редким / Желание хоть куда-нибудь...] Эмилия Песочина. Под сиреневым фонарём [Какая всё же ломкая штука наша жизнь! А мы всё равно живём и даже бываем счастливы... Может, ангелы-хранители отправляют на землю облака, и они превращаются...] Алексей Смирнов. Два рассказа. [Все еще серьезнее! Второго пришествия не хотите? А оно непременно произойдет! И тогда уже не я, не кто-нибудь, а известно, кто спросит вас – лично Господь...] Любовь Берёзкина. Командировка на Землю [Игорь Муханов - поэт, прозаик, собиратель волжского, бурятского и алтайского фольклора.] Александра Сандомирская. По осеннему легкому льду [Дует ветер, колеблется пламя свечи, / и дрожит, на пределе, света слабая нить. / Чуть еще – и порвется. Так много причин, / чтобы не говорить.] Людмила и Александр Белаш. Поговорим о ней. [Дрянь дело, настоящее cold case, – молвил сержант, поправив форменную шляпу. – Труп сбежал, хуже не выдумаешь. Смерть без покойника – как свадьба без...] Аркадий Паранский. Кубинский ром [...Когда городские дома закончились, мы переехали по навесному мосту сильно обмелевшую реку и выехали на трассу, ведущую к месту моего назначения – маленькому...] Никита Николаенко. Дорога вдоль поля [Сколько таких грунтовых дорог на Руси! Хоть вдоль поля, хоть поперек. Полно! Выбирай любую и шагай по ней в свое удовольствие...] Яков Каунатор. Сегодня вновь растрачено души... (Ольга Берггольц) [О жизни, времени и поэзии Ольги Берггольц.] Дмитрий Аникин. Иона [Не пойду я к людям, чего скажу им? / Тот же всё бред – жвачка греха и кары, / да не та эпоха, давно забыли, / кто тут Всевышний...]
Словесность