Словесность

[ Оглавление ]








КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


     
П
О
И
С
К

Словесность


Алексей Сомов

Книга отзывов. Архив 3



Архивы:  07.02.11 (6)   02.05.10 (5)   24.01.10 (4)   09.10.09 (3)   28.03.09 (2)   09.06.08 (1)  



09.10.09 12:12:45 msk
Эль - Дмитрию

Нет, именно заставлять себя - не стоит. Не тот случай, правда. Заставлять себя читать имеет смысл тогда, когда хочешь разобраться с какой-нибудь большой и неоднозначной книгой. А тут же все ясно, как день. И музычка здесь если и звучит, то именно музычка, какой-нибудь электронный микс с перебивками шансона. Ну, редко-редко - Чайковский, да и то в качестве рингтона для мобилы (пользуясь образами из повести).
...Иногда я с ужасом думаю, что если бы я писал  т о л ь к о  такие вещи как "Аниме" - меня бы в лучшем случае при встречах игнорировали, в худшем - били ногами:-) Причем имеет место такая любопытная закономерность: прокляли меня в основном те, кто читал все эти прежние, корявые и злые (и все равно замечательные в большинстве, я их люблю все до единого) тексты. Те же, кто начал с "Аниме", почему-то не обломались и на других рассказах и стихах.
К слову: "Аниме" я люблю больше всех. На данный момент. Потому что последняя, слабенькая еще и беспомощная. Еле-еле держит головку. Как таких не любить?

...Видите ли, Дмитрий, здесь нет и не может быть поступательного, линейного движения: если автор после оголтелой "жести" выдал откровенную попсу, это далеко не всегда не значит, что сам автор вдруг так резко полегчал (а если новая вещь и вправду уступает предыдущей по художественным достоинствам, это совсем не значит, что автор деградирует или исписался). Это может означать, например, что его какая-нибудь розовая муха укусила. Или он утром, вставая с постели, не той задней ногой нащупал любимую плюшевую тапочку. И пошел балдеть соответственно.
Отсюда (впадая в гумилевский тон) - большое недопонимание между критиками и авторами.
В любом случае я рад  л ю б ы м  отзывам - без скидок на "нетворческость" или что там еще - и, например, такому вот конструктивному брюзжанию, как Ваше, рад больше, чем восторгам. Второе отвлекает, первое помогает сориентироваться.

ЗЫ. Да, а где Вы "Вуду Пипл" слышали? Мне интересно. Просто (изъ Самары пишутъ) есть где-то аудиокниги, где кто-то читает какие-то мои рассказы. Поскольку я к этому не имею никакого отношения, весьма заинтригован качеством чтения, записи, ну и вообще.
С уважением,       


09.10.09 11:25:05 msk
Дмитрий

Написал сначала рецензенту, потому что ей это понравилось и другое тоже, а ведь это такое разное. И еще зацепили ее слова про поэзию (звучит- не звучит).
Повесть  "Аниме" мне показалась откровенно легковесной после "Вуду пипл". Там надрыв такой, особенно если не читать, а слушать. Мне прочитали, я просто аудиал почти полный. В таком восторге был, прямо музыка.Местами жуткая, местами душевная или духовная (не знаю) и не потому, что  ее там называете. Фразы музыкальные "Армия твоего детства" - музыка.
А здесь музыки не слышу. А может и не прав: ведь так не бывает, чтобы одно звучало, а другое нет у одного автора.
И вообще я не писатель, не творческий человек. Может и не понять мне этого. Не стоит разбираться.
Или заставить "Аниме" себе прочитать что ли? Вы как советуете?


06.10.09 23:31:04 msk
Эль - Чужакевичу

Костян, друже,

как же я рад. Йопт, за технические подробности я и хотел с тобой перетереть, когда еще в кои-то летние поры посылал тряхомудию тебе на первичный отсмотр и отлов. А ты {пропуск> не среагировал ни разу {нрзб>.
Ну, херня. Когда в серии "Хлястики и подременники" издательства "Сегрегация "Копра" выйдет с золотым обрезом, тогда поправим все косяки. Будешь этим... техническим консультантом.
На собаках я последние два раза от тебя добирался с чудесами неописуемыми и никуда невставляемыми по причине, что лисно меня они уже не вставляют. Так что приеду как положительный герой. КАК... а там будем посмотреть.
Предположительно - с первым снегом.
Кучу музыки тебе привезу. Твоей любимой, как мне кажется. Ну, или тебе придется ее полюбить.
Мускарии все Корамыселу не скармливай, а то он такой. У него в холодильнике видел скока банок с грибами? Вот и мускарии начнет мариновать.
Кароче, оставьте мне. А я тебе "микса" закину по возможности. Знаешь эту новую тему, да?
"О Боге и твоем ЖЖ" - плюспидцод. Хорошая компания для Бога. А впрочем, "Хроники Апатрида" днями накрылись. Той самой дзудзой.
Как говорит один недавний знакомый, жгу... то есть жму руку.     


06.10.09 23:14:40 msk
Чужак (blablabla@bla.ru)

Шолом, Альёша!

С тугими перерывами прочёл эту твою тряхомудию про фен. Немедленно реагирую, ибо мой почтовый агент слёг - инфразвуковая контузия: хули - "BAT". А ведь хочется написать теперь что-нибудь злое, но необидное? Прорвалось-таки. Соскучился, фигли. Если бы не моя нынешняя страсть к "ПЕРДИсловиям" да к послесловиям... Заглянул в конец. Дотерпел до него, сладкого. После словишь,а?.. Есть чисто технические, и мне, как наркоману... Да не-е. В общем-то можно поставить на всё это заплату из "Рим стоит на семи холмах". Или из "Прикладной тетралогии".
Любовь всё спишет. Чудес не бывает, Сомафф!

...Возлюбили тебя тут филологини, а? Товарищи-про-Заек-ученики. Фпрочем - ну его нахуй! Подваливай лучче, коли будет оказия. Да если - и нафиг: што ты как наивный? На "собаках", к примеру. Это же так просто. Иногда большое чудо складывается из маленьких чюдесиков. Их есть у меня.

Встречался днями с А. Корой Мыслей, дак он - очень положительный. Идёт на контакт. На моих глазах выпил пять литров пива, съел сковородку картошки, жареного леща, две шляпки Amanita muskaria и две буханки хлеба. Закусил антоновкой с копчёной мойвой. И поговорил мне о Боге. И от твоём ЖЖ. Куда я пока не доберусь из-за уёбищности местного траффика. А в рыбе - фосфор. Живот у Саши продолжает свой неутомимый рост. Так что... Подваливай. Может, вы найдёте с ним общий язык.

...Да вместе потрещим! Я те ножницы подарю. Не "Zinger" и даже не "Singer", конечно, но кое-что из российского капиталистического периода тотального ребрендинга. (Я, кажется, уже стою у ТОЙ двери, с этими ножницами, чтобы ленточку перерезать.) Или что там? Паутина? Паутинпутина. Стою, ковыряю в носу. С бодрым недоумением улыбаясь чему-то чужому...

И ножик, ножи-и-ик уже забери!
"...Буду резать,
буду бить!.."
Продолжение сам знаешь!

Крепко обнимаyou!
Твой ЧЕ.


03.10.09 22:12:40 msk
Эль - Елене

Зато меня за этот рассказ ни заглазно не упрекали в конъюнктурности, ни, соответственно, глаза не кололи "модными масовыми болезнями" или как там еще. Золотые деньки, в общем, были:-)))
Или это слишком слабое утешение?
...Иные старые рассказы нельзя перечитывать. Опасно. Ими надо переболеть только однажды, и все. Как там было у Евтусенского-Вознушенки, что ли: "Не возвращайтесь к былым возлюбленным...".
Тем более, что эти возлюбленные давно мертвы.
Жестоко, но так.


03.10.09 22:01:20 msk
Елена

«Ножницы» - это не «Аниме», не повесть на Проза. Ру. Очень сложно сформулировать, что чувствуешь, когда это читаешь.
«Ножницы» - жуткий рассказ-обманка. Пасхальный рассказ, по определению, должен быть жалостливым, жестоко-добрым, со счастливым финалом-воскресением (возрождением, возвращением к жизни). Так должно быть! А здесь так страшно все с самого начала. Кажется, интересно будет:  волшебная дверь, которая непонятно, куда ведёт, должна в другой волшебный мир. А здесь мир такой враждебный «должно было быть» и главное, «не стало». Ничего у человека не стало. Ни дома (квартира, по-моему, уже не дом, не его дом, пристанище что ли). Ни вещей, которые постоянно пропадают по воле домового, не принимающего его. Одни воспоминания, но и они не радуют. Ничего и друзьям не расскажешь, кто не пережил не поймет, пожалеет, а не поймет. Ужас. И дверь волшебная-неволшебная: ни от чего она не спасает. От милиционеров, патрулей, хулиганов, может быть, есть надежда уйти, а самому куда? Возвращение – бегство в никуда, поэтому и обрывается все на середине фразы.
В эпиграфе сказано «будьте милосердны». К кому обращены эти слова? К мертвому Санта-Клаусу? К друзьям вроде другие слова. Почему они уходят, а он один? Несправедливо! Не должен человек быть один!
И язык такой, что все время за слова цепляешься, спотыкаешься на них: «перманентный зоопарк», «пятилетние мозги», «подрастают слепые торцы», «цельнолитый панцирь из палладия», «всехсезонные шапки-гондонки», «ад коммунальных квартир». И это «наверное, меня убили» и уточнение, там, под фонарем. И где здесь свет? Или тьма должна спасти?
Я помню, как мне было страшно читать рождественский рассказ Леонида Андреева «Ангелочек». А этот еще страшнее для меня. Там у мальчика-волчонка озлобленного хоть отец есть. А здесь кто?


02.10.09 04:19:36 msk
Он же

...и страшнее, разумеется.


02.10.09 04:18:27 msk
Эль - Товарищу

Если мне действительно удалось вдруг что-то такое вытащить на поверхность - я как автор могу быть только счастлив.
По поводу пренебрежения кем-то ради кого-то... вот честно, до сих пор ни разу всерьез не задумывался о расовой (религиозной и т. п.) сегрегации своей аудитории.
Если все же и существует какое-то разделение на своих и чужих (а такое разделение в конечном счете должно существовать, Вы правы) - оно проходит неможко по другой линии. По линии души, что ли. И не в этой конкретно вещи и вообще не в том, что пишется и публикуется, а где-то гораздо глубже.   


02.10.09 01:30:06 msk
Товарищ - Автору

Простите, если я скажу банальную глупость, но вы - писатель, а я читатель - "глубоко интимное" поднимаете на поверхность вы...
Я могу себе позволить следовать моей любимой формуле, которую когда-то предложил мне один писатель (кстати)-
Мы будем счастливы как можем,
Они пусть будут как хотят!
/i>
а вот можете ли вы, это вопрос, который всех читателей интересует, а можно ли вам пренебречь какой-то частью аудитории ради другой, которая, скажем так, ближе - социально, национально, религиозно, философски?


30.09.09 00:45:51 msk
Автор

Знаете, я все же уверен, что если всю эту разницу держать в уме и при этом оставаться людьми - диалог и сосуществование вполне возможны. По крайней мере, я имею реальные примеры, подтверждающие это на практике.
Я считаю себя православным христианином по рождению, по крови, что ли, потому что и рожден, и воспитан, и живу, и умру в этой системе координат, и она меня абсолютно устраивает. Мое - и все тут. Поэтому меня всегда удивляет (а порой и коробит), когда моих соплеменников начинает швырять в буддизм и т. д. Но это личные вкусовые пристрастия, которые дела не меняют. В частности, это НЕ мешает мне с уважением относиться к принципиально, исконно чуждым, не моим системам. И это вовсе не "книксены", уж поверьте.
Вообще какая разница, что там прокладывает и пролегает... Точно так же, как и во взаимоотношениях с Б-гом, это - дело глубоко интимное. Здесь каждый выбирает по себе - быть человеком или...


30.09.09 00:15:20 msk
Товарищ - Автору

Все можно списать на паранойю, но религиозные пристрастия прокладывают пропасти между народами много тысячелетий, поскольку диктуют поведение людей сегодняшнее ежедневное и перспективное. С Чечней, и не только с ней, у нас старая история - мы можем трижды сделать книксен аххалу или сказать, что мы вообще ни в какого бога не верим, это ничего не изменит, пока они не разберуться сами с собой, так же как мы стараемся разобраться сами с собой. И то, что они входят в состав нашей страны, ничего не меняет, как в семье - братья и сестры тоже входят в состав, но...


29.09.09 06:04:22 msk
Он же - вдогонку

вообще же особо "располагать" кого-либо незачем. По моим наблюдениям, нутряной страх перед нижеописанным восточным нелюдем если где и сохранился, то в  глухой российской глубинке, или - что то же самое - на задворках чьего-нибудь девственного, что называется, парохиального сознания. В нормальном обществе чеченцы давно и успешно вписались в общий контекст, занимаются своим делом - юриспруденцией, бизнесом, строительством и т. д.
А о местечковой паранойе, которой, к слову, кое-кто до сих пор болен не только у нас, я написал в недавней рецензии на книгу Орианы Фаллачи в "ТекстЭксперте" textexpert.ru/node/1254 Там, конечно, кое-что утрировано (полемический запал), но все же.


29.09.09 05:35:11 msk
Автор - Товарищу

Небольшое усилие над собой, даже не усилие, а здравое размышление - и станет ясно, что образ врага, который напрочь лишен человеческих черт и которого, кажется, принято мочить в сортире или как-то еще - это такой забавный анахронизм времен еще первой чеченской, наверное. Ну, помните все эти киношные страшилки-штампы: заросшие до самых глаз нелюди в хаки, отрезанные головы, в общем, сплошной гортанный ужас. Может быть тогда это и было оправдано правилами старой доброй неандертальской войнушки: так ведь проще, да? - но не сейчас.
У меня, когда я приступал к повести, не было задачи заставить общество прямо так сразу взять и полюбить чеченцев. Я лишь был удивлен, до чего плохо мы знаем - совсем не знаем - этот маленький гордый народ, живущий с нами бок о бок, чья история так тесно связана с историей России.
Что касается коммерческой составляющей литературы - я с Вами согласен.     


29.09.09 01:09:18 msk
Товарищ - Автору

у меня нет идиосинкразии на эпитет "коммерческая".

Вот именно, у меня тоже вовсе нет, это и имелось в виду, но ведь требовались аргументы, пришлось применять то видение, которое наиболее распространено в современном восприятии большинства. Коммерческое не значит - плохая литература и никогда не значило, но учитывать какие-то реалии приходится, разве нет? Вы всерьез считаете, что сейчас можно расположить русского читателя к чеченцам, даже не расположить, просто - чтобы прочли, не отторгая сразу?


28.09.09 12:25:58 msk
Автор

Обманывать вообще некрасиво и чревато. С некоторых пор я подумываю о том, что пора бы прекратить этим заниматься:-)


28.09.09 12:11:42 msk
рс

Название повести очень правильное. Автор честно сообщает читателю, что его ожидает там внутри. Читатель надеется, что автор его все-таки обманет, так не же, не обманул. Массовая болезнь "больших глаз".


28.09.09 07:24:57 msk
Марина - Товарищу

Уважаемый Товарищ, детективный сюжет не есть показатель дурного вкуса. Представляю, как бы от Вас досталось беднягам Ф.М. Достевскому и Умберто Эко, в произведениях которых всё держится на детективном сюжете.
"Понаехали" - не принимается. Зара не "понаехала" - она спаситель главного героя, да и о "понаехали" в повести нет ни слова.
Жанр произведения повесть-сказка предполагает счастливый финал по определению.
Про компьютерную игру - отдельная тема. Почитайте того же М. Павича, его "Семь смертных грехов" начинаются и заканчиваются, как компьютерная игра.


28.09.09 00:11:42 msk
Автор

лично у меня нет идиосинкразии на эпитет "коммерческая". Да, изначально "Аниме" и задумывалась как развлекательное чтиво с крепким сюжетом и хорошим финалом.
Товарищ, меня только вот что смущает: неужели Вы увидели в моих восточных людях одно это - "понаехали"? Я сам жил с чеченцами, общался, и в целом испытываю к ним уважение, граничащее с восхищением. Очень красивый, простодушный и честный народ. Об этом я и пытался сказать в повести, кроме всего прочего.


28.09.09 00:05:13 msk
Товарищ - Марине

Аргументы: восточные люди, которые "понаехали", терроризм, детективность, стокгольмский синдром - очень востребованные сегодня темы, коньюктурные. Компьютерная игра, в сущности, со счастливым концом...


27.09.09 23:14:26 msk
Марина

Не очень понятно, почему произведения с хорошо проработанным сюжетом, интригой, которая держится до конца, несколькими линиями, пересекающимися в определённых ключевых моментах, относят к коммерческой литературе. Коммерческие произведения пишутся по определённому клише, лекалу. А "Аниме" при всей сюжетности и кажущейся легковесности - хорошая литература. Вы, господа Ученики-Прозаики, Товарищи, Доброжелатели, хотя бы приводили аргументы, подтверждающие Ваши "подозрения". Почему "Аниме" - коммерческое произведение? Мне как автору рецензии это было бы крайне интересно.


25.09.09 09:40:13 msk
Эль - Товарищу

...только не в данном случае (см. ниже)


25.09.09 02:01:29 msk
Товарищ

А ведь "Прозаик-ученик" в чем-то прав насчет коммерческости...


21.09.09 22:19:19 msk
Злобрая Фея

Коммерческий- не коммерческий! Какая разница. Надо, чтобы интересно было! Книга для людей пишется, а не для того, чтобы сидеть, смотреть на неё и гордиться. А прозаик-ученик просто адрес Дьявола спросить хотел. А Вы, Сомов, даже не намекнули.
Опять про "Аниме". Перечитывала эпиграфы - смеялась, особенно над "случайным" набором слов.


21.09.09 15:06:05 msk
Автор

Ну, я пока и не совершал никаких телодвижений в этом направлении. Ей полгодика от роду, повести. Она маленькая еще.
Так что ассоциация не удалась. Но за предупреждение спасибо. Еще раз подумаю... насчет телодвижений:-))))


21.09.09 15:00:32 msk
Прозаик-ученик

Написать коммерческий текст, который не удалось продать -- все равно, что подарить дьяволу душу, которую тот не захотел купить.

Вот такая у меня возникла ассоциация... уж не обессудьте.


21.09.09 12:48:53 msk
Автор

Рад, что Вам понравилось, Даша. Да, здорово было бы, если бы в данном случае сноски были, например, всплывающие. Еще, наверное, затрудняет чтение сплошной текст (если б в начале дать оглавление с активными ссылками, было бы проще). Но это уже перфекционизьм:-). Лучшее - враг хорошего.
А почему повесть до сих пор не издали на бумаге - я и сам удивляюсь-))))))))))


21.09.09 12:40:24 msk
Даша

Прочитала "Аниме". Интересно, но из-за сносок трудно было читать. Нельзя ли было бы выпустить книгу на бумажном носителе?
А вообще мне понравилось, весело, быстро, крови много, но не страшно. Спасибо.


19.09.09 10:10:44 msk
Эль

Есенина им прочтите. В интерпретации Друида. И все у Вас получится. И люди потянутся. Пальцем показывать начнут, как на знаменитость...


19.09.09 09:55:22 msk
Злобрая фея

Да уж! Жизнь и более сложные загадочки преподносит! А Гаруда пусть будет. А автор, как и положено авторам, питается лишь нектаром Богов. Это я античку бегу сдавать! Вот сейчас что-нибудь из "Аниме" процитирую, все подумают, что я умная и проскочу на халяву.


19.09.09 09:48:29 msk
Эль - Злоброй Фее

Я и сам запутался, если честно-)))
Короче, все было так: Вадуд типа Гаруду не убивал, а грохнули его (и, соответственно, зубья повыдирали) ребятишки из "ВВ" - Братец Енот там, кажется, с плоскогубцами бегал.
А вот как кейс с говном оказался возле трупа Димы-администратора на свалке - этого я и сам не могу объяснить. "Много неясного в странной стране...".
В общем, как-то сложно всё (с). Но это ж СКАСССКА!!!

ЗЫ. ...кто-нибудь, кто не в теме, прочтет этот пост и задастся резонным вопросом: "Что употребляет автор?"-)))   


19.09.09 09:39:05 msk
Злобрая фея

Сомов, всё думаю про "Аниме", ну и другое почитываю! Что у вас там с этими Гарудами? Сколько их? Проямо из "Велосипедистов" что ли прибежал этот мёртвый Гаруда в надежде хоть здесь спастись?
Продолжаю вас всем цитировать. Из любимого "Аниме": "чувствительная ментовская душа", "Знаешь сказку о трёх жемчужинах? Хотя куда тебе..." (и правда просят сказку рассказать, я советую вашу книжку читать, хотя - ну я же Злобрая фея - "подозреваю", что они ее (в смысле сказку, а не книжку) не найдут), "найду режиссёра - набью морду"...
До встреч. Надеюсь, приятных!


16.09.09 10:46:33 msk
Эль - Борису

Будет еще, Борис. Все ведь только начинается;-)


16.09.09 10:27:18 msk
Борис

"Аниме" - хорошее чтиво, держит внимание, прочитал в поезде за милую душу. Жалко, что ничего такого у вас нет. Грузит всё.


16.09.09 07:56:00 msk
Марина

Это всё понятно, на повторяю: Вашего больше.У Вас свой стиль, который отличается и от Паланика, и от Набокова, и от Куприна. И это факт.


16.09.09 07:44:53 msk
Эль

вообще я их очень люблю, и Тарантино, и весельЧака Паланика. Но помимо этого - еще, скажем, и Куприна, и Набокова, и Грэма Грина, и... и вот ни сном ни духом, разумеется, не думал никому подражать. Просто вектор движения в какой-то момент совпал, что ли-)))


16.09.09 07:15:03 msk
Марина (mar21015194@yandex.ru)

Наконец прочитатла знаменитых "Велосипедистов". Интересно, здрово, но действительно понятно, почему Тарантино. А в стилистике что-то от раннего Паланика что ли, но Вашего больше, просто их пока лучше знают.


14.09.09 17:58:16 msk
Галина (Gal21015194@rambler.ru)

Взяться за это исследование меня побудили предыдущий опыт и отсутствие обещанного ответа автора.

На этот раз мне было бы интересно порассуждать о том, какую роль играют библейские образы  в поэзии Алексея Сомова на примере цикла "Опыты приближения".
Ранний цикл стихов автора "Опыты приближения" (2003 год)открывается,  произведением "Каин вопрошает", в котором видны явные аллюзии не только на собственно ветхозаветный текст, который автор удачно цитирует и который собственно и является сюжетообразующим, хотелось бы также отметить, что существует и прцедентный текст - стихотворение Ш. Бодлера в переводе В. Брюсова, повящённое каиновым детям и содержащее призыв к уничтожению власти Бога над человеком. Алексей Сомов идёт по принципиально другому пути: его Каин скорее напоминает здесь Иова, удивлённого несправедливостью Яхве, но смиренно ждущего приговора и согласного его принять. Весьма интересным представляется и то, что стихотворение начинается и заканчивается вопросом, которые никак нельзя отнести к риторическим, ведь герой ждёт на них прямого ответа. Однако он не Иов и Бог не появляется, чтобы разрушить сомнения читателя в Каиновом грехе. Основным тропом, на котором построено произведение можно по праву считать антитезу: убийца и жертва,  «злаки полевые», «тяжелорунные стада», ум и совесть. Последнюю пару и следует считать основной. На мой взгляд, при всей свежести восприятия темы молодым поэтом  стихотворение несколько перегружено художественными средствами (можно ли это отнести к недостаткам, вопрос спорный: Есенин запрещал публиковать стихотворение «Берёза», так как считал его перегруженным метафорами и эпитетами, однако никто этого произведения из хрестоматий не изымает и вполне солидные литературоведы рассуждают о его художественных достоинствах).

В стихотворении , принадлежащем к тому же циклу, «Апрель» возникает образ «трижды отрекшегося Петра». Новизна обращения Алексея Сомова к этому образу состоит в том, что для него отречение из предательства вдруг превращается в символ свободы., а также в том, что автор включает его в  контекст народно-поэтический «река забвенья»  и пейзажный «колокольчики у дороги». В этом же произведении автор обращается к «чаше» , которая не минует никого из смертных, как не миновала когда-то она и Спасителя. Поэт не боится ни мира,  и «хромой судьбы», ни ниспровергания всем известных истин, потому что, как ни тяжела чаша, её необходимо испить до дна, оставшись при этом свободным.

Программным произведением можно считать предпоследнее стихотворении цикла «Утро седьмого дня». Он тоже строится на антитезе между Словом, с его божественной сущностью, и тишиной более древней -  вечностной; между мраком и светом; между духом и плотью. Слово в поэзии Алексея Сомова обретает плоть, ибо автор предлагает читателю «стать» Словом, чтобы услышать тишину.  Лирический герой утверждает ценность этого мира, противопоставляя его предыдущим, и тем не менее отмечая вечностный, непреходящий смысл образов Слова и Тишины, из которых в поэзии рождается всё.

Таким образом,  в ранней поэзии Алексея Сомова библейские образы играют как сюжетообразующую роль, так и необходимы для понимания цели и смысла поэтического творчества. Поэт верит в существование свободного выбора человека , в разумность мироустройства. Трагические нотки только врываются в отдельные стихи, и это достаточно светлый цикл по сравнению с поздними стихами.



13.09.09 09:44:22 msk
Эль - Елене

ууууууууу, там злые рассказы, в ЖЖ-то. Непристойные и человеконенавистнические. Боюсь, что расстроитесь-((


13.09.09 09:18:09 msk
Елена (mar21015194@yandex.ru)

Здравствуйте, Сомов. я не могу писать всё, что придёт в голоу. Меня мать-настоятельница весь день вчера попрекала злобностью и некомпетентностью, а ещё я исподволь выучила кроме фамилии Сомов, ещё и Воденников (кто это????) с его мыслями, что  если уж ты читаешь, тогда будь любезен - отвечай внятно на внятно поставленный вопрос,  а то ты  поступишь неблагородно, а это уже нехорошо. Вот такая я нехорошая.

Мне кажется, что эпиграф к "Аниме" похож на пирамиду, поставленную на вершину. Вот и у вас всё так перевёрнуто. И не от основания идёт к вершине. а от вершины к основанию.

Я сейчас читаю рассказы в ЖЖ, напишу что-нибудь.


13.09.09 09:08:17 msk
Эль

О!
И еще раз - о!

...Галина, я отвечу здесь вкратце, подробнее - в письме. Замечательно, что Вы нашли время так въедливо прочитать эти стихи. И особенно замечательно прочтение "Колыбельной". То есть вот все - в точку и в масть. И волхвы, и гоблины, и... И "белый-белый..." - эта строчка меня долбила несколько лет подряд, пока наконец не вылезла.
Если у пустоты есть цвет, то она, наверное, все же белая.
Насчет Б-га. Есть, есть. Просто той зимой (а весь цикл действительно зимний) к Нему были... так скажем, вопросы. Были.
Ну, а "Коан" действительно сюда никаким боком не лезет. Он и написан был в другое время. И сказано же - "бонус", то есть к циклу не относится. Хотелось покуролесить напоследок, чтобы уж вовсе мрачно не было-))))   


13.09.09 08:38:10 msk
Галина (Gal21015194@rambler.ru)

Алексей Сомов - имя для меня новое. Успела прочитать несколько его рассказов и стихотворных циклов, сейчас "работаю" над повестью "Аниме", именно работаю, потому что по специальности я лингвист, а новое произведение автора даёт возможность судить о некоторых процессах, происходящих в языке современной литературы.

Хотелось бы в первую очередь отметить стихотворный цикл "Жил да был Франкештейн" (Очень Плохие Стихи). Поначалу название долго не могла истолковать, потому что складывалось две версии: либо это бессовестное заигрывание автора, таким образом пытающегося привлечь внимание к своей фигуре, либо - это пришло гораздо позже - действительно искреннее страдание поэта от несовершенства мира, созданного вовсе не для счастья. По прошествии некоторого времени стало понятно, что и то, и другое присутствует, поскольку, чтобы ни говорили на этом сайте о творческом методе Алексея Сомова, это всё-таки поздний постмодернизм с его цитатностью, игрой с классикой и ориентацией на "понимающего" читателя.
Таким образом, название нас сразу отсылает к нескольким литературно-кинематографическим источникам, а пояснить их, раскрыть смысл - задача читающего.

Стихи, включённые в цикл, невозможно оценить равнозначно. Есть явно удачные и по ритмическому рисунку, и по образности, и по степени выраженности лирического "я" автора. Замечательная колыбельная открывает цикл. Те спокойствие и напевность, которые присущи стихотворению, явно контрастируют с образами мёртвого мира: "телевизионный снег", мальчик, спящий "под слоем тлеющей земли", скупые мёртвые волхвы, «ангел Пустоты». Этот контраст запоминается, потому что мир этот, искусственно созданный поэтом полон деталей, присущих вполне реальному  земному миру: самолёт, радиопомехи, антенны, линии электропередач; и настолько же детализирован пересекающийся с реальным сказочный пласт : «Гоблины. Пейзане. Короли», «цесаревич».  Эта эклектичность не портит произведения. Наоборот, делает его актуальным и заставляет к нему возвращаться. Особенно важным для понимания стихотворения является образ волхвов, отсылающий нас к  Библии. Волхвы Сомова вовсе не идут, чтобы поклониться новорождённому Спасителю, они случайно забредают в хижину, и им нечего предложить миру, у них нет священных даров, да и мир не нуждается в этих дарах, так как давно мёртв. Странно, что при прочтении сочетание катренов и квинтетов не сбивает ритм и что стихотворение остаётся по-прежнему напевным. Интересным было бы услышать истолкование автором особой цветозвукописи этого произведения. Я, например, вижу, что многократное повторение слова «белый». – это даже не характеристика снег, а попытка создать некий саван, который покроет мёртвый мир, дав ему возможность быть упокоенным.

Вообще все стихи, включенные в этот цикл «зимние». Практически в каждом из них упоминается зима, январь, снег, последний снег. Причём зима эта апокалипсическая,  я бы даже осмелилась сказать постапокалипсическая, гибельная. Всё человечество, да и природа погружены в смертельный сон, на который с высоты небес («сухие небеса Аустерлица») смотрят и бездействуют ангелы и демоны. И какой-то жестокий вывод приходится делать из этого: люди сами виноваты в гибели мира и поэтому недостойны спасения. А потом приходит ещё более страшная мысль: во Вселенной Сомова нет Бога. Интересно было бы узнать у автора, так ли это на самом деле, потому что  полное отчаяние наступает после прочтения стихотворения «Смотри смотри на мир который умер». В нём не случайно не расставлены знаки препинания, потому что оно должно быть прочитано на едином дыхании, как последние слова и уже не до синтаксиса .

Некую надежду на возрождение дают «весенние» стихи, обещающие возможность возрождения.
Откровенной неудачей показалось стихотворение «Казнь отложена на послезавтра». Перенасыщенное образами, призванными создать впечатление безумного мира, оно не производит ровно никакого впечатления, слишком эти образы прочитываемы. Надрывность этого произведения тоже служит ему дурную службу.

Цикл «Жил да был Франкенштейн» автор оставляет открытым, бросив на середине даже недописанное слово «скобка». Вот такая композиционная открытость очень привлекательна, так как она включает читателя в игру предложенную автором: додумай, доскажи, допиши, если можешь.

В целом, на мой взгляд, стихи получились удачными. Только не совсем понятно, зачем Алексей Сомов включает в этот интересный цикл пьесу, целиком выпадающую их художественной концепции незавершённости.



12.09.09 15:15:28 msk
Эль - Елене

мне нравится, что это у вас семейное... э-э-э, увлечение. Три филолога в семье - это, наверное, знойно-))))
Пишите, Елена, обо всех Ваших впечатлениях. Вот что в голову придет, то и пишите. Все по-своему верно и все пойдет в дело.


12.09.09 09:07:58 msk
Елена (mar21015194@yandex.ru)

И куда плыть дальше, на чем плыть, и надо ли вообще плыть - неизвестно.

Почему Бог любит детей?
И дети, и Бог одинаково обожают игры типа "Джуманджи" или "Монополии".
И, кажется, одинаково мухлюют.

Да уж, Сомов, закрутили вы сюжетец. И наркоторговцы, и игроки, и отцы города, и бравые милиционеры… Кто с этим справится? Уж точно не сказочник, а только семилетний ребёнок. Точно справится, потому что злодеи что-то уж больно добрые, как из сказки, а злых убили ещё в самом начале.
Сказка она, конечно, сказка, но как-то не очень в неё верится.  Что-то мешает. А, может быть, это так и задумано? Не знаю.
Мне, например, видится, что из женских образов точно удалась только Зара, ей как-то сочувствуешь, красивой её видишь, даже когда она похожа на умирающую цыганку (про кровь из живота, может, я чего-то не поняла??? ). А вот Аише я даже не догнала сначала, сколько лет, думала лет 17 (согласитесь, Сомов, я уже возрастную психологию изучаю, это разница).
Чего же это я всё о том, чего не понимаю? Так меня и за круглую дуру ещё примете.
Поняла, что это игрушка, почти компьютерная, не разочаровалась. Игровая литература пусть тоже будет. Именно тоже. Но это всё-таки скорее беллетристика (не подумайте, что ругательство).
Честно скажу, больше всего мне понравилось послесловие. Это всё равно, что поговорить с автором. Мерси за диалог.
Да, и , конечно, язык. Растаскала на цитаты: «дети, друзья и ценные предметы»,
«у них дворовая традиция - головы разбивать по воскресеньям»,  «мягко говоря, устать от слов.»,  «но услышать голос народа, а равно и Божий глас, им не удалось»…
Подружки-студентки завидуют, что я такая умная, а я им говорю: «Читайте Сомова, дуры. Хотя бы ради этого».


12.09.09 08:30:34 msk
Елена (mar21015194@yandex.ru)

У нас, Сомов, все филологи и Ариша, и тётя (от неё, кстати, с другого мейла чего-нибудь ждите, уж не знаю чего, строга она у нас), и я. И все вас читаем. И всем нравится разное. Даже стихи. Меня этот Чертполох оставил абсолютно равнодушной, а вот Тугарин понравился.


12.09.09 08:24:00 msk
Эль

А что, у филологов один мэйл на всех?
А которая из пьес?
А впрочем, все они...)))))))))
Пишите, конечно.

...чего-то я начинаю любить филологов, что ли...


12.09.09 08:18:08 msk
Елена (mar21015194@yandex.ru)

Сомов, вы уже, конечно, по мейлу поняли, что я из семейства филологовых. Ариша (это мы так мать родную называем) подбросила вашу ссылочку, и я хотела бы сказать, что не разочаровалась. Стихи и правда очень даже, особенно про Змея Тугарина, улыбливое такое, хоть и про одиночество. А "Сон Батюшкова", по-моему, просто безумное, как сам Батюшков.
А пьеса ваша, Сомов, хулиганская!
Если интересно, напишу подробнее.


11.09.09 21:04:59 msk
рс

Эль Составович Телегов Тарантино-Тугаринский. Ну это в смысле чтоб показать что осилил этот палп фикшн только без матюков но с тем же массажем ног. А ты Сашу Дванова знаешь?


12.09.09 01:53:00 msk
Эль

я как минимум двух Саш Двановых знаю, причем один - из Платонова. Ты какого имел в виду?


09.09.09 20:19:01 msk
Сергей Сутулов-Катеринич (sv_45parallel@mail.ru)

Дорогой Алексей!
Это же здОрово: пересеклись
в любимом журнале в особый день...
Обязательно прочту, отпишу отдельно.
За Вами, сударь, чтение моих баллад (09.09.09...)
и сегодняшнего (же!) письма литераторов
в 45-й параллели.
Жму руку!
Жердеву - тож:)))


10.09.09 01:47:55 msk
Эль

Сергей, уже. И даже позволил себе поместить несколько особенно понравившихся стихотворений в "Хрониках Апатрида". Мои впечатления - там и, естественно, в Вашей книге отзывов.


09.09.09 08:47:20 msk
Марина (mar21015194@yandex.ru)

Проза Алексея Сомова, на мой взгляд, очень необычна. Поражают два её, казалось бы, взаимоисключающих свойства: с одной стороны, она , как мне кажется, предельно искренняя, именно поэтому, несмотря на тот ужас, который проникает в тебя из кромешного мира , созданного автором, хочется перечитать, чтобы разделить боль автора, который не только к тебе беспощаден, но и к себе тоже. С другой стороны, рассказы Сомова, кажется, полны тайн, их хочется разгадывать, искать бесконечных аллюзий, чтобы попытаться понять, откуда растёт эта странная проза (как упомянул в одном из своих интервью Д. Воденников, есть разные писатели: одни тянут бесконечную нить своих повествований из земли, другие из себя). У Сомова, как мне представляется, всё из себя, а от Земли только детали, рассыпанные так густо, что иногда останавливаешься и долго думаешь над тем, почему смерть пахнет зелёным яблоком, зачем эпизодический герой острижен в кружок, почему рыбий глаз...
Вот и в этом рассказе. Бродский (а внутри почему-то мне видится Набоков, хотя, может быть, это просто иллюзия), а за ним Цвейг, и Фаулз, и Босх... И так распутывать можно до бесконечности, "бродя" по одному и тому же произведению.
Кто-то из сетевых критиков назвал Алексея Сомова писателем-реалистом. Не знаю, я бы с таким определением не согласилась: мне видится, что его проза - некая гиперреальность или даже сюрреальность. Очень уродливая, очень настоящая и от этого очень страшная.
Думается, что автору жаль человека, живущего в этой кромешности, хотя к читателю, да и самому себе Сомов, пожалуй, жесток. Но в таком мире и не может быть ничего другого.
И ещё, меня в его произведениях поражает композиционная точность. Умение закольцевать рассказ, при этом оставив его открытым и даже фрагментарным. Умение поставить точку, остановиться именно там, где читателю хочется крикнуть: "Не надо больше!"

Копия с "Проза.ру" с некоторыми добавлениями после перечитывания.


09.09.09 08:56:27 msk
Эль

ууууууууу, да это действительно целая рецензия-)))) Чувствуется рука. Спасибо за то, что так внимательно прочитали.
А про зеленое яблоко при случае расскажу в личке. Если Вы еще не устали от ужастиков;-)


07.09.09 19:58:36 msk
Марина (mar21015194@yandex.ru)

   Алексей, на БукМиксе кто только не пересекается.
    Одно могу сказать: загадки Вы плести мастер. Почитала эссе, что-то зацепило, а что-то не совсем эссе. Буду думать!

   Спасибо, загрузили!


07.09.09 18:44:40 msk
Марина (mar21015194@yandex.ru)

     Говорить о стихах очень сложно. Любовь к поэзии - это очень индивидуально: есть резонанс - твой поэт, нет - значит тебе не повезло.
     Сомов звучит радостно, даже если говорит о смерти, потому что её нет, он смело обещает бессмертье: "а в  небе радио поёт о том, что все мы где-то живы". Пусть это только иллюзия, но можно же в неё верить. И хочется. И жизнь начинаешь ощущать благодаря точным (точечным?)образам как "последний сладчайший немыслимый дар", потому что молчит и дышит кто-то рядом, потому что улетевший шарик будет пойман в крайнем случае Богом, и что есть все-таки что-то, оставленное за ско...
     Чёрт возьми, опять начинаю плести словеса! А ведь просто хотела сказать поэту спасибо за стихи.

     Спасибо, Алексей Сомов!


07.09.09 19:15:43 msk
Эль

спасибо, Марина.
Да, если в этой Книге, которую мы все тут читаем, слишком часто упоминается слово "смерть", это вовсе не значит, что сама Книга - о смерти. И лучший способ загадать загадку о времени - не произносить слово "время" вообще-))).

...А мы с Вами на БукМиксе не пересекались?


31.08.09 00:52:32 msk
Автор

упс, всплыла эта старая-старая подборка - "Опыты приближения". Перечитал и умилился - какой свежак... наивняк какой... Плачу и рыдаю:-)))


20.08.09 13:14:06 msk
Эль

Таша, тот номер больше не существует, сорри. Только вживую:-)


13.08.09 04:42:45 msk
Наташа (talyana74@mail.ru)

Отзовись, я уже сто лет не могу дозвониться до тебя.


03.08.09 12:05:27 msk
автор

еще немного вякой разной прозы - на "Люминотавре" luminotavr.narod.ru/


29.07.09 14:13:33 msk
автор

Если вдруг кому интересно - здесь вот новые рассказики и прочее: вэ вэ вэ//el-somov.livejournal.com/


28.04.09 12:13:32 msk
АС

ну конечно же, в "Коане 30"

...проходит ночь, проходит очный цвет.

Мой косяк.


24.04.09 10:37:09 msk
И. К.

Ай да Сомов!
Последняя публикация - блеск!
Подробней потом. Просто очень хочется похвалить.


26.04.09 16:52:36 msk
АС

спасибо, Игорь Юрьевич. Очень рад, что Вам понра. Мне это важно.

С неизменным уважением,

Эль








НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Айдар Сахибзадинов. Жена [Мы прожили вместе 26 лет при разнице в возрасте 23 года. Было тяжело отвыкать. Я был убит горем. Ничего подобного не ожидал. Я верил ей, она была всегда...] Владимир Алейников. Пуговица [Воспоминания о Михаиле Шемякине. / ... тогда, много лет назад, в коммунальной шемякинской комнате, я смотрел на Мишу внимательно – и понимал...] Татьяна Горохова. "Один язык останется со мною..." ["Я – человек, зачарованный языком" – так однажды сказал о себе поэт, прозаик и переводчик, ученый-лингвист, доктор философии, преподаватель, человек пишущий...] Андрей Высокосов. Любимая женщина механика Гаврилы Принципа [я был когда-то пионер-герой / но умер в прошлой жизни навсегда / портрет мой кое-где у нас порой / ещё висит я там как фарада...] Елена Севрюгина. На совсем другой стороне реки [где-то там на совсем другой стороне реки / в глубине холодной чужой планеты / ходят всеми забытые лодки и моряки / управляют ветрами бросают на...] Джон Бердетт. Поехавший на Восток. [Теперь даже мои враги говорят, что я более таец, чем сами тайцы, и, если в среднем возрасте я страдаю от отвращения к себе... – что ж, у меня все еще...] Вячеслав Харченко. Ни о чём и обо всём [В детстве папа наказывал, ставя в угол. Угол был страшный, угол был в кладовке, там не было окна, но был диван. В углу можно было поспать на диване, поэтому...] Владимир Спектор. Четыре рецензии [О пьесе Леонида Подольского "Четырехугольник" и книгах стихотворений Валентина Нервина, Светланы Паниной и Елены Чёрной.] Анастасия Фомичёва. Будем знакомы! [Вечер, организованный арт-проектом "Бегемот Внутри" и посвященный творчеству поэта Ильи Бокштейна (1937-1999), прошел в Культурном центре академика Д...] Светлана Максимова. Между дыханьем ребёнка и Бога... [Не отзывайся... Смейся... Безответствуй... / Мне всё равно, как это отзовётся... / Ведь я люблю таким глубинным детством, / Какими были на Руси...] Анна Аликевич. Тайный сад [Порой я думаю ты где все так же как всегда / Здесь время медленно идет цветенье холода / То время кислого вина то горечи хлебов / И Ариадна и луна...]
Словесность