Словесность

[ Оглавление ]








КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


     
П
О
И
С
К

Словесность


Игорь Куберский

Книга отзывов. Архив 152



Архивы:  08.08.13 (152)   01.02.13 (151)   02.02.12 (150)   26.05.11 (149)   15.01.11 (148)   13.08.10 (147)   04.08.10 (146)   09.03.10 (145)   02.12.09 (144)   01.10.09 (143)   30.03.09 (142)   30.01.09 (141)   23.12.08 (140)   19.10.08 (139)   15.08.08 (138)   10.07.08 (137)   28.05.08 (136)   27.04.08 (135)   17.04.08 (134)   03.04.08 (133)   29.03.08 (132)   24.03.08 (131)   17.03.08 (130)   11.03.08 (129)   03.03.08 (128)   02.02.08 (127)   24.01.08 (126)   14.01.08 (125)   07.01.08 (124)   27.12.07 (123)   19.12.07 (122)   11.12.07 (121)   19.11.07 (120)   01.11.07 (119)   25.09.07 (118)   06.08.07 (117)   23.04.07 (116)   13.04.07 (115)   03.04.07 (114)   27.03.07 (113)   12.01.07 (112)   14.12.06 (111)   02.12.06 (110)   21.11.06 (109)   15.11.06 (108)   21.10.06 (107)   26.09.06 (106)   06.02.06 (105)   19.12.05 (104)   12.08.05 (103)   17.05.05 (102)   31.01.05 (101)   06.01.05 (100)   16.12.04 (99)   26.11.04 (98)   10.11.04 (97)   31.08.04 (96)   20.08.04 (95)   18.08.04 (94)   18.08.04 (93)   17.08.04 (92)   14.08.04 (91)   01.08.04 (90)   13.07.04 (89)   05.07.04 (88)   01.07.04 (87)   20.06.04 (86)   19.06.04 (85)   15.06.04 (84)   13.06.04 (83)   06.06.04 (82)   17.05.04 (81)   01.04.04 (80)   08.03.04 (79)   28.01.04 (78)   30.12.03 (77)   08.12.03 (76)   01.12.03 (75)   25.11.03 (74)   09.11.03 (73)   29.10.03 (72)   04.06.03 (71)   21.03.03 (70)   05.02.03 (69)   31.01.03 (68)   23.01.03 (67)   16.01.03 (66)   07.01.03 (65)   30.12.02 (64)   25.12.02 (63)   17.12.02 (62)   13.12.02 (61)   09.12.02 (60)   05.12.02 (59)   29.11.02 (58)   27.11.02 (57)   22.11.02 (56)   16.11.02 (55)   11.11.02 (54)   23.10.02 (53)   08.10.02 (52)   30.09.02 (51)   10.09.02 (50)   21.08.02 (49)   08.08.02 (48)   24.07.02 (47)   11.07.02 (46)   29.06.02 (45)   09.06.02 (44)   28.05.02 (43)   17.05.02 (42)   29.04.02 (41)   11.04.02 (40)   14.03.02 (39)   26.02.02 (38)   19.01.02 (37)   06.01.02 (36)   28.12.01 (35)   14.12.01 (34)   29.11.01 (33)   14.11.01 (32)   30.10.01 (31)   24.10.01 (30)   20.10.01 (29)   16.10.01 (28)   12.10.01 (27)   04.10.01 (26)   29.09.01 (25)   23.09.01 (24)   15.09.01 (23)   12.09.01 (22)   05.09.01 (21)   30.08.01 (20)   27.08.01 (19)   13.08.01 (18)   31.07.01 (17)   26.07.01 (16)   24.07.01 (15)   22.07.01 (14)   20.07.01 (13)   19.07.01 (12)   18.07.01 (11)   12.07.01 (10)   08.07.01 (9)   04.07.01 (8)   02.07.01 (7)   29.06.01 (6)   21.06.01 (5)   19.06.01 (4)   30.05.01 (3)   24.05.01 (2)   07.05.01 (1)  



08.08.13 20:02:50 msk
В.Н.

Игорь Юрьевич, с удовольствием перечитал "Двери наружу". Что-то помню по гостевой, но большинство читаю впервые. И мне очень по душе этот сдержанный тон повествования, где-то принятия (как в Барабашке), где-то отрицания (как в Русском человеке на пленэре. От пленэра стало взаправду больно, то, что вижу у себя в Луганске и его окрестностях - такой же загаженный пленэр. Так и хочется кричать: суки, что же вы творите, как вы можете жить в говне?! А могут, и не обращают внимание. Почему это сейчас вылезло? Любой распад порождает такие явления, они и есть распад в биологическом смысле. Может когда-то начнется синтез.
Прошлым летом был свидетелем и затем участником следующей картины. Берег красивейшей в не столь далекие времена речки Айдар. Место, где купаются жители близлежащего села, дачники и приезжие горожане. Вокруг горы мусора, причем, бросают приезжие на вполне респектабельных машинах. Мы с внуком-москвичом возмущаемся этим загаженным местом.
Вдруг подъезжает мой бывший студент с семьей и его друзья, здороваются со мной и принимаются за уборку этого места. Мне стало стыдно, я с внуком тоже подключаюсь, и через час местный пляж стал вполне приятным для отдыха. Значит есть очаги синтеза, хотя их мало на такую орду распада. Кстати, там же, немного ранее был свидетелем огромной попойки компании милиционеров. Густой мат и те же оставленные отбросы.
Не хочу заканчивать на грустной ноте. Так было всегда, периоды синтеза сменялись периодами распада, а затем снова возвращался синтез. Слава богу, распад не сопровождается большими жертвами, и нечего кивать в прошлое, там в мусор превращались люди.


08.08.13 20:02:07 msk
В.Н.

Игорь Юрьевич, с удовольствием перечитал "Двери наружу". Что-то помню по гостевой, но большинство читаю впервые. И мне очень по душе этот сдержанный тон повествования, где-то принятия (как в Барабашке), где-то отрицания (как в Русском человеке на пленэре. От пленэра стало взаправду больно, то, что вижу у себя в Луганске и его окрестностях - такой же загаженный пленэр. Так и хочется кричать: суки, что же вы творите, как вы можете жить в говне?! А могут, и не обращают внимание. Почему это сейчас вылезло? Любой распад порождает такие явления, они и есть распад в биологическом смысле. Может когда-то начнется синтез.
Прошлым летом был свидетелем и затем участником следующей картины. Берег красивейшей в не столь далекие времена речки Айдар. Место, где купаются жители близлежащего села, дачники и приезжие горожане. Вокруг горы мусора, причем, бросают приезжие на вполне респектабельных машинах. Мы с внуком-москвичом возмущаемся этим загаженным местом.
Вдруг подъезжает мой бывший студент с семьей и его друзья, здороваются со мной и принимаются за уборку этого места. Мне стало стыдно, я с внуком тоже подключаюсь, и через час местный пляж стал вполне приятным для отдыха. Значит есть очаги синтеза, хотя их мало на такую орду распада. Кстати, там же, немного ранее был свидетелем огромной попойки компании милиционеров. Густой мат и те же оставленные отбросы.
Не хочу заканчивать на грустной ноте. Так было всегда, периоды синтеза сменялись периодами распада, а затем снова возвращался синтез. Слава богу, распад не сопровождается большими жертвами, и нечего кивать в прошлое, там в мусор превращались люди.


25.07.13 16:45:09 msk
lilu

Ура! Игорь Юрьевич, поздравляю с публикацией :)
И хоть мне эти тексты уже, конечно, знакомы, - сижу, читаю снова...


02.07.13 15:57:08 msk
Космополит на букву Б

Приятно познакомиться, Виталий... :-)


01.07.13 17:50:14 msk
В.Н.

Да, В.Н. - это Виталий Данич


01.07.13 17:47:38 msk
В.Н. - Космополиту на букву Б (Бенилову!)

Уважаемый Евгений Семенович!
Для меня большая честь общаться с Вами, математиком и фантастом. Я тоже не чужд математике, а вот фантастикой увлекаюсь только как читатель. До сих пор не пропал интерес, хотя я давно не молод. Правда, отношение к фантастике стало крайне привередливым: фэнтези на дух не переношу, а и классику фантастики перечитываю очень выборочно. Трудное это дело (для фантаста)- быть богом. Незавидна судьба фантаста, слишком велик соблазн придумать новые законы природы, а уж нарушить - "божье" дело. Да вот что из таких придумок истинно здраво, способен оценить отпетый прагматик, имеющий хорошее естественно-научное образование да еще способный понять  самые неординарные идеи и теории современных физиков (а и обществоведов). В противном случае - забвение через пару десятков лет. К примеру, не иссякает моя любовь к "Поискам наугад" Уиндема. И еще, скачал на Флибусте Вашего Человека, который хотел понять всё. Читаю.
Так вот, о нормальности и патриотизме. Славить отечество, которое есть, можно тогда, когда оно нормально (законно, здраво, человек не гадит у себя в подъезде). Ведь никто не ностальгирует за кучей дерьма в кабине лифта. И отчизна, отчий дом - нечто чистое, в первую очередь, неважно, обеспечивал эту чистоту негр преклонных годов, калмык или коряк. Они и создают отечество. Мое отечество и я - отечество, понятия разные, но связанные. Для будущего ирландца вы - отечество, а значит Ирландия в какой-то мере и Ваше отечество.


01.07.13 13:14:23 msk
Космополит на букву Б

> Подчиняешься закону и самым немудреным правилам общежития - патриот, а все
> хорошее гребешь под себя - не патриот...

Такое определение неконструктивно, так у Вас любой нормальный человек -- патриот, за исключением стяжателей и воров.

Я вот, например, родился в России, а живу в Ирландии. Немудреные правила общежития выполняю... и что? Делает ли это меня патриотом, и, если делает, то какой страны?

P.S. "Б" -- это первая буква фамилии Бенилов.


28.06.13 12:09:51 msk
В.Н. - Космополиту на букву Б (Бегемоту?)

Я сейчас много проще сужу о патриотизме. Подчиняешься закону и самым немудреным правилам общежития - патриот, гадишь вокруг, а все хорошее гребешь под себя - не патриот. К космополитам, с определенного времени, отношусь толерантно. И далеко не сразу пришло осознание нормальности такого отношения, в молодости страдал многими "патриотическими" бзыками.


24.06.13 21:47:34 msk
Космополит на букву Б

>  горечь (а часто и отвращение к собственной стране) не проходит

А у меня уже прошла, ибо моя страна никогда не была собственной. Собственным был город, где я родился -- Москва, но от той Москвы не осталось ровным счетом ничего... причем уже несколько раз (за последние 23 года).

То есть, я бы и рад испытывать какие-нибудь чувства к родине -- если не любовь, то хоть ненависть, что ли -- да вот только где ее, эту родину, найти?


24.06.13 21:47:20 msk
Космополит на букву Б

>  горечь (а часто и отвращение к собственной стране) не проходит

А у меня уже прошла, ибо моя страна никогда не была собственной. Собственным был город, где я родился -- Москва, но от той Москвы не осталось ровным счетом ничего... причем уже несколько раз (за последние 23 года).

То есть, я бы и рад испытывать какие-нибудь чувства к родине -- если не любовь, то хоть ненависть, что ли -- да вот только где ее, эту родину, найти?


12.06.13 08:51:09 msk
В.Н. - Локасу

Я верю Вам и умом понимаю, но горечь (а часто и отвращение к собственной стране) не проходит


28.05.13 12:07:19 msk
И. Куберский

ЛОКАС И ГРАЖДАНИН МИРА
27 мая 2013, 18:21 (Эхо Москвы)
До Америки Локас* считал себя гражданином мира и англоманом. В начале девяностых ему представилась возможность это проверить. Так он оказался в Сан-Франциско, где замужем за американцем уже довольно давно жила его родственница – двоюродная сестра, врач-дерматолог по образованию и медсестра по реальной работе. В ту пора дела в развалившемся СССР шли хуже некуда – почти голод, почти разруха, и на совете в семье его замужней сестры было принято решение, что Локас попытается задержаться в Штатах, закрепиться и пустить корни. Оставалось только заполучить хотя бы на пару лет грин-карту, позволяющую ему легально работать. С этим, конечно, предвидились проблемы – был бы Локас евреем, тогда другое дело, тогда вступали бы в силу определенные законы, принятые еще при Брежневе и позволившие тысячам советских евреев беспрепятственно осесть в Штатах. Но попытка не пытка. А пока Локас мог бы, например, попробовать себя в госпитале, где работала его двоюродная сестра, скажем, подсобным рабочим, или в компании, где работал муж его сестры - компания занималась кормом для домашних животных. То есть не самим кормом, а его продажей, дистрибуцией. Как успел заметить Локас – продажа хоть чего угодно была гораздо более ходовым бизнесом в Штатах, чем само производство.

Однако Локасу с его филологическим образованием показалось не по уму убирать госпитальный мусор или разносить по домам «педигри» и «китикет» - он видел себя в школе или колледже преподавателем хоть русской литературы, хоть русского языка или, на худой конец, переводчиком на какой-нибудь фирме, сотрудничающей с бывшим СССР. Из этой затеи ничего не получилось, зато Локас успел немного поездить по Штатам, побывал в парке с секвойями и даже в легендарном Биг-Суре, городке его кумира, отвязного писателя Генри Миллера, которого он переводил. Увы, мечта Локаса о другой, новой жизни западного человека и гражданина мира, за несколько американских месяцев сошла на нет. Он хоть и вполне сносно говорил по-английски, но с каждым днем все больше тосковал по-русскому языку - ему даже снились ностальгические сны по России, чего он от себя уж никак не ожидал. Ему снилось, что русский язык – это воздух вокруг него, и что без этого воздуха он задыхается

Однажды Локас забрел в какой-то скверик в Сан-Франциско, куда по случаю праздника Хануки собралась русскоговорящая еврейская община. Это был так называемый праздник свечей, который иудеи отмечают в конце ноября-начале декабря. В скверике была установлена огромная ханукия, светильник типа меноры, только с девятью подсвечниками. От центрального подсвечника в первый день Хануки и следовало зажечь одну из восьми свечей. Для этого перед собравшейся толпой к светильнику подогнали трактор с ковшом, в ковш забрался молодой, с жидкой бородкой, раввин – и трактор поднял его прямо к центральному подсвечнику, в котором стояла толстая свеча. Молодой раввин достал спички и принялся ее зажигать. Свече на загоралась. Раввин чиркал спичками, подносил огонь к фитилю, но тот только трещал, а воспламеняться не хотел. Видно, кто-то сэкономил на качестве свечей — не то покупатель, не то производитель. Раввин пытался и так, и сяк – ноль результата. Прошла четверть часа, свеча не загоралась, а в собравшейся толпе, там было человек сто, почти сплошь в дубленках, символе советского достатка и успеха, терпеливо наблюдали за процедурой, переговариваясь по–русски; только детей, которые путались под ногами, осаживали иногда по-английски.

Было холодно, ветрено, и поскольку на раввине в стальном ледяном ковше не было дубленки, его было жалко. Там наверху, на ветру, он бился один на один со свечой, которая упорно отказывалась гореть. Сделав паузу, раввин совершил в ковше молитву, видимо обращаясь к Богу за помощью, и наконец худо-бедно свеча зажглась, скорее задымив, чем загоревшись. Но порыв ветра ее задул.

И вот, глядя на не желающую гореть свечу, Локас вдруг подумал о своем, о том, что и ему самому здесь не загореться - в лучшем случае он будет лишь дымить, станет, по выражению Достоевского, небокоптителем, и что его истинная судьба, нравится это ему или нет, – Россия. Во всяком случае, там он останется самим собой, со своими привычками, своей внутренней, коль внешняя не задалась, свободой и главное — со своими любимыми делами и занятиями.

Так, помыкавшись в Америке несколько месяцев, Локас, несмотря на уговоры двоюродной сестры, которой хотелось бы иметь возле себя на чужбине духовную поддержку в лице «родного человечка», вернулся на Родину. И когда он сошел с трапа самолета и вошел в аэропорт, то испытал два совершенно противоположных чувства – стыд перед нашей убогой средой и восторг перед тем, что все вокруг говорят, не только говорят, но и молчат, и думают по-русски. И второе чувство было намного сильнее.
________________________

*Локас - собирательный образ нашего современника. — И.К.


28.05.13 11:59:44 msk
И.К. - Л. Я.

Здравствуйте, Лия!
Я вас помню (если только вы это вы...))).
Спасибо за поддержку. Для человека пишущего это очень важно. Хотел бы узнать о вас поподробней. Напишите мне:
bersky@yandex.ru


28.05.13 01:41:48 msk
Лия Яковлева

Вы меня, наверное, не помните, а я Вас помню и читаю всю жизнь, слежу за Вашим творчеством. Вы большой писатель и необыкновенный, мудрый человек. Дай Бог Вам здоровья, вдохновения, долгих и плодотворных лет жизни. Я очень благодарна Вам за Ваши книги, за Ваши стихи, которые читаю с удовольствием. Я давнои подолгу живу в Тунисе, в Табарке, на берегу Средиземного моря, выучила французский, перевожу Шебби, арабских поэтов, изучаю историю русской эскадры и рассказываю о ней. Дорогой Игорь Юрьевич,вы для меня всегда останетесь светлым воспоминанием юности. Лия


15.03.13 23:22:22 msk
В.Н. - И.К.

Игорь Юрьевич, претензии Бегемота (а нельзя ли поменять ник?) имеют личный и не очень здоровый характер. Ну давайте обвиним конкретного человека в несчастных судьбах русской интеллигенции.
Но включился я в разговор по другой причине. Понятие принципов нередко всплывает в том или ином разговоре. Что вызывает желание проехаться по ним трактором, точнее, по суесловию вокруг них.
Что я и попытался сделать


15.03.13 21:58:15 msk
И. К.

Какой-то бред, иначе не скажешь... Некто под ником Бегемот упрекает меня в том, что я, принятый в Ленинградское отделение Союза писателей СССР в 1981-м году, не помог Владимиру Высоцкому, умершему в 1980-м году, вступить в Московское отделение Союза писателей. То есть подразумевается, что я нарушил какие-то высокие принципы.
Тут можно было бы посмеяться и поставить точку, но уважаемый мной В.Н. меня провоцирует:
"И не следует заводить разговор о принципах всуе, ибо истинная принципиальность (ее очень высокий уровень) может быть оценена только после смерти человека".
Ребята, вы о чем?

1. Для начала надо было бы оказаться в те времена хотя бы приятелем Высоцкого, хотя бы знакомым, чтобы знать о его заветных мечтах и желаниях. Приятелями (или друзьями) были у него первые фигуры в нашей поэзии - Вознесенский, Ахмадулина, Окуджава, а Межиров и Самойлов даже специально хлопотали за него. Почему не получилось, это не ко мне.
Я же его видел вживую только два раза на сцене, как зритель. И все. В антракте он ко мне не подходил и не говорил, что хочет стать членом Союза писателей. А если б и сказал, я бы ответил: «Ничего, Владимир Семенович, я тоже не член».

2. Были, да и есть, и другие творческие Союзы, в которые Высоцкий по роду деятельности имел полное право вступить: Союз театральных деятелей, Союз кинематографистов и даже Союз композиторов (туда принимали поэтов-песенников). Может, он и был в этих Союзах?

Но ко мне-то какие претензии? Не пора ли в отпуск на море?


15.03.13 20:13:31 msk
В.Н. - Бегемоту

Я заходил-заходил, а затем бросил. Но вот, не удержался, снова зашел.
Относительно принципов. Это такая скользкая вещь (звучит парадоксально). Одни утверждают - не дали достаточной цены за их нарушение, или не применили достаточного принуждения (что близко первому, но используется иная базовая эмоция - страх).
Степень устойчивости, на мой взгляд, играет очень большую роль в нравственной оценке человека. Не правы те, кто уравнивает оценку принципиальности сильно и  слабо устойчивого человека. Это, кстати, очень распространенный способ самооправдания. И титан не выдержал, что уж обо мне говорить.
Так вот, под воздействием обстоятельств человек очень далеко может отойти от своего базового образца поведения (принципов так называемых). И ничего необычного в этом нет. Мудрый человек просит бога (судьбу): не ставь меня в положение, где я должен быть скотиной. Это, кстати, я Вам говорю, не судите, да не судимы будете.
И не следует заводить разговор о принципах всуе, ибо истинная принципиальность (ее очень высокий уровень) может быть оценена только после смерти человека.
Не обижайтесь за некое менторство с моей стороны.


13.03.13 17:56:25 msk
Бегемот - В.Н.

Я тут немного опоздал к раздаче, ну да ничего.

Вот Ваше: - Если по существу. Гостевая персонального сайта имеет совсем другую ауру. Ты пришел в гости, так веди себя прилично. Как правило, все ограничивается комплиментами. Формат общения в гостевых литературных и музыкальных сайтов нередко ограничивается теми же комплиментами. Вспоминаю, я часто критиковал "Самиздат", там были приняты постоянные реверансы, общение быстро надоедало.

И вот Ваше: - Сетевая словесность, многие ее гостевые, Игоря в первую очередь, демонстрировала совсем иной стиль. Это действительно была роскошь человеческого общения, другого такого примера я не знаю. К тому же, такое общение имело интереснейшую историю. Ей богу, на примере гостевых СС можно защитить уникальную докторскую диссертацию по социокультурным аспектам современной коммуникации.

Я не знаю, насколько это важно, потому что я не живу литературным трудом. Но меня всегда занимало – как далеко человек может отойти от своих принципов под влиянием обстоятельств.

P.S.  Не хочу комментировать экзерсис И.К. «ГОРБИ - 80». Он мне представляется столь же неуместным, как и его оправдания по поводу Окуджавы. Что вот-де, Булат Шалвович мог постоять за В.С., но не постоял. А я и хотел бы, да не смог...


02.03.13 14:39:41 msk
В.Н. _ Куберскому

К ГОРБИ
Игорь Юрьевич, хорошо сказано. Умно и без рисования. Прочитал с удовольствием и согласием.
И очень интересен момент о Кодексах: строителей коммунизма и библейском. Не есть ли крах первого пророчеством о втором (да простит меня Всевышний)? Может, родится какой-то третий?


02.03.13 14:25:21 msk
И. Куберский

Это с моего сайта, из блога

ГОРБИ - 80
02 апреля 2011
Я дал себе слово не говорить о нашей власти, хотя каждый день она дает сто поводов для этого, но все же сделаю одно исключение - в порядке ретроспективных раздумий о судьбах страны, в которой выпало жить. Вчера случайно по Первому каналу после полуночи наткнулся на юбилейный вечер, посвященный 80-летию Горби. Трансляция из, как я понял, Лондона. У нас его юбилей в таком духе не отмечали - слишком уж критиковал Путина, чтобы иметь право на чествование, скажем, в Большом театре. Ну да и народ его недолюбливает - развалил страну, отнял социализм, который мы все дружно укрепляли на пути к коммунизму. Но меня поразило - насколько искренно и с любовью говорили о Горби на том вечере представители Западной цивилизации. Дескать, вот человек, который реально изменил мир к лучшему, к более безопасному существованию, убрал железный занавес, дал людям своей страны свободу. И получается, что так оно и есть, хотя я, пристрастный живой свидетель горбачевских времен и реформ, утверждаю, что все это получилось помимо его воли и даже вопреки ей, самопроизвольно и стихийно - как лавина с горы - достаточно было взорвать где-то в складках той горной социалистической системы один пиропатрон. Его-то и взорвал Горбачев, рассчитывая однако на совсем иной результат. Он ведь хотел ускорения и перестройки того, что имелось, плюс всякий там плюрализм мнений, то есть очеловечивания существующего режима, а оказалось, что такой режим очеловечиванию не подлежит.
Вот и теперь, двадцать лет спустя, нынешний наш президент носится с той же идеей - Россия, дескать, вперед! Но как ее ускорить, если весь ее корпус сварен из проржавевших листов прошлого, которое и есть наша исконная история. А Запад - да, цивилизованный Запад радуется: Россия из коммунистического вооруженного до зубов монстра, грозящего миру капитализма все новыми и новыми социалистическими революциями превратилась в довольно смирное домашнее животное на привязи общих рыночных ценностей.
Итак, из-за Горби мы утратили часть территорий, идеологию, статус великой державы, равно как денежные сбережения, работу, к тому же временно познали голод и нищету. Народ ему этого не простил и не простит. Так что какой там юбилей на родине...
И, оглядываясь назад, я спрашиваю себя - стало ли нам теперь жить лучше и веселее? Несомненно. Посмотрите, сколько на улице личных машин, сколько товаров и продовольствия в супермаркетах, сколько наших туристов в загранке, сколько мнений в Интернете... Да, кто относился к социализму как к няньке, которая вытрет сопли и накормит из ложечки, тем стало хуже: миллионы распавшихся семей, миллионы детей, брошенных горе-родителями, которые и о себе-то не в состоянии позаботиться. А это ведь наследие социализма, который превращает личность в раба, погибающего без хозяина.
Не знаю, далеко ли заглядывали отцы социалистических идей от Кампанеллы и, скажем, Фурье, но на практике получилось, что социализм - это тюрьма для личности, ибо государство полностью берет на себя бразды правления и осуществляет тотальный контроль за всей деятельностью своих граждан, включая даже их мысли. Почему не может быть социализма с человеческим лицом, я не очень понимаю - ведь кто помнит кодекс строителя коммунизма, тот подтвердит, что в него заложен базовый библейский тезис любви к ближнему ("человек человеку друг, товарищ и брат")...
Но, похоже, русскому народу рабство привычней каких-то там мифических прав человека. Примат личности над государством - это ведь абсолютно западная идея, выношенная и выстраданная в недрах европейской цивилизации. Русскому народу такая идея никогда не была близка и не была им востребована, ему наоборот всегда была дороже идея жертвоприношения личности во благо государства.
Вот и теперь моя страна на перепутье. Быть с Западом - это разделить с ним духовные ценности личности, права человека. Но свобода, казалось бы, абсолютная ценностная категория, движитель истории, по-прежнему не имеет спроса в моей стране и почти не глядя обменивается на колбасу.


02.03.13 14:02:06 msk
В.Н.

Сегодня день рождения Михаила Сергеевича Горбачева. Фигура, оказавшая огромное воздействие на ход мирового развития, на советском пространстве, конечно же, и не только.
Большинство его ругают. Неважно, пенсионеры бывших советских республик или состоявшиеся бизнесмены, рожденные в СССР. Первые - за неуверенность в завтрашнем дне, вторые - за развал Великой России (коей был СССР). Вызывает усмешку искреннее убеждение сильных мира сего, в бывших советских республиках особенно, что они выше Горбачева, что он неудачник, не сумевший стать руководителем огромной страны, не сумевший стать олигархом, подобно им. Беру своих, украинских. И кем были бы Ахметов, Янукович, Ефремов и многие другие? В лучшем случае директором института, как Азаров, секретарем горкома, может обкома, как Ефремов.
Вот Путин поздравил Горбачева. Сдержанно, между прочим. И кем бы он был, если бы не Горбачев? В лучшем случае, руководителем отдела в КГБ. А все российские олигархи (об украинских я уже говорил), Абрамович, Прохоров, Дерипаска?
По моему мнению, молиться должны на Горбачева, произносить здравицы в его честь, а то и выстраиваться длинной колонной, чтобы припасть к руке, как паства папы.
Вот какие мысли рождает день рождения.


28.02.13 23:20:45 msk
Виталий - Игорю

Игорь, я приношу извинения. Действительно, Diptera не имеет отношения к этому сайту.
Это Ваш совместно с Ниной Потопаевой сайт?
Там много интересного, впрочем, и непривычного, с позиций СС. Надо привыкнуть.


28.02.13 22:52:14 msk
И.К. - В. Н.

Дорогой Виталий, Диптера не имеет никакого отношения к моему сайту. Там в начале можно прочесть - кто имеет.


28.02.13 20:42:25 msk
В.Н. - Бегемоту

Не знаю. Но право каждого человека - быть там, где ему нравится.  А если нам интересен этот человек, и он разрешает с собой общаться, то мы должны быть там, где ему это удобно.
Сайт Игоря профессионально сделан, по-моему, этим занималась Diptera, она умеет. Как собственный дом. Есть там всевозможные комнаты и кладовые: и проза, и поэзия, и переводы, гостевая и блог, всего вдоволь. И человеку, конечно же, нравится свой дом. Но общение - вещь своеобразная. Многие владеют большими поместьями, а общаться идут в клуб.
Если по существу. Гостевая персонального сайта имеет совсем другую ауру. Ты пришел в гости, так веди себя прилично. Как правило, все ограничивается комплиментами. Формат общения в гостевых литературных и музыкальных сайтов нередко ограничивается теми же комплиментами. Вспоминаю, я часто критиковал "Самиздат", там были приняты постоянные реверансы, общение быстро надоедало. Сетевая словесность, многие ее гостевые, Игоря в первую очередь, демонстрировала совсем иной стиль. Это действительно была роскошь человеческого общения, другого такого примера я не знаю. К тому же, такое общение имело интереснейшую историю. Ей богу, на примере гостевых СС можно защитить уникальную докторскую диссертацию по социокультурным аспектам современной коммуникации. 
Но, любым страстям приходит срок. Милая Женя, Вы меня слышите? Как часто я цитирую Ваши строки, в очень разных аудиториях, но с неизменной грустью.


28.02.13 19:16:57 msk
Бегемот

Уважаемый Виталий,

Я тут, совершенно случайно, задался другим вопросом: что такого есть в личном сайте И.К, чего бы он не мог озвучить в Словесности? Или, иначе: так ли уж важно, что скажет уходящий человек, если его все равно никто не слушает?

Я, конечно, зол, но объективность у меня не отнять!


26.02.13 21:29:59 msk
В.Н.

Задал вопрос: почему "служенье муз", а не "служенье или служение музам"? Получил интересный ответ Владимира Мальчевского на Стихи.ру:

«Служенье муз
не терпит суеты»,
и потому они не суетятся,
а мы без них рискуем потеряться,
бездарны, суетливы и пусты.

Служеньем Музам –
не за подаянье,
но Музы – не в долгу. Они щедры:
служенье Муз
не терпит нищеты,
не превращая службу в наказанье.


24.02.13 19:34:20 msk
В.Н. - Бегемоту

Вы знаете, классы пока существуют, мыслим или не мыслим мы классовыми категориями. А в воспеваемые времена они точно существовали.
Но я уйду от этих сильно умных тем, согласившись с Вами, что для обеспечения продовольствием не требуется вселенских программ. Пока. А там видно будет.


24.02.13 18:04:35 msk
Бегемот

Речь не идет об идеализации. Разумеется, война есть война и ее законы превыше воспитания в частных пансионатах. И тех, кто не будет следовать этим законам, ждет, хоть и яркая, но недолгая жизнь

Но вот с этим Вашим утверждением можно поспорить:
"А самое главное, класс изысканных франтов оказался неспособным удержать, нет, скорее преобразовать страну, чтобы она не скатилась в пучину революции и гражданской войны."

Знаете, с некоторых пор я перестал мыслить классовыми категориями.
То, что мне вдалбливали в школе, потом в университете, потом в аспирантуре, очень быстро улетучилось под влиянием открывшейся вдруг реальности. Знаете, что оказалось? Оказалось, что для обеспечения страны продовольствием не нужна Продовольственная программа! Что меньшим количеством населения можно сделать Россию экспортной зерновой державой и превысить показатели 1914 года, на которые все время ссылался Госкомстат СССР! И даже – о ужас! – для этого не надо сгонять на поля городское население и мобилизовать городской автотранспорт. А надо, всего лишь, покончить со следствиями Октябрьского переворота.

Знаете, Виталий, я вижу Великий замысел Всевышнего в том, что любая революция уничтожает себя сама, будь то французская, немецкая или русская. И я не думаю, что Чапаев, выживи он в гражданской войне, захотел бы получить судьбу Блюхера и Тухачевского.


24.02.13 13:52:01 msk
И.К.

Согласен с В.Н.


23.02.13 23:17:18 msk
В.Н. - Бегемоту

К ПОСВЯЩЕНИЮ КОЛЧАКУ

Что ж, стихи, как стихи. Надрывные, романтизирующие изысканных франтов и восхищенные взгляды сентиментальных красоток. Так сейчас принято, таков киношный Колчак, юнкер Толстой из Сибирского цирюльника, Поручик Голицин из песни.
Думаю, среди кадровых русских офицеров были фигуры, проявлявшие образцы воинской чести (таков Каппель по многим описаниям), возможно, такими были большинство офицеров. Но в гражданской войне (как и в любых войнах) крайне маловероятны белые перчатки. Руки в крови и у одних, и у других. А самое главное, класс изысканных франтов оказался неспособным удержать, нет, скорее преобразовать страну, чтобы она не скатилась в пучину революции и гражданской войны. Так надо ли идеализировать?


23.02.13 19:48:28 msk
Бегемот

Вспомнилась замечательная песня. Возможно, кто-то снова скажет, что и здесь стихи без музыки - ничто. Не стану спорить - с музыкой, и правда, лучше.


ПОСВЯЩЕНИЕ КОЛЧАКУ


Еще не сорваны погоны
И не расстреляны полки,
Еще не красным, а зеленым
Восходит поле у реки.
Им лет не много и не мало,
Но их судьба предрешена.
Они еще не генералы,
И не проиграна война.


У них в запасе миг короткий
Для бурной славы и побед,
Сентиментальные красотки
Им восхищенно смотрят вслед.
А на парадах триумфальных
Их ждут награды и чины,
Но эти сцены так фатальны,
А эти лица так бледны.


Кровавая, хмельная,
Хоть пой, хоть волком вой!
Страна моя родная,
А что ж ты делаешь со мной?!


Горят фамильные альбомы
В каминах жарких на углях,
От стен Ипатьевского дома
Уже накатывает страх,
Уже сошел с небес мессия,
И помыслы его чисты.
Свой вечный крест несет Россия,
Считая свежие кресты.


Вчера изысканные франты,
Сегодня - рыцари войны,
Они еще не эмигранты,
Они еще ее сыны.
Но жизнь прошла, как не бывало,
И не оставила следа.
На горизонте догорала
Их путеводная звезда.


Кровавая, хмельная,
Хоть пой, хоть волком вой!
Страна моя родная,
А что ж ты делаешь со мной?!


Последний выстрел с сердцем скрещен,
Неумолим прощальный взгляд,
Но дневники любивших женщин
Их для потомков воскресят.
Ах, боже мой, что б с нами было,
Когда бы это все не зря...
Когда бы разум не затмила
На башне красная заря?!


Кровавая, хмельная,
Хоть пой, хоть волком вой!
Страна моя родная,
А что ж ты делаешь со мной?!


Кровавая, хмельная,
Хоть пой, хоть волком вой!
Страна моя родная,
А что ж ты делаешь со мной?!

х**п://ввв.bgvmusic.ru/a09_s08.htm


23.02.13 19:14:09 msk
В.Н.

Игоря Юрьевича и всех посетителей гостевой с Днем Советской Армии и Военно-морского Флота, с Днем защитников Отечества.


22.02.13 23:17:44 msk
В.Н.

ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ СТРАСТЕЙ

Жестокий рассказ, но правдивый. Вот так было на самом деле. Самое интересное заключается в быстром забывании реальных событий.
Из истории села, где я провел большую часть своего детства, с 5-го по 11-й классы, 58-й - 65-й годы.
Это село Литвиновка, Беловодского района, Луганской области. Обычное украинское село, не малое, детей приходило в первый класс 40 - 50, значит и рождалось не меньше. А в дореволюционные времена было и больше, потому как вымерло село на треть в годы голодомора. Еще в начале 60-х в одной стороне села (СагонИвка, за сагою, болотистой низменностью возле речки) стояло много пустых полуразвалившихся хат. Я думал, что это последствия бомбежек в войну. Нет, это были хаты умерших в голодовку, как рассказывали старики.
Школа у нас была кирпичная, большая, построенная в начале XX века земством - земская школа. Кроме нее были еще две небольшие школы - церковная (возле церкви) и кредитная. Почему называлась кредитной - не знаю, может кредит давали под постройку.
Возле земской школы рос большой сад, с тыльной стороны - вишни, а с лицевой, за школьным двором, яблони.
После окончания школы я уехал на учебу, затем служил в армии, после службы вернулись с женой в Луганск, да там и осели.
В село приезжали часто, к родителям, да и наши дети подолгу жили у бабушек-дедушек. Кроме голодомора, история села воспринималась идиллически, в войну особых разрушений не было. И вот как-то, уже в конце 80-х, рассказывает мне одна старая соседка, жившая рядом со школой, что школьный вишневый сад расположен на братской могиле, что там зарыто не менее 80 человек, жертвы бандитских разборок в гражданскую войну. То ли они отказались вступать в банду, то ли были из части села, занятой другой бандой (а в селе, по ее рассказам, было три банды), вот их и порешили. Я спрашивал и у других стариков, они подтверждали убийство, но как-то неохотно, с опаской.
И я поразился быстротечности людской памяти. Вот оно, недавно (по историческим меркам) было, три поколения прошло, а уже ничего не помнят. Да в советское время и боялись помнить, хотя чего бояться, это ведь были бандитские разборки. Как легко мифологизируется прошлое, как важны свидетельства очевидцев.
Спасибо, Игорь Юрьевич, за воспоминания отца.


22.02.13 01:52:43 msk
И. Куберский

ЧАПАЕВ: СТРАСТИ ПО СТРАСТЯМ

Вот мы и посмотрели сериал «Страсти по Чапаю». Ругать – как-то не хочется: все уже дружно выругались, хвалить – не получится. «Чапаев» братьев Васильевых, снятый в 1934 году, стал киношедевром, вошедшим в список 100 лучших фильмов мирового кино. Его не переплюнуть, хотя нынешний фильм несколько ближе к подлинным событиям, связанным с личностью Чапаева: упомянем хотя бы любовную интригу между женой комиссара дивизии Фурманова Анны Стешенко (актриса Ольга Павловец) и нашим легендарным комдивом (актер Сергей Стрельников). Вот, пожалуй, две актерские удачи — Ольга органично вписалась в женский эмансипированный типаж тех лет, а Сергей прекрасно держится в седле и даже играет шашкой, хотя таких мощных плеч и широкой груди у Чапаева не было. Все остальные фигуры этого якобы исторического кинополотна (режиссер С. Щербин) – скорее условные, антуражные: и Фурманов, и Фрунзе, и Троцкий, и некий звероватый чекист, и Петька (адъютант Чапаева) и прочие белогвардейцы, красноармейцы и их командиры, вперемежку с несколько менее условными женскими образами…

Фильм снят в основном как одномерная иллюстрация сценария и едва ли обладает своей собственной кинодраматургией, собственным художественным языком и объемом. Не задались боевые эпизоды, снятые вяло, без режиссерских находок, кроме разве что последнего боя Чапаева и момента его гибели. Вызывает вопросы и форма красноармейцев – на самом деле они были экипированы гораздо хуже. Ну да ладно… Все равно – спасибо за сериал. Польза от просмотра все-таки будет – какой-никакой а кусок нашей истории, нашего прошлого. Неискушенный зритель хоть что-то узнает про Гражданскую войну. А это лучше, чем ничего.

Недавно ушедший из жизни маститый кинодраматург Эдуард Володарский, выпустивший в 2007 году одноименный роман, включил и в сценарий малоизвестный материал, пополнявшийся фактами и деталями о Чапаеве весь двадцатый век. Без вымысла, разумеется, не обошлось, но фантазии тут поменьше, чем в кинокартине братьев Васильевых, принимавших, по слухам, поправки и пожелания самого Сталина. Кстати, это был любимый фильм вождя.

Сомнительных эпизодов в сериале немало, но вопиющим мне показался только один – когда во время атаки в конном строю мучимый ревностью комиссар Фурманов исподтишка стреляет в Чапаева. Известно, хотя бы из той же фурмановской книги, что Чапаев был ранен в голову пулеметным огнем из аэроплана белых. Есть фотодокумент: Чапаев с перевязанной головой сидит рядом с Фурмановым, а пониже их расположился Петр Исаев.

Среди историков Гражданской войны нет единого мнения относительно подлинной значимости фигуры Чапаева. Одни считают, что его роль как военачальника, равно как и подвиги его 25 дивизии в деле разгрома белого движения на Урале, сильно преувеличены, другие настаивают на неоспоримом значении чапаевских побед. Теперь уже трудно отделить вымысел от были, да, наверное, и не нужно: в сознании народа Чапаев – легенда, пусть заодно и герой любимых анекдотов. Ни Колчак, ни Корнилов, ни, скажем, Деникин, легендами уже не станут... слишком поздно они вернулись в пантеон нашей исторической памяти, к тому же еще забитой советскими идеологемами. В сериале присутствует и модная нынче тема церкви и веры. Церковь осуждает братоубийство, жестокость и кровопролитие обеих воюющих сторон, и в этом как бы новый месседж ныне живущему поколению.

Об обстоятельствах гибели Чапаева сегодня более или менее известно, что его, раненного в руку и в живот, переправили на плоту через реку Урал на Бухарскую сторону, где на берегу комдив и скончался от потери крови. Не очень понятно до сих пор, почему была из рук вон плохо организована охрана поселка Лбищенский, где расположился штаб Чапаева. Мой отец, воевавший пулеметчиком в 25 дивизии Чапаева, оставил свои воспоминания о Гражданской и Великой Отечественной войнах, частично опубликованные в трех номерах журнала «Звезда» за 2011 г. и вышедшие полностью отдельной книгой. Там есть небольшая глава, где упоминается бой в Лбищенске. Вот она:

Бой в станице Красненькой.

Бой в Лбищенске, в котором 5 сентября 1919 года погиб В. И.Чапаев, не являлся, по моему мнению, чем-то исключительным. Такие бои случались нередко и обычно заканчивались для чапаевцев более или менее благополучно. Не раз участвовал в них и наш 5-й Краснокутский полк, переименованный затем в 224-й стрелковый полк 25-й Чапаевский дивизии. Думаю, Лбищенский бой закончился трагически только потому, что там не было одной сплочённой воинской части, такой как полк, а лишь отдельные подразделения, не привыкшие вести бой под началом одного командира. Из боёв, подобных Лбищенскому, хорошо помню бой в станице Красненькая.

Во время пребывания полка в станице, наша артиллерия, как это практиковалось тогда, расположилась на площади около церкви. На всякий случай артиллеристам придали два пулемёта. Команда разведчиков разместилась в домах, прилегающих к площади, а батальоны полка, полковая пулемётная команда и прочие подразделения были размещены по всей станице.

В один из дней мне показалось, что зажиточные хозяева дома, где во дворе стояла наша повозка с пулемётом, относятся к нашему пребыванию у них более нетерпимо, чем обычно. Хотя мы лишь изредка заходили в их дом, в тот день они не упускали случая делать нам замечания: мы-де не крестимся, переступая порог, не вытираем ноги, пьём из их половника воду и тому подобное. Здесь надо отметить, что наши отношения с уральскими казаками и их семьями всегда были крайне напряженными. И не только потому, что мы с ними воевали, но и потому что они были староверами, причём отличавшимися очень большой религиозностью. Прежде я нигде и никогда не видел, чтобы люди так истово и долго молились, стоя перед иконой утром или перед сном вечером, а также перед завтраком, ужином и обедом и после них.

Тревожные предчувствия, вызванные враждебным поведением хозяев дома, заставили меня и других красноармейцев пулемётного расчёта заночевать во дворе. Ночью, поскольку на сей раз я спал очень чутко, я проснулся сразу, как только услышал топот коней на улице, затем какую-то возню и крики, заглушённые поднявшейся оружейной стрельбой. Мы мгновенно вскочили на ноги, и начальник пулемёта Князев, приказав запереть хозяев в доме и запрячь коней, послал меня разведать, что происходит на улице. Выскочив на улицу и хоронясь в тени, я увидел в лунном свете летней ночи, что по улице мчатся вооружённые шашками конные. По длинным хвостам лошадей и белым повязкам на одном рукаве у всадников было ясно, что в станицу ворвались казаки. Им помогали сами станичники, стреляя с крыш по нашим бойцам.

Возвращаясь с быстротечной разведки, я услышал, что с площади перед церковью раздаются какие-то необычные артиллерийские выстрелы и пулеметные очереди. Как только я доложил обстановку, начальник пулемёта принял решение: «Будем выбираться из села. Там сообразим, что делать. Прорваться на площадь к артиллеристам не сможем – далеко мы от площади. К выходу из села ближе».

И мы через огороды быстро вырвались на окраину станицы. Так поступили не только мы, но и бойцы других подразделений полка. С окраины мы слышали, что у церкви продолжает стрелять артиллерия и пулемёты, и это заставляло нас поторопиться. Поскольку станица оказалась в окружении бойцов, выбравшихся из неё, то после короткого наведения порядка мы пошли в наступление. Наступление было, пожалуй, самым неистовым и беспощадным из тех, в которых я когда-либо участвовал. В плен не брали. Расстреливали на месте.

К рассвету мы уже были на площади и радостно обнимались с артиллеристами. Необычные артиллерийские выстрелы, которые я слышал при разведке, объяснились тем, что по казакам стреляли картечью. Причем с большим эффектом. Перед дулом каждого орудия был как бы хвост кометы из казачьих трупов. Казаки раз за разом бросались в атаку на орудия, пытаясь захватить их, но все их попытки оказались тщетны.

В этом бою казаки понесли несравнимо большие потери, чем мы. Досталось и жителям. За счёт их сундуков приоделись почти все бойцы полка, ходившие до того в лохмотьях. Женщин стреляли только тех, у кого нашли зарубленных во сне топором красноармейцев и кто не отрицал, что это их рук дело. Некоторые женщины были, изнасилованы, впрочем, охотников на это было немного. В полковой пулемётной команде нашёлся только один такой боец – Ромка. Нельзя сказать, что его стали презирать после этого, но что стали считать неполноценным – это факт. Ромка любил рассказывать об этом случае, что едва ли доставляло удовольствие слушавшим, разве только ему самому. Наши люди интимную сторону жизни всё же привыкли связывать с любовью или, на худой конец, с оплатой, но не с насилием.

***
Добавлю, что в этом бою моему отцу, Куберскому Юрию Васильевичу, было 16 лет.


21.02.13 23:33:07 msk
В.Н. - Бегемоту

Добрый день!
Вы знаете, я попал в гостевую в такой момент, когда прошлое воскресло. Интереснейшие рассуждения Игоря о поэзии, о Высоцком, об усыновлении. Совершенно очевидно, что гостевую создают автор и гости, если им интересно общаться.
Я совершенно здраво воспринимаю всплеск и угасание интереса, страстей - такова природа человека. А есть еще и такой природный фактор, как силы и время. Если окинуть взором десятилетие активной жизни гостевой, то берет оторопь: откуда Игорь черпал силы и вдохновение, при всей его любви к общению. В моих глазах он совершенно неординарная фигура, и чем дальше бежит время, тем больше убеждаюсь в этом.
А теперь без патетики. Недавние  заметки Игоря очень точно характеризуют творчество Высоцкого: песни у него – замечательные, но сами по себе стихи, без мелодии, без исполнения его голосом не живут.
Сколько раз, и сколько исполнителей пытались петь, подражая, не подражая, - ничего не получается. Высоцкий писал и исполнял, казалось, блатные песни, но они никак не были похожи ни на обыденный блатняк, ни на репертуар Радио Шансон. Их пел Всевышний (да простит мне господь бог такое богохульство), т.е. существо, которое было выше меня, выше основной массы слушателей. И эта вышесть была результатом резонанса стихов, музыки и личности исполнителя. Порознь - это обычные тексты, обычная музыка, и даже личность (пока была жива) близкими воспринималась ... не всевышним.
Другие исполнители не рождают этого чувства. Нет резонанса, так и хочется сказать - не порть впечатление от старого исполнения.
А от Пушкина такого ощущения нет, он остается Всевышним вот уже сколько лет. Поэтому Высоцкий - не Пушкин.


21.02.13 14:59:31 msk
Бегемот

Здравствуйте, Виталий,

И я Вас тоже помню, рад Вас здесь видеть/читать. К сожалению, не могу разделить Ваш оптимизм. Лучшие годы Словесности ушлии в прошлое.
И.К. в ней почти не бывает, а ФЕМъ не бывает совсемЪ )).
"Возврат страстей", как Вы пишете, всего лишь, вариант пословицы "седина в бородк - бес в ребро". Нет? )


09.02.13 23:55:24 msk
И.К. - В. Н.

Добрый вечер, Виталий!
Спасибо, что зашли. Нет, на этой площадке я давно один. Пощу изредка, чтобы совсем уж не забывали. А так - я на своем сайте и в своем блоге на Эхе Москвы.
Легкое оживление последних дней произошло случайно.


09.02.13 18:50:02 msk
В.Н.

Совсем плохой. фЕМЪ!


08.02.13 21:46:31 msk
В.Н.

Игорь Юрьевич, добрый день!
Намедни случилось, порекомендовал Вашу гостевую одной интернет-знакомой, архивные времена вспомнил. И сам решил зайти, ведь давно не был.
И что же? Удивился немало, гостевая ожила. С великим удовольствием прочитал заметки о поэзии, о Высоцком, о приемных детях.
И ЖЖ никуда не исчез, и Бегемот с lilu здесь же.
И что мне подумалось ... Я ведь серьезно занимался (да и сейчас не бросил) всевозможными лавинами. В массах, и в человеке. Интерес, любовь, как ажиотаж, вспыхивают и угасают. Вспомнилось: Любым страстям приходит срок. Потом - всего лишь ностальгия ... Это 85-й архив, фЕбЪ (Женя Чуприна).
Так вот, возврат страстей - крайне удивительное явление, и объясняется одним: предмет интереса совершенно неординарен.







Словесность