Словесность

[ Оглавление ]






КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ
   
П
О
И
С
К

Словесность




"...Но нет у меня ключа"


Рецензия написана для журнала "Русская речь" (СПб, май 2002)


Один из первых крупных литературных конкурсов в Сети АРТ-ТЕНЕТА 97 был богат на сенсации. Одной из них стало присуждение первого места в номинации "Поэзия" неизвестной даже в литературных кругах поэтессе из Читы Виктории Измайловой.

Уже в следующем году в "ГЕЛИКОНЕ ПЛЮС" вышла книга Виктории "Талисман", которая получила высокую оценку и профессиональных литераторов, и критиков, и читателей. Секрет стихов "Талисмана", думается мне, не только в редкой в наше время чистоте авторского зрения, искренности и непосредственности автора. Возможно, судей АРТ-ТЕНЕТ привлекло сочетание едва ли не детской лексики с большой смысловой нагрузкой текста и возникающим неожиданно и как будто даже не к месту литературным контекстом:

"...В том доме серьезные люди,
Хрусталь, и сверкающий кафель,
И девушки правильной профиль...
По клавишам бегает пудель,
Любитель печенья и вафель,
И кличут его Мефистофель."
("Ужасно линючие кошки...")

А может, судей подкупило явно песенное звучание многих стихов Виктории. Как говорит сама поэтесса, некоторые стихи она "поет под свой дрянной аккомпанемент". Впрочем, даже не положенные на музыку, тексты "Талисмана" завораживают непривычными ритмами:

"А как тополь сбреет бороду на дворе,
Выходи гулять по городу в сентябре,
Расстояния недальние, различи
Золотые да хрустальные кирпичи..."
("А как тополь сбреет бороду...")

Если говорить о литературных традициях, прослеживающихся в стихах Виктории Измайловой, то наиболее близки ей, наверное, "чистые лирики" второй половины XIX века Фет, Майков, Плещеев с их удивительной способностью проникать в душу природы. Именно она, Природа, в "Талисмане" - одно из главных действующих лиц или как минимум "говорящий" фон развивающегося сюжета.

"Сыпал град по черепице
Разудалые коленца,
Плавал лед в воде колодца
Тусклым бликом в леденце.
Утром ветер обратится
В бесприютного младенца
И от холода зайдется
Тонким криком на крыльце."
("Сыпал град по черепице...")

И еще Виктория Измайлова один из тех немногих авторов, которые умеют рисовать завершенные картины, сохраняя при этом в стихе какую-то недосказанность, загадку для читателя, отчего стихи становятся щемящими и надолго запоминаются:

"...Над лесом полоска света,
Серебряная парча.
Я знаю, где дверца эта,
Но нет у меня ключа."
("Под вечер в бору еловом...")




© Светлана Бодрунова, 2002-2021.
© Сетевая Словесность, 2002-2021.






 
 


НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Сергей Сутулов-Катеринич: Весталка, трубадур и дельтаплан [...по причинам, которые лень называть, недосуг вспоминать, ни к чему рифмовать, четверть века назад невзлюбил я прекрасное женское имя - имя, несущее...] Наталья Козаченко: Пуговица [Вечеряли рано: солнце не село и сияли купола позолотой, сновали по улицам приезжие купечики победнее. Вчерась был четверг и обыденные Ильинские торжки...] Любовь Артюгина: Человек в одеяле [Под вечер, когда утихает жара, / И пламя не рвётся из солнечной пасти, / Спадает с домов и людей кожура, / И в город приходит прохладное счастье...] Светлана Андроник: Ветреное [виток земли вокруг своей оси / бери и правду горькую неси / не замечай в упор что снег растаял / юдоль земная стало быть простая...] Михаил Ковсан: Словом единым. Поэзия в прозе, или Проза в стихах [Свистнув, полетит стрела, душу юную унося, сквозь угольное ушко пролетая, и, ухнув, полотно разорвется, неумолимый предел пробивая, и всё вокруг цветасто...] Ростислав Клубков: Дерево чужбины [Представь себе, что через город течет река, по ее берегам растут деревья, люди встречаются под деревьями и разговаривают о деревьях. Они могут разговаривать...] Елена Севрюгина: "Реалити-шоу" как новый жанр в художественной литературе [Можно сказать, что читатель имеет дело с новым жанром: "роман-реалити-шоу", или "роман-игра"...] Максим Жуков: Равенству - нет! [Ты - в своей основе - добрый... Ну и зря! / В этом мире крови пролиты моря! / Надо лишь немного: просто, может быть, / Попросить у Бога смелости...]
Словесность